ПРОЕКТ «Песок и его свойства» (исследовательский, краткосрочный) для воспитанников средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель проекта: учить различать и называть словами качества и свойства песка: сухой, ,влажный, очень мокрый; сыпется, лепится, состоит из мелких песчинок, желтый, светло - или темно-коричневый, хорошо пропускает воду, на сыром песке остаются следы, по ним можно узнать кто ходил, на сухом песке вместо следов остаются ямки; песок можно покрасить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/proekt_pesok_i_ego_svoystva.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №1574 ОП 4
Средняя группа №9
Автор проекта:
воспитатель первой квалификационной категории
Ворон Татьяна Васильевна
Москва 2019г , июнь
ПРОЕКТ
«Песок и его свойства»
(исследовательский, краткосрочный)
для воспитанников средней группы
1.1 Тип проекта: исследовательский.
1.2 Срок проекта: краткосрочный (1 неделя)
1.3 Участники проекта: воспитатель, воспитанники средней группы, родители.
1.4 Цель проекта: учить различать и называть словами качества и свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый; сыпется, лепится, состоит из мелких песчинок, желтый, светло - или темно-коричневый, хорошо пропускает воду, на сыром песке остаются следы, по ним можно узнать кто ходил, на сухом песке вместо следов остаются ямки; песок можно покрасить.
1.5 Актуальность проекта
Федеральные государственные требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Игры с песком способствуют оздоровлению и закаливанию, поскольку они организуются на свежем воздухе, в теплый период года, при естественном воздействии этого природного материала на детский организм. Экспериментирование является одним из наиболее эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников.
В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили. Песок можно окрасить используя различные красители – мел, пищевые красители, акварельные краски.
Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
1.6 Задачи проекта:
Учить проводить элементарные опыты с песком. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к объектам неживой природы. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом.
1.7 Предполагаемый результат
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
1.8 Материал и оборудование: наборы для юного экспериментатора (все необходимое в уголке экспериментирования), стекло для рисования песком, песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках.
.
1.9 Этапы проекта:
1. Подготовительный этап (определение цели, задач проекта, сбор информации)
2. Основной этап.
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
3. Заключительный (презентация проекта, развлечение детей)
2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2.1 Работа с родителями
Для организации опытов, поручить родительскому комитету, обеспечить детей лупами, наборами для игры в песок (лопаточки, ведерки, формочки, грабли).
Консультация для родителей: «Конструирование из песка».
Оформление фотостенда «Наши замки из песка» (помощь в распечатке фотографий).
2.2 Работа с детьми
Сроки проведения | Форма проведения | Цель |
Понедельник | Чтение сказки «Солнечный свет и песок» | Развивать у детей умения понимать, оценивать поступки и чувства через чтение художественной литературы. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить. Показать детям, что из сухого песка не получаются фигуры, а из мокрого песка с помощью формочек можно слепить пирожки. |
Вторник | Отгадывание загадок про песок Экспериментальная деятельность «Кто прошел по сырому, сухому песку» Рисование песком коллективное «Солнышко» | Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка. Учить детей рисовать песком на листе бумаги. |
Среда | Д/и «Чудесный мешочек» | Учить детей узнавать предметы по характерным признакам(в мешочках песок, различные крупы). Закрепить представления детей о свойствах песка и глины, установить: что пропускает воду быстрее – вода или глина, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей. Учить детей создавать простые рисунке на стекле с помощью песка. Наблюдения и опыт психологов показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. |
Четверг | П/и «Перепрыгни через ручеек» Экспериментальная деятельность «Волшебное сито» | Развить физическую силу и выносливость. Познакомить детей со способом отделения песка от крупной крупы, камешков. Познакомить детей с песочными часами. Рассказать о их назначении. |
Пятница | Развлечение «Загадки цветного песка» | Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой. Развивать чувство формы, цвета композиции. Учить насыпать песок на контур смазанный клеем. Развивать мелкую моторику и ловкость при работе с различными материалами. Развивать чувство формы, цвета композиции. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Воспитывать желание любоваться полученным результатом. |
3.Приложение
Сказка про песок и солнечный свет.
Давным-давно, когда люди, звери и птицы говорили на одном языке, а трава перешёптывалась с опавшими листьями, на широком озере жили брат и сестра, Песок и Водная Гладь. Песок любил странствовать по всей земле, а Водная Гладь дожидалась брата из дальних путешествий.
