"Тайны снега и льда"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Осипова Екатерина Викторовна

Систематизировать знания детей о свойствах снега и льда,дать представление об айсбергах.Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;Активизировать словарный запас детей (снегопад,оттепель,прозрачный,бесцветный,айсберг,ледяной патруль).Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_tayny_snega_i_lda.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о  свойствах снега и льда, дать представление об айсбергах.
  2. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
  3. Активизировать словарный запас детей (снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный, айсберг, ледяной патруль).
  4. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы: емкости со льдом и снегом, по два стакана на каждого ребенка, листы цветной бумаги, салфетки, глобус, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись песни, магнитофон.

Ход ООД

Звучит песня «Кабы не было зимы...» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).

- О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме. Ребята, наша Вологодская область расположена в северной части России. Снега у нас выпадает много. Зима холодная, морозная. А вы любите зиму? За что вы любите зиму? (высказывания детей)

Садимся на стулья

Слайд № 2

Стихи Вологодской поэтессы  А.Шевелевой «Гостья» (Лена П.), «Речка простудилась» (Андрей П.)

О чем эти стихи? Что такое снег? (Это много снежинок.)  Подумайте, каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? (Ответы детей.)

Слайд № 3  

В морозную погоду снег сухой и сыпучий

Слайд №4    

В оттепель – влажный, липкий

Слайд №5  

Снегопад.

Слайд №6    

Изморозь.

Отгадайте загадки:

Слайд №7

Скатерть бела

Весь свет одела.

Всю зиму смирно лежит,

А весной убежит

Слайд №8

Не драгоценный камень, а светится.

В огне не горит,

В воде не тонет

Слайд№9

Снеговик предлагает изучить свойства снега и льда. Хотите?

Слайд №10    

Опыт № 1: «Определение качеств снега и льда»

У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Холодный, твердый, тяжелый.) Возьмите в руки снег — какой он? (Ответы детей.)

Слайд №11

Опыт № 2 «Определение цвета»

Слайд№12

Опыт № 3: «Определение прозрачности»

Теперь  положите  под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет. (Под снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный.)

Слайд №13

Опыт № 3: «Воздействие температуры»

Вы утверждаете, что лед и снег — это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Положите в один стаканчик лед, а в другой  стаканчик — снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки. Теперь давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.

Мы во двор пришли гулять. («Идем» по столу указательным и средним пальцами.)

Бабу снежную лепили,                                  («Лепим» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,                  (Крошащие движения всеми пальцами.)

С горки мы потом катались,     (Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.     (Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.)

Все в снегу домой пришли,                                    (Отряхиваем ладошки.)

Съели суп и спать легли.         (Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.)

- Теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Воду.)

Что можно сказать про лед? (Лед тает в тепле, превращаясь в воду.) А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.  Значит, снег и лед образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед — это замерзшая вода.

А где на нашей планете больше всего снега и льда? Обращаю внимание детей на глобус (на северном и южном полюсах).

- Правильно, льда много в Арктике и Антарктике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике. Как вы думаете, как ведут себя ледники под лучами солнца? Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.

- Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?

- Хотите проверить? Давайте возьмем кусочки льда и опустим их в воду. Сначала девочки, затем мальчики.

- Что происходит? Почему лед не тонет? (выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому айсберги тоже не тонут.) Давайте посмотрим. какие бывают айсберги.

Слайды № 14,15,16,17.

Айсберги незабываемо красивая и  величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6 – 12 лет, постепенно тают, делятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги? Для кого?

Айсберги представляют опасность для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.

Итог:

Что нового вы сегодня узнали?

Вам понравилось проводить опыты? У вас всё получилось?

А что бы вам ещё хотелось узнать?

Слайд №18

Снеговик говорит вам: Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию "Тайны снега и льда"

Конспект для детей подготовительной группы....

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему: «Тайны снега и льда»

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему:«Тайны снега и льда»...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Тайны снега и льда»

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....