ПРОЕКТ «Песок и его свойства» (исследовательский, краткосрочный) для воспитанников средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа)

Цель проекта: учить различать и называть словами качества и свойства песка: сухой, ,влажный, очень мокрый; сыпется, лепится, состоит из мелких песчинок, желтый, светло - или темно-коричневый, хорошо пропускает воду, на сыром песке остаются следы, по ним можно узнать кто ходил, на сухом песке вместо следов  остаются ямки; песок можно покрасить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №1574 ОП 4

Средняя  группа №9

Автор проекта:

воспитатель первой квалификационной категории

Ворон Татьяна Васильевна

Москва 2019г , июнь

ПРОЕКТ

 «Песок и его свойства»

(исследовательский, краткосрочный)

для воспитанников средней группы

1.1 Тип проекта: исследовательский.

1.2 Срок проекта: краткосрочный (1 неделя)

1.3 Участники проекта: воспитатель, воспитанники средней  группы, родители.

1.4 Цель проекта: учить различать и называть словами качества и свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый; сыпется, лепится, состоит из мелких песчинок, желтый, светло - или темно-коричневый, хорошо пропускает воду, на сыром песке остаются следы, по ним можно узнать кто ходил, на сухом песке вместо следов  остаются ямки; песок можно покрасить.

1.5 Актуальность проекта

Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Игры с песком способствуют оздоровлению и закаливанию, поскольку они организуются на свежем воздухе, в теплый период года, при естественном воздействии этого природного материала на детский организм.  Экспериментирование является одним из наиболее эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников.

В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили. Песок можно окрасить используя различные красители – мел, пищевые красители, акварельные краски.

Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.

1.6 Задачи проекта:

Учить проводить элементарные опыты с песком. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к объектам неживой природы. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом.

1.7 Предполагаемый результат

Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

1.8 Материал и оборудование: наборы для юного экспериментатора (все необходимое в уголке экспериментирования), стекло для рисования песком, песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках.

.

1.9 Этапы проекта:

1. Подготовительный этап (определение цели, задач проекта, сбор информации)

2. Основной этап.

- Работа с детьми;

- Работа с родителями;

3. Заключительный (презентация проекта, развлечение детей)

2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2.1 Работа с родителями

Для организации опытов, поручить родительскому комитету, обеспечить детей лупами, наборами для игры в песок (лопаточки, ведерки, формочки, грабли).

Консультация для родителей: «Конструирование из песка».

Оформление фотостенда «Наши замки из песка» (помощь в распечатке фотографий).

2.2 Работа с детьми

Сроки проведения

Форма проведения

Цель

Понедельник

Чтение сказки «Солнечный свет и песок»

Экспериментальная деятельность «Песочная страна»
Лепка из песка на участке «Пирожки для гостей», «Замки на песке».

Развивать у детей умения понимать, оценивать поступки и чувства через чтение художественной литературы.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить.

Показать детям, что из сухого песка не получаются фигуры, а из мокрого песка с помощью формочек можно слепить пирожки.

Вторник

Отгадывание загадок про песок Экспериментальная деятельность «Кто прошел по сырому, сухому песку» Рисование песком коллективное «Солнышко»


Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.

Учить детей рисовать песком на листе бумаги.

Среда

Д/и «Чудесный мешочек»

Экспериментальная «Песок пропускает воду быстрее, а глина медленнее»

Рисование на стекле песком

Учить детей узнавать предметы по характерным признакам(в мешочках песок, различные крупы).

Закрепить представления детей о свойствах песка и глины, установить: что пропускает воду быстрее – вода или глина,  развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Учить детей создавать простые рисунке на стекле с помощью песка. Наблюдения и опыт психологов показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Четверг

П/и «Перепрыгни через ручеек» Экспериментальная деятельность «Волшебное сито»

Беседа «Песочные часы»

Развить физическую силу и выносливость.

Познакомить детей со способом отделения песка от крупной крупы, камешков.

Познакомить детей с песочными часами. Рассказать о их назначении.

Пятница

Развлечение «Загадки цветного песка»

Коллективное рисование цветным песком «Наш любимый детский сад»

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Развивать чувство формы, цвета композиции.

Учить насыпать  песок на контур смазанный клеем.

Развивать мелкую моторику и ловкость при работе с различными материалами.

Развивать чувство формы, цвета композиции.

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.