На северном берегу озера жила Старая Гора. Её муж, вечно угрюмый Чёрный Утёс, стоял чуть поодаль. Целыми днями и ночами он вглядывался в бескрайний горизонт, ни с кем не разговаривая и думая о чём-то своём.
Каждое утро на озеро приходил Солнечный Свет. Все радовались его появлению и непременно расхваливали его золотые кудри, их красоту и блеск. Солнечный Свет любил слышать похвалу! Он растекался от счастья и начинал играть со всеми, кто в нём нуждался. И только Песок, который был сух и колюч, не придавал большого значения появлению Солнечного Света. Покружив на берегу, он срывался с места и пропадал на несколько дней.
И вот, однажды, Песок вернулся из путешествия, ласково потрепал Водную Гладь и начал свой рассказ.
– Далеко-далеко, на краю земли, в одиночестве живёт древняя Пустыня. Она поведала о тех временах, когда ничего не было кроме неба и земли. Она очень мудра! Она научила меня быть быстрым и сильным, ловким и неукротимым!
– Какие глупости! – усмехнулся Солнечный Свет, любуясь своим отражением в Водной Глади. – Я буду там, где живёт Пустыня уже утром, а ты и за несколько дней туда не доберёшься!
– Ты лжёшь! – взвился Песок. – Я всё сметаю на своём пути! Ни зверь, ни человек не устоят в схватке со мной!
Солнечному Свету доставляло огромное удовольствие дразнить Песок. Он рассмеялся и скрылся за тучей.
– Вот видишь, Песок, захочу, выйду, а захочу нет! А что можешь сделать ты?
Старая Гора разволновалась и прогрохотала: “А, ну, прекратите, немедленно! Эй, Утёс, что же ты молчишь? Уйми их!” Но она знала, что Чёрный Утёс никогда не ответит. Уж очень он молчалив и угрюм.
А Песок тем временем не на шутку разошёлся!
– Уймись, Песок! – умоляла брата Водная Гладь. Да, куда там! Слова Солнечного Света не давали покоя гордому Песку.
И яростно Песок закружился в жутком танце! Так учила его древняя Пустыня. Он поднялся в небо и заслонил собой Солнечный Свет. Тьма опустилась на землю и воцарилась тишина. Звери попрятались в норы, люди закрыли двери и окна, замолкли птицы. Холодом повеяло по всей земле. Слёзы Водной Глади превращались в тонкий лёд. Листва опадала на траву, а Старая Гора недовольно шевелилась, сотрясая землю.
Солнечный Свет высокомерно молчал, но и Песок был непреклонен. Он без устали вился много дней, обезумевший от гордости и огромной силы! И кто знает, что стало бы с нашей землёй, если бы, однажды, сквозь тьму не донёсся протяжный зов древней Пустыни. Тысячелетняя мудрость сказала ей, что надо унять Песок, иначе всё погибнет, и вновь останется древняя Пустыня совсем одна.
Песок услышал настойчивый зов Пустыни и молча, ушёл на край земли.
С тех пор, всё вокруг погрузилось в тишину. Никто не хотел говорить и вспоминать о произошедшем. Кто сейчас помнит эту историю? Солнечный Свет, который от обиды раскаляет Пустыню и Песок, и, пожалуй, Чёрный Утёс, который никогда не болтал попусту.
Песок так и остался в пустыне, где ему нет равных в силе и скорости. Но иногда он возвращается к любимой сестре. Ложится на берег и мирно засыпает. И только слышно, как Водная Гладь поёт тихую песню, оберегая сон брата.
Экспериментальная деятельность.
«Песочная страна»
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить; познакомить со способами изготовления рисунка из песка.
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клей-карандаш.
Описание: Незнайка предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сухой, сыпучий). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем лепить из сухого песка? Попробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли песком рисовать?
На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что – либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают рисунки.
«Кто прошел по сырому, сухому песку»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.
Материал: большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.
Описание: Сделайте с ребенком ладошками следы на мокром песке. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Чья ладошка больше? Чья меньше? Повторите эксперимент с сухим песком.
Вывод: на мокром песке хорошо отпечатываются следы, на сухом нет.
