"Тайны снега и льда"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Систематизировать знания детей о свойствах снега и льда,дать представление об айсбергах.Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;Активизировать словарный запас детей (снегопад,оттепель,прозрачный,бесцветный,айсберг,ледяной патруль).Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_tayny_snega_i_lda.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- Систематизировать знания детей о свойствах снега и льда, дать представление об айсбергах.
- Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- Активизировать словарный запас детей (снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный, айсберг, ледяной патруль).
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Оборудование и материалы: емкости со льдом и снегом, по два стакана на каждого ребенка, листы цветной бумаги, салфетки, глобус, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись песни, магнитофон.
Ход ООД
Звучит песня «Кабы не было зимы...» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
- О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме. Ребята, наша Вологодская область расположена в северной части России. Снега у нас выпадает много. Зима холодная, морозная. А вы любите зиму? За что вы любите зиму? (высказывания детей)
Садимся на стулья
Слайд № 2
Стихи Вологодской поэтессы А.Шевелевой «Гостья» (Лена П.), «Речка простудилась» (Андрей П.)
О чем эти стихи? Что такое снег? (Это много снежинок.) Подумайте, каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? (Ответы детей.)
Слайд № 3
В морозную погоду снег сухой и сыпучий
Слайд №4
В оттепель – влажный, липкий
Слайд №5
Снегопад.
Слайд №6
Изморозь.
Отгадайте загадки:
Слайд №7
Скатерть бела
Весь свет одела.
Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит
Слайд №8
Не драгоценный камень, а светится.
В огне не горит,
В воде не тонет
Слайд№9
Снеговик предлагает изучить свойства снега и льда. Хотите?
Слайд №10
Опыт № 1: «Определение качеств снега и льда»
У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Холодный, твердый, тяжелый.) Возьмите в руки снег — какой он? (Ответы детей.)
Слайд №11
Опыт № 2 «Определение цвета»
Слайд№12
Опыт № 3: «Определение прозрачности»
Теперь положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет. (Под снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный.)
Слайд №13
Опыт № 3: «Воздействие температуры»
Вы утверждаете, что лед и снег — это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Положите в один стаканчик лед, а в другой стаканчик — снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки. Теперь давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. («Идем» по столу указательным и средним пальцами.)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами.)
С горки мы потом катались, (Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.)
- Теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Воду.)
Что можно сказать про лед? (Лед тает в тепле, превращаясь в воду.) А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед — это замерзшая вода.
А где на нашей планете больше всего снега и льда? Обращаю внимание детей на глобус (на северном и южном полюсах).
- Правильно, льда много в Арктике и Антарктике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике. Как вы думаете, как ведут себя ледники под лучами солнца? Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.
- Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?
- Хотите проверить? Давайте возьмем кусочки льда и опустим их в воду. Сначала девочки, затем мальчики.
- Что происходит? Почему лед не тонет? (выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому айсберги тоже не тонут.) Давайте посмотрим. какие бывают айсберги.
Слайды № 14,15,16,17.
Айсберги незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6 – 12 лет, постепенно тают, делятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги? Для кого?
Айсберги представляют опасность для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
Итог:
Что нового вы сегодня узнали?
Вам понравилось проводить опыты? У вас всё получилось?
А что бы вам ещё хотелось узнать?
Слайд №18
Снеговик говорит вам: Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию "Тайны снега и льда"
Конспект для детей подготовительной группы....
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему: «Тайны снега и льда»
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему:«Тайны снега и льда»...
Проект "Тайна снега и льда"
Проект...
Тематическое мероприятие с элементами экспериментирования "Тайны снега и льда" 17.01.2017г.
Конспект мероприятия. Приказ о выполнении....
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Тайны снега и льда»
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....