Воспитывать желание любоваться полученным результатом.



3.Приложение

Сказка про песок и солнечный свет.

Давным-давно, когда люди, звери и птицы говорили на одном языке, а трава перешёптывалась с опавшими листьями, на широком озере жили брат и сестра, Песок и Водная Гладь. Песок любил странствовать по всей земле, а Водная Гладь дожидалась брата из дальних путешествий.

На северном берегу озера жила Старая Гора. Её муж, вечно угрюмый Чёрный Утёс, стоял чуть поодаль. Целыми днями и ночами он вглядывался в бескрайний горизонт, ни с кем не разговаривая и думая о чём-то своём.

Каждое утро на озеро приходил Солнечный Свет. Все радовались его появлению и непременно расхваливали его золотые кудри, их красоту и блеск. Солнечный Свет любил слышать похвалу! Он растекался от счастья и начинал играть со всеми, кто в нём нуждался. И только Песок, который был сух и колюч, не придавал большого значения появлению Солнечного Света. Покружив на берегу, он срывался с места и пропадал на несколько дней.

И вот, однажды, Песок вернулся из путешествия, ласково потрепал Водную Гладь и начал свой рассказ.

– Далеко-далеко, на краю земли, в одиночестве живёт древняя Пустыня. Она поведала о тех временах, когда ничего не было кроме неба и земли. Она очень мудра! Она научила меня быть быстрым и сильным, ловким и неукротимым!

– Какие глупости! – усмехнулся Солнечный Свет, любуясь своим отражением в Водной Глади. – Я буду там, где живёт Пустыня уже утром, а ты и за несколько дней туда не доберёшься!

– Ты лжёшь! – взвился Песок. – Я всё сметаю на своём пути! Ни зверь, ни человек не устоят в схватке со мной!

Солнечному Свету доставляло огромное удовольствие дразнить Песок. Он рассмеялся и скрылся за тучей.

– Вот видишь, Песок, захочу, выйду, а захочу нет! А что можешь сделать ты?

Старая Гора разволновалась и прогрохотала: “А, ну, прекратите, немедленно! Эй, Утёс, что же ты молчишь? Уйми их!” Но она знала, что Чёрный Утёс никогда не ответит. Уж очень он молчалив и угрюм.

А Песок тем временем не на шутку разошёлся!

– Уймись, Песок! – умоляла брата Водная Гладь. Да, куда там! Слова Солнечного Света не давали покоя гордому Песку.

И яростно Песок закружился в жутком танце! Так учила его древняя Пустыня. Он поднялся в небо и заслонил собой Солнечный Свет. Тьма опустилась на землю и воцарилась тишина. Звери попрятались в норы, люди закрыли двери и окна, замолкли птицы. Холодом повеяло по всей земле. Слёзы Водной Глади превращались в тонкий лёд. Листва опадала на траву, а Старая Гора недовольно шевелилась, сотрясая землю.

Солнечный Свет высокомерно молчал, но и Песок был непреклонен. Он без устали вился много дней, обезумевший от гордости и огромной силы! И кто знает, что стало бы с нашей землёй, если бы, однажды, сквозь тьму не донёсся протяжный зов древней Пустыни. Тысячелетняя мудрость сказала ей, что надо унять Песок, иначе всё погибнет, и вновь останется древняя Пустыня совсем одна.

Песок услышал настойчивый зов Пустыни и молча, ушёл на край земли.

С тех пор, всё вокруг погрузилось в тишину. Никто не хотел говорить и вспоминать о произошедшем. Кто сейчас помнит эту историю? Солнечный Свет, который от обиды раскаляет Пустыню и Песок, и, пожалуй, Чёрный Утёс, который никогда не болтал попусту.

Песок так и остался в пустыне, где ему нет равных в силе и скорости. Но иногда он возвращается к любимой сестре. Ложится на берег и мирно засыпает. И только слышно, как Водная Гладь поёт тихую песню, оберегая сон брата.

Экспериментальная деятельность.

«Песочная страна»

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; познакомить со способами изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клей-карандаш.

Описание: Незнайка предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сухой, сыпучий). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем лепить из сухого песка? Попробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли песком рисовать?

На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что – либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть,  что получилось.

Все вместе рассматривают рисунки.

«Кто прошел по сырому, сухому песку»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.

Описание: Сделайте с ребенком ладошками следы на мокром песке. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Чья ладошка больше? Чья меньше? Повторите эксперимент с сухим песком.

