"Технология интегрированного занятия в дошкольном образовательном учреждении" автор С.Д. Сажина
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Ситникова Ольга Эргашевна

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._integrirovannogo_zanyatiya._sazhina_s.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

             "Технология интегрированного занятия

 в дошкольном образовательном учреждении" автор С.Д. Сажина

Пояснительная записка

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход.

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

  • «Физическое развитие» - двигательная деятельность;
  • «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
  • «Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
  • «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность;
  • «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.

В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Что же такое «интеграция»?

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.

Актуальность

·         Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.

·         В ходе интегрированной образовательной деятельности развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

·         Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

·         Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

·         Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

 Цель: 

·         сформировать у детей целостную картину мира

·         обобщенные умения, системные знания; усилить мировоззренческую направленность интересов детей

·         более эффективно сформировать их убежденность и достичь всестороннего развития личности. 

Задачи:

·         способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

·         способствует развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимает перенапряжение, перегрузку;

·         углубляет представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяет кругозор; способствует формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

·         основывается на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

·         эмоционально развивает детей, т. к. основано на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

       Методы и приемы, используемые при интеграции НОД:

·             сюрпризный, игровой моменты,

·             рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,

·             сравнительный анализ, сопоставление, поиск.

·             проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

·             разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Форма проведения образовательной деятельности - это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, наблюдения, элементарные опыты, экспериментирования, игровые проблемные ситуации и прочее.

Требования к структуре интегрированных занятий:

• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.

• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.

• Систематичность и доступность изложения материала.

• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

 

Примерная структура интегрированного занятия

  • Мотивация, должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель в первую очередь должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитывать текущие проблемы и дела.
  • Содержание - должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания или закрепляются уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
  • Анализ или оценка. Детям предлагается практическая деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности, их надо презентовать: (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ (рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным и т.д.)

Вводная часть.

 Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

Основная часть.

Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Паралельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть.

Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Сочетание предметов:

·         Музыка и математика

·         Обучение грамоте — математика.

·         Художественная литература — развитие речи – обучение грамоте.

·         Развитие речи — музыка — рисование.

·         Математика — труд.

·         Ознакомление с окружающим — музыка — рисование — труд.

·         Ознакомление с окружающим – чтение художественной литературы и др.

Все это позволяет интегрировать различные образовательные области.

 

ВЫВОД:

В качестве показателей оценки развития воспитанников используются параметры, разработанные образовательной организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.

Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 Анализировались следующие показатели формирования интегративных качеств дошкольников:  

1.  «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

2.  «Любознательный, активный»

3. «Эмоционально отзывчивый»

4.  «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

5.  «Способный управлять своим поведением и планировать действия»

6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»

7. «Имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». 

8. «Овладевший предпосылками учебной деятельности»

9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Литература:

1. Федорец, Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения / Федорец, Г.Ф., 1990.

2. С.Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М., 2008г.;                   

  3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия по образовательной области "Музыка" "Здоровым быть - здорово жить!" (для детей старшего дошкольного возраста)

   Конспект интегрированного занятия составлен на основе современных образовательных ТЕХНОЛОГИЙ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ; технология СОТРУДНИЧЕСТВА; ИГРОВАЯ; ТРИЗ), с элементами фольклора...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «Познание» и «Художественное творчество» в старшем дошкольном возрасте: «Эта загадочная вода…».

Познакомить детей с образованием облаков, формировать элементарные представления о    круговороте воды в природе;Формировать новые способы познавательной деятельности...

Пособие "Технология интегрированного занятия", Сажина С.Д.

Известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообрази...

Нод по технологии интегрированного занятия с приоритетным направлением речевого развития с использованием информационно -коммуникационной технологии в средней группе по теме: "По дорогам сказок"

Целью занятия является развитие познавательных и речевых умений детей на примере любимых сказок, развитие всех компонентов устной речи детей.Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текс...

технология интегрированного занятия в дошкольном образовательном учреждении

Разработка в соответствии с темами недели программно-методическое обеспечение двигательно-познавательной деятельности. 2. Создание материально-техническую базу для проведения двигательно-познават...