"Технология интегрированного занятия в дошкольном образовательном учреждении" автор С.Д. Сажина
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog._integrirovannogo_zanyatiya._sazhina_s.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
"Технология интегрированного занятия
в дошкольном образовательном учреждении" автор С.Д. Сажина
Пояснительная записка
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход.
Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:
- «Физическое развитие» - двигательная деятельность;
- «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
- «Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
- «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность;
- «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.
В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Что же такое «интеграция»?
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
Актуальность
· Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
· В ходе интегрированной образовательной деятельности развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
· Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
· Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
· Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Цель:
· сформировать у детей целостную картину мира
· обобщенные умения, системные знания; усилить мировоззренческую направленность интересов детей
· более эффективно сформировать их убежденность и достичь всестороннего развития личности.
Задачи:
· способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
· способствует развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимает перенапряжение, перегрузку;
· углубляет представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяет кругозор; способствует формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
· основывается на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
· эмоционально развивает детей, т. к. основано на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Методы и приемы, используемые при интеграции НОД:
· сюрпризный, игровой моменты,
· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
· сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Форма проведения образовательной деятельности - это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, наблюдения, элементарные опыты, экспериментирования, игровые проблемные ситуации и прочее.
Требования к структуре интегрированных занятий:
• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
• Систематичность и доступность изложения материала.
• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Примерная структура интегрированного занятия
- Мотивация, должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель в первую очередь должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитывать текущие проблемы и дела.
- Содержание - должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания или закрепляются уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
- Анализ или оценка. Детям предлагается практическая деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности, их надо презентовать: (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ (рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным и т.д.)
Вводная часть.
Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
Основная часть.
Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Паралельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть.
Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Сочетание предметов:
· Музыка и математика
· Обучение грамоте — математика.
· Художественная литература — развитие речи – обучение грамоте.
· Развитие речи — музыка — рисование.
· Математика — труд.
· Ознакомление с окружающим — музыка — рисование — труд.
· Ознакомление с окружающим – чтение художественной литературы и др.
Все это позволяет интегрировать различные образовательные области.
ВЫВОД:
В качестве показателей оценки развития воспитанников используются параметры, разработанные образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Анализировались следующие показатели формирования интегративных качеств дошкольников:
1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
2. «Любознательный, активный»
3. «Эмоционально отзывчивый»
4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
5. «Способный управлять своим поведением и планировать действия»
6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»
7. «Имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
8. «Овладевший предпосылками учебной деятельности»
9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Литература:
1. Федорец, Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения / Федорец, Г.Ф., 1990.
2. С.Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М., 2008г.;
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста
Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированного занятия по образовательной области "Музыка" "Здоровым быть - здорово жить!" (для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект интегрированного занятия составлен на основе современных образовательных ТЕХНОЛОГИЙ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ; технология СОТРУДНИЧЕСТВА; ИГРОВАЯ; ТРИЗ), с элементами фольклора...
Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»
Цель: создать условия для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «Познание» и «Художественное творчество» в старшем дошкольном возрасте: «Эта загадочная вода…».
Познакомить детей с образованием облаков, формировать элементарные представления о круговороте воды в природе;Формировать новые способы познавательной деятельности...
Пособие "Технология интегрированного занятия", Сажина С.Д.
Известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообрази...
Нод по технологии интегрированного занятия с приоритетным направлением речевого развития с использованием информационно -коммуникационной технологии в средней группе по теме: "По дорогам сказок"
Целью занятия является развитие познавательных и речевых умений детей на примере любимых сказок, развитие всех компонентов устной речи детей.Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текс...
технология интегрированного занятия в дошкольном образовательном учреждении
Разработка в соответствии с темами недели программно-методическое обеспечение двигательно-познавательной деятельности. 2. Создание материально-техническую базу для проведения двигательно-познават...