Вывод: на мокром песке хорошо отпечатываются следы, на сухом нет.

«Песок пропускает воду быстрее, а глина медленнее»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка и глины, установить: что пропускает воду быстрее – вода или глина,  развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной

Описание :Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась»между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

  «Волшебное сито»

Цель: познакомить детей со способом отделения песка от крупной крупы, камешков.

Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, рис, манная  крупа,  песок, мелкие камешки.

Описание: К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она  уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?

Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотри
те, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые
могут помочь нам? Замечаем, что лежит сито? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску?
Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»

Найдем вещества у нас в лаборатории, которые просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков, отделить песок от камешков? Дети самостоятельно
просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось. Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.

Конструирование «Замки из песка».

Конструирование из песка  - любимое детское занятие, отвечающее интересам и возможностям ребят. Ребята знакомятся со свойствами этого материала, постигают приемы строительства из него. В процессе деятельности у детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Во время игр в песок дети расслабляются эмоционально и физически. Конструирование из песка дает возможность ребятам действовать сообща, советоваться при создании какой – либо постройки.

Основной задачей, которую я для себя поставила, это создать условия, побудить ребят к строительству из песка и играм с ним, научить их приемам работы.

Главными условиями при играх и конструировании с песком, является безусловно его подготовка. Песок необходимо два раза в неделю  перекапывать(чтобы он не слеживался), обязательно должен быть чистым(закрытие песка после игр), просеянным, влажным.

Безусловно песочница должна находится в хорошо освещенном, солнечном месте, чтобы давать возможность высыхать влажному песку.

На участке у нас имеется песочница, столик для свободной игры в песок, контейнер для уборки песочных наборов.

Для работы с песком можно предложить пластмассовые ведерки, совочки, грабли, лопатки, различные формочки(животные, овощи, фрукты, пирамидки и т. д);Так же использовать другие игрушки – машинки, куклы, животные(они должны быть безопасными и хорошо мыться).

Очень важным моментом являются беседы с детьми о том, что нужно аккуратно играть  в песок (нельзя кидаться, есть песок); бережно относиться к чужим постройкам, ничего не ломать.

Перед воспитателем стоит важная задача, обучить детей, дать самостоятельно действовать, помочь им в создании, научить работать совместно.

Я считаю, что песочница это одно из тех мест, где закладываются познавательно - исследовательские способности и социально – личностные качества. Ведь именно в песочнице проводили свои первые эксперименты и  когда – то обрели своих первых друзей.

Развлечение-экспериментирование в средней группе «Загадка цветного песка»

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Предварительная работа: беседа с детьми «Что такое лаборатория»; развлечение«Знакомимся с лабораторией и экспериментальной деятельностью»; разучивание стихотворений о песке; изготовление костюмов для героев фиксиков.

Роли героев фиксиков Симки и Нолика играют дети подготовительной группы.

Материал: пластиковый стаканчики, ложечки, мел, песок просеянный через сито, терка.

Воспитатель: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада, я нашла посылку. Она была подписана: «Для воспитанников средней группы». Откроем?

Дети: Да!

Воспитатель (читает письмо): «Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебное место. Оно обязательно вам понравиться. Там могут происходить различные чудеса, которые вы можете сотворить сами. Но, чтобы узнать и попасть туда, вам нужно отгадать загадки. Я посылаю вам в помощь предметы - подсказки, отгадав загадки вы узнаете куда я вас приглашаю. Удачи вам друзья. До скорой встречи! Госпожа Природа!»

Воспитатель: Ребят, какое-то загадочное письмо. Попробуем отгадать, что за предметы? И, что это за волшебное место?

Дети: Да!

Воспитатель: Слушайте первую загадку.

Этот жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает. (Магнит)

Что - то можно в нем зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нем поспать часок,

Угадали, что?. (Песок)

Если в то стекло смотреть,

Можно много разглядеть:

Что не видно просто глазом,

Нам стекло покажет сразу! (Лупа)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это за место?

Дети: Да! Это лаборатория.

Воспитатель: Давайте с вами отправимся туда.

Физкультминутка. Маша и медведь «Про следы»

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем по кругу.)

Воспитатель: Вот мы и пришли в лабораторию.

(В лаборатории цветные следы, на бумаге).

Дети: Ой, а что это за следы.

