Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Тайны снега и льда»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Тайны снега и льда»

Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования

Задачи:

Образовательные:

• расширять представления детей о свойствах снега и льда;

• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

• учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

• обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный

Развивающие:

• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

• развивать связную речь;

• развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Материалы и оборудование: емкости со льдом и снегом, два пустых стакана (на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав, посылка, игрушка Снеговик, снеговички – фишки, по 2 снежинки на каждого ребенка, магнитофон, карточки с изображением опытов:

- лед попадает в тепло – вода;

- снег попадает в тепло – вода;

- вода замерзает – лед.

Ход занятия:

Вос-ль:

Здравствуйте, дети! Вместе со мной к вам в гости пришел Снеговичок. Снег-к:

Здравствуйте, ребята!

Вос-ль:

Снеговичок, а почему ты пришел в гости именно к этим ребятам?

Снег-к:

Я услышал, что есть такой д/сад «Солнышко», а в нем живут веселые, добрые, как лучики солнца, дети. Я захотел их увидеть.

Вос-ль:

-Ну, что же, покажем Снеговику, какие мы веселые, добрые, умные. Так как у нас необычное занятие, то дети, которые будут отвечать, получат вот таких веселых снеговичков.

Звучит песня «Кабы не было зимы… »

Вос-ль:

-О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме. А вы любите зиму? А за что вы любите зиму? Вам помогут иллюстрации. Ответы.

- А теперь послушайте загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь. Ответы.

Вос-ль: А каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? А что такое снег? Снежинки. Вот как они выглядят. А что такое снежинки, откуда они берутся? Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода. Даже в загадке говорится: «станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой?

Физкультминутка: А сейчас давайте поиграем. Возьмите снежинки. Вправо-влево повернись и в снежинку превратись! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Звучит фонограмма) .

- Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь. (Стук в дверь) .

-Кто-то стучится. Входите.

Снегурочка: Здравствуйте! Торопилась к вам, друзья,

Принесла посылку я.

Вос-ль: Спасибо! Интересно, от кого? Читаю: «От Деда Мороза».

Снегурочка, оставайся с нами.

Снег-ка: А вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле?

Ответы детей.

Вос-ль: Спасибо, Снегурочка, за посылку. Приходи к нам на Новый год.

(Открываю посылку)

-Чтобы узнать, что здесь, отгадайте загадку.

Он сковал большую реку, Ровный, гладкий, красота!

Он поможет человеку обходиться без моста.

А в каникулы, зимой, в эти славные деньки

Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки.

Дети: Это лед.

Достаю кусочек льда и показываю детям. А что такое лед?

Дети: Это замерзшая вода.

Вос-ль: Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?

Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт №1. «Определение цвета».

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.

Вос-ль: А снег? – ответы детей.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Ответы детей: «Под снегом не видно. Значит, лёд прозрачный, а снег – непрозрачный»).

Опыт №3. «Воздействие температуры».

Воспитатель:

Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика) .

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).

Что можно сказать про лед? (Ответы.) . А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.

Итог.

- Вам понравилось? Что вы делали сегодня?

- Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются? В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Что еще узнали?

Снег мягкий, а лед -…

Снег белый, а лед…

Снег легкий, а лед…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы — «Волшебница-Вода»

Занятие по экспериментальной деятельности с детьми средней возрастной группы...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности для средней группы "Волшебница-Вода"

Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, физическое развитие. Цели: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навык...

Конспект по экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Снег и лед»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждениеДетский сад «Аленушка» с. Кызыл- Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11324688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]]Задачи:Образовательные:• учить устанавливать элементарны...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: "Снег и лед"

Расширить  представления детей о физических свойствах снега и льда....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

обучение установления причинно-следственных связей при проведени  опытно-экспериментальной деятельности...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»...