«Песок пропускает воду быстрее, а глина медленнее»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка и глины, установить: что пропускает воду быстрее – вода или глина, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.
Материал: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной
Описание :Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась»между песчинками.
Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
«Волшебное сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения песка от крупной крупы, камешков.
Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, рис, манная крупа, песок, мелкие камешки.
Описание: К детям приходит Красная Шапочка и рассказывает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?
Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотри
те, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые
могут помочь нам? Замечаем, что лежит сито? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску?
Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно назвать это волшебное сито?»
Найдем вещества у нас в лаборатории, которые просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков, отделить песок от камешков? Дети самостоятельно
просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось. Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.
Конструирование «Замки из песка».
Конструирование из песка - любимое детское занятие, отвечающее интересам и возможностям ребят. Ребята знакомятся со свойствами этого материала, постигают приемы строительства из него. В процессе деятельности у детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Во время игр в песок дети расслабляются эмоционально и физически. Конструирование из песка дает возможность ребятам действовать сообща, советоваться при создании какой – либо постройки.
Основной задачей, которую я для себя поставила, это создать условия, побудить ребят к строительству из песка и играм с ним, научить их приемам работы.
Главными условиями при играх и конструировании с песком, является безусловно его подготовка. Песок необходимо два раза в неделю перекапывать(чтобы он не слеживался), обязательно должен быть чистым(закрытие песка после игр), просеянным, влажным.
Безусловно песочница должна находится в хорошо освещенном, солнечном месте, чтобы давать возможность высыхать влажному песку.
На участке у нас имеется песочница, столик для свободной игры в песок, контейнер для уборки песочных наборов.
Для работы с песком можно предложить пластмассовые ведерки, совочки, грабли, лопатки, различные формочки(животные, овощи, фрукты, пирамидки и т. д);Так же использовать другие игрушки – машинки, куклы, животные(они должны быть безопасными и хорошо мыться).
Очень важным моментом являются беседы с детьми о том, что нужно аккуратно играть в песок (нельзя кидаться, есть песок); бережно относиться к чужим постройкам, ничего не ломать.
Перед воспитателем стоит важная задача, обучить детей, дать самостоятельно действовать, помочь им в создании, научить работать совместно.
Я считаю, что песочница это одно из тех мест, где закладываются познавательно - исследовательские способности и социально – личностные качества. Ведь именно в песочнице проводили свои первые эксперименты и когда – то обрели своих первых друзей.
Развлечение-экспериментирование в средней группе «Загадка цветного песка»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
Предварительная работа: беседа с детьми «Что такое лаборатория»; развлечение«Знакомимся с лабораторией и экспериментальной деятельностью»; разучивание стихотворений о песке; изготовление костюмов для героев фиксиков.
Роли героев фиксиков Симки и Нолика играют дети подготовительной группы.
Материал: пластиковый стаканчики, ложечки, мел, песок просеянный через сито, терка.
Воспитатель: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада, я нашла посылку. Она была подписана: «Для воспитанников средней группы». Откроем?
Дети: Да!
Воспитатель (читает письмо): «Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебное место. Оно обязательно вам понравиться. Там могут происходить различные чудеса, которые вы можете сотворить сами. Но, чтобы узнать и попасть туда, вам нужно отгадать загадки. Я посылаю вам в помощь предметы - подсказки, отгадав загадки вы узнаете куда я вас приглашаю. Удачи вам друзья. До скорой встречи! Госпожа Природа!»
Воспитатель: Ребят, какое-то загадочное письмо. Попробуем отгадать, что за предметы? И, что это за волшебное место?
Дети: Да!
Воспитатель: Слушайте первую загадку.
Этот жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает. (Магнит)
Что - то можно в нем зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нем поспать часок,
Угадали, что?. (Песок)
Если в то стекло смотреть,
Можно много разглядеть:
Что не видно просто глазом,
Нам стекло покажет сразу! (Лупа)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что это за место?
Дети: Да! Это лаборатория.
Воспитатель: Давайте с вами отправимся туда.
Физкультминутка. Маша и медведь «Про следы»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем по кругу.)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лабораторию.
(В лаборатории цветные следы, на бумаге).
Дети: Ой, а что это за следы.
Воспитатель: Смотрите Симка, Нолик. Здравствуйте!
Нолик: Здравствуйте!