Воспитатель: Смотрите Симка, Нолик. Здравствуйте!

Нолик: Здравствуйте!

Симка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Симка, Нолик, когда мы шли в лабораторию, увидели цветные следы. Кто это у вас тут так наследил?

Симка: Да, это все Нолик.

Нолик: Почему сразу я? Может ты! Или еще кто - нибудь?

Симка: А, кто у нас в песок играл?

Нолик: Я играл!

Симка: Вот и наследил.

Ребенок: А почему следы цветные, песок же может быть белым или желтым. Разве бывает зеленым, красным?

Симка: Так он в начале в песок играл, а потом ему захотелось мелом порисовать мелками. Вот и получились следы цветные.

Нолик: А разве может мел покрасить песок?

Воспитатель: Да ребята! Давайте с вами попробуем покрасить песок. Для этого нам нужно: мел, песок и … Ребят, что это?

Дети: Терка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сейчас я покажу вам как из мелков можно сделать порошок.

Воспитатель трет мел на терке.

А теперь я предлагаю каждому из вас добавить порошковый мел в песок. И размешать.

Дети добавляют.

Воспитатель: Ну, что ребята, получилось?

Дети: Да!

Воспитатель спрашивает каждого из ребят, какого цвета получился у него песок.

Нолик: Как интересно. Оказывается это мои следы.

Воспитатель: Да, Нолик. Ребята смогли доказать, что это твои следы. И получились они цветными от того, что ты перемешал мел и песок.

Нолик: Да! Я и не знал, что такое может быть. Ребят спасибо, вам за проведенный эксперимент.

Воспитатель: Нолик, а еще песок можно покрасить пищевыми красителями. И с пескомможно провести много различных экспериментов.

Нолик: А сейчас я хочу с вами поиграть.

«Собери набор юного исследователя» (два рюкзака, лупы - 2 шт., колбы - 2 шт., ситечко – 2шт., различные игрушки)

Воспитатель: Симка, Нолик дети знают стихотворения про песок. Послушайте.

1-й ребенок: Лежал песок,

Скучал песок.

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость дождь из тучек.

2- й ребенок: Скучал в жару,

Скучал в мороз-

Весь мир песку был скучен.

И так еще сто тысяч лет

Хранил бы он унынье

Но был доставлен к нам чуть свет.

И не скучает, вовсе, нет

В песочнице отныне.

Симка: Какое замечательное стихотворение.

Нолик: Молодцы, ребята! Играйте с песком, экспериментируйте.

Воспитатель: Интересно у вас здесь. Но нам пора возвращаться в группу. До свидания!

Симка, Нолик: До свидания!

Под песню «Маши и медведь» возвращаются в группу на стульчики.

Воспитатель: Ребята вот мы с вами и разгадали загадки госпожи Природы. Побывали в лаборатории и сами поставили опыт. Вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы обязательно будем возвращаться в лабораторию и ставить эксперименты. А сейчас давайте с вами отправимся на прогулку и поиграем с песком в песочнице.

Загадки про песок

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - ... (песок)

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!

(песок)

Мелкие зёрна огромной горы.

Вниз не текут, как вода или сок.

Тоненькой струйкой с горы до поры

Сыпется с тихим журчаньем

(песок)

Стихотворения про песок

А. Полетаева

Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!

Н. Хилтон

Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!

И. Финк

Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.

Список используемых источников:

Собственные методические разработки Интернет – источники Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. . – СПб. : «Детство – Пресс», 2015. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный, творческо-информационный проект с воспитанниками средней группы "В стране геометрических фигур"

Краткосрочный, творческо-информационный проект с воспитанниками средней группы "В стране геометрических фигур"...

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в средней группе "Мыло и его свойства"

Данное мероприятие предназначено для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности детей, познакомить детей со свойствами мыла; с общей схемой исследовательской деятельности....

НОД поисково - исследовательской деятельности " Снег и его свойства с элементами театрализации" в средней группе

На данном открытом занятии ребята узнали  много  интересного о свойствах снега, некоторых правилах безопасности в зимнее время....

Конспект Непосредственной организованной деятельности с воспитанниками средней группы общеразвивающей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Свойства соли»

Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности Цель: Создать условия для расширения знаний  детей о соли и ее свойствах через игру.Психолого-педагогические...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО II ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА БУМАГИ»

С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному листу для того, чтобы оставить на нём следы разноцветными к...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...