Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Тайны снега и льда»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe.docx (16.98 КБ) | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Тайны снега и льда»
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей о свойствах снега и льда;
• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;
• учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
• обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный
Развивающие:
• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
• развивать связную речь;
• развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Материалы и оборудование: емкости со льдом и снегом, два пустых стакана (на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав, посылка, игрушка Снеговик, снеговички – фишки, по 2 снежинки на каждого ребенка, магнитофон, карточки с изображением опытов:
- лед попадает в тепло – вода;
- снег попадает в тепло – вода;
- вода замерзает – лед.
Ход занятия:
Вос-ль:
Здравствуйте, дети! Вместе со мной к вам в гости пришел Снеговичок. Снег-к:
Здравствуйте, ребята!
Вос-ль:
Снеговичок, а почему ты пришел в гости именно к этим ребятам?
Снег-к:
Я услышал, что есть такой д/сад «Солнышко», а в нем живут веселые, добрые, как лучики солнца, дети. Я захотел их увидеть.
Вос-ль:
-Ну, что же, покажем Снеговику, какие мы веселые, добрые, умные. Так как у нас необычное занятие, то дети, которые будут отвечать, получат вот таких веселых снеговичков.
Звучит песня «Кабы не было зимы… »
Вос-ль:
-О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме. А вы любите зиму? А за что вы любите зиму? Вам помогут иллюстрации. Ответы.
- А теперь послушайте загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. Ответы.
Вос-ль: А каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? А что такое снег? Снежинки. Вот как они выглядят. А что такое снежинки, откуда они берутся? Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода. Даже в загадке говорится: «станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой?
Физкультминутка: А сейчас давайте поиграем. Возьмите снежинки. Вправо-влево повернись и в снежинку превратись! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Звучит фонограмма) .
- Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь. (Стук в дверь) .
-Кто-то стучится. Входите.
Снегурочка: Здравствуйте! Торопилась к вам, друзья,
Принесла посылку я.
Вос-ль: Спасибо! Интересно, от кого? Читаю: «От Деда Мороза».
Снегурочка, оставайся с нами.
Снег-ка: А вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле?
Ответы детей.
Вос-ль: Спасибо, Снегурочка, за посылку. Приходи к нам на Новый год.
(Открываю посылку)
-Чтобы узнать, что здесь, отгадайте загадку.
Он сковал большую реку, Ровный, гладкий, красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой, в эти славные деньки
Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки.
Дети: Это лед.
Достаю кусочек льда и показываю детям. А что такое лед?
Дети: Это замерзшая вода.
Вос-ль: Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?
Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Опыт №1. «Определение цвета».
- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный.
Вос-ль: А снег? – ответы детей.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Ответы детей: «Под снегом не видно. Значит, лёд прозрачный, а снег – непрозрачный»).
Опыт №3. «Воздействие температуры».
Воспитатель:
Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.
Динамическая пауза.
- А теперь давайте поиграем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика) .
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).
Что можно сказать про лед? (Ответы.) . А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.
Итог.
- Вам понравилось? Что вы делали сегодня?
- Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются? В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Что еще узнали?
Снег мягкий, а лед -…
Снег белый, а лед…
Снег легкий, а лед…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы — «Волшебница-Вода»
Занятие по экспериментальной деятельности с детьми средней возрастной группы...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности для средней группы "Волшебница-Вода"
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, физическое развитие. Цели: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навык...
Конспект по экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Снег и лед»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад «Аленушка» с. Кызыл- Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11324688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]]Задачи:Образовательные:• учить устанавливать элементарны...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: "Снег и лед"
Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда....
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»
обучение установления причинно-следственных связей при проведени опытно-экспериментальной деятельности...
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»...