Симка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Симка, Нолик, когда мы шли в лабораторию, увидели цветные следы. Кто это у вас тут так наследил?
Симка: Да, это все Нолик.
Нолик: Почему сразу я? Может ты! Или еще кто - нибудь?
Симка: А, кто у нас в песок играл?
Нолик: Я играл!
Симка: Вот и наследил.
Ребенок: А почему следы цветные, песок же может быть белым или желтым. Разве бывает зеленым, красным?
Симка: Так он в начале в песок играл, а потом ему захотелось мелом порисовать мелками. Вот и получились следы цветные.
Нолик: А разве может мел покрасить песок?
Воспитатель: Да ребята! Давайте с вами попробуем покрасить песок. Для этого нам нужно: мел, песок и … Ребят, что это?
Дети: Терка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сейчас я покажу вам как из мелков можно сделать порошок.
Воспитатель трет мел на терке.
А теперь я предлагаю каждому из вас добавить порошковый мел в песок. И размешать.
Дети добавляют.
Воспитатель: Ну, что ребята, получилось?
Дети: Да!
Воспитатель спрашивает каждого из ребят, какого цвета получился у него песок.
Нолик: Как интересно. Оказывается это мои следы.
Воспитатель: Да, Нолик. Ребята смогли доказать, что это твои следы. И получились они цветными от того, что ты перемешал мел и песок.
Нолик: Да! Я и не знал, что такое может быть. Ребят спасибо, вам за проведенный эксперимент.
Воспитатель: Нолик, а еще песок можно покрасить пищевыми красителями. И с пескомможно провести много различных экспериментов.
Нолик: А сейчас я хочу с вами поиграть.
«Собери набор юного исследователя» (два рюкзака, лупы - 2 шт., колбы - 2 шт., ситечко – 2шт., различные игрушки)
Воспитатель: Симка, Нолик дети знают стихотворения про песок. Послушайте.
1-й ребенок: Лежал песок,
Скучал песок.
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость дождь из тучек.
2- й ребенок: Скучал в жару,
Скучал в мороз-
Весь мир песку был скучен.
И так еще сто тысяч лет
Хранил бы он унынье
Но был доставлен к нам чуть свет.
И не скучает, вовсе, нет
В песочнице отныне.
Симка: Какое замечательное стихотворение.
Нолик: Молодцы, ребята! Играйте с песком, экспериментируйте.
Воспитатель: Интересно у вас здесь. Но нам пора возвращаться в группу. До свидания!
Симка, Нолик: До свидания!
Под песню «Маши и медведь» возвращаются в группу на стульчики.
Воспитатель: Ребята вот мы с вами и разгадали загадки госпожи Природы. Побывали в лаборатории и сами поставили опыт. Вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы обязательно будем возвращаться в лабораторию и ставить эксперименты. А сейчас давайте с вами отправимся на прогулку и поиграем с песком в песочнице.
Загадки про песок
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? - ... (песок)
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
(песок)
Мелкие зёрна огромной горы.
Вниз не текут, как вода или сок.
Тоненькой струйкой с горы до поры
Сыпется с тихим журчаньем
(песок)
Стихотворения про песок
А. Полетаева
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
Н. Хилтон
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!
И. Финк
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
Список используемых источников:
Собственные методические разработки Интернет – источники Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / Сост. . – СПб. : «Детство – Пресс», 2015. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный, творческо-информационный проект с воспитанниками средней группы "В стране геометрических фигур"
Краткосрочный, творческо-информационный проект с воспитанниками средней группы "В стране геометрических фигур"...
Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»
Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...
Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в средней группе "Мыло и его свойства"
Данное мероприятие предназначено для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности детей, познакомить детей со свойствами мыла; с общей схемой исследовательской деятельности....
НОД поисково - исследовательской деятельности " Снег и его свойства с элементами театрализации" в средней группе
На данном открытом занятии ребята узнали много интересного о свойствах снега, некоторых правилах безопасности в зимнее время....
Конспект Непосредственной организованной деятельности с воспитанниками средней группы общеразвивающей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Свойства соли»
Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности Цель: Создать условия для расширения знаний детей о соли и ее свойствах через игру.Психолого-педагогические...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО II ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА БУМАГИ»
С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному листу для того, чтобы оставить на нём следы разноцветными к...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...