Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные нашего леса" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Арламова-Кирюшина Марина Петровна

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему  «Дикие животные леса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект занятия по развитию речи

"Дикие животные нашего леса" (подготовительная группа)

Цель:  

Развивать речь детей, используя методы опосредованного воздействия. Уточнение и расширение знаний детей по теме «Дикие животные нашего леса».

Задачи:

1.  закреплять знания о диких животных и их жилищах

2.  расширять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные»

3.  развитие мышления детей на материале описательных загадок

4.  развитие связной речи детей

5.  закрепление умения составлять предложения по предложенной схеме

6.  совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов

7.  закрепление умения делить слова на слоги.

8.  развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия

9.  формировать умение детей  давать  полные   ответы  на   вопросы

10. развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения

11. воспитание умения взаимодействовать друг с другом

12. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к диким животным наших лесов

13. воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой

высказывания других детей

Оборудование и материалы:

Мультимедийная  установка;  презентация  по  теме  «Дикие  животные  нашего  края», «Правила  поведения  в  лесу»,  (дидактические   игры  «Назови  детеныша»,  «Третий лишний»,  «Кто чем  питается»);   письмо;  карточки  схемы  слов,  схема  предложения, фото диких животных, мнемотаблица «Животные», электронная физминутка для глаз, фонограмма записи «звуки леса».

Словарная работа:  

•  дикие животные – заяц, волк, лось, лиса, медведь, еж, барсук, енот, рысь, кабан, олень, белка;

•  обобщающее слово – дикие звери;

•  жилье  - жилище – дупло,  нора,   берлога, логово;

•  детеныши – бельчата, волчата, медвежата, ежата, зайчата, лисята;

•  притяжательные прилагательные – заячий, лисий, волчий, медвежий, беличий;

•  косолапый.

Предварительная  работа:  рассматривание  иллюстраций,  беседа  о  диких  животных

наших  лесов,  чтение   рассказов  о  диких  животных;  работа  по  данной  теме  на  занятиях

продуктивных видов деятельности.  

Методы и приемы:

Словесные:

1.  беседа;

2.  ответы на вопросы;

3.  обращение к опыту детей;

4.  загадывание загадок;

5.  педагогическая оценка.  

Наглядные:

1.  демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические:

1.  моделирование рассказа;

2.  решение проблемной ситуация;

3.  поисковые действия;

4.  дидактические игры;

5.  физминутка;

6.  гимнастика для глаз.

 

 

 

 

                                             Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки девчонки и мальчишки! Сегодня у нас необычное занятие. На

нем присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети:  Здравствуйте!

Коммуникативная игра:

Игра «Доброе утро! ».

                       Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро.          ( правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки)

Доброе утро!          ( левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки)

Солнцу и птицам.     ( поднимают руки вверх, тянутся)

Доброе утро!             ( машут правой рукой)

Улыбчивым лицам. ( улыбаются друг другу.)

И каждый становится

Добрым, доверчивым.  

Пусть доброе утро.  

Длится до вечера.

Воспитатель: А как еще можно поздороваться?

Дети: Добрый день! Добрый вечер!  

Воспитатель: А какое у вас сейчас настроение?

Дети: Хорошее!

Воспитатель:  Молодцы,  я  очень  рада,  что  у  всех  хорошее,  веселое  настроение.  Вот  с  таким

настроением мы и начнем наше занятие.

Воспитатель: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад, я встретила Почтальона Печкина, он передал

письмо  от лесных жителей. В нем говориться, что они приглашают нас в гости.

Вы согласны отправиться в лес на прогулку.

Входит лесовичок.

Лесовичок: Стойте, стойте, знаю я вас, пойдут,  намусорят, моих зверушек напугают и рады. Нет, вначале  я вам  устрою проверку, все ли  вы знаете как нужно себя в лесу вести. И какие правила нужно соблюдать в лесу.

Дети: называют правила (на магнитной доске открываются правила, правила которые дети не назвали, разбираются.) 

Лесовичок: Ну, молодцы! Я разрешаю вам посетить мой лес, ну а мне пора! (уходит)   

Воспитатель: И так в путь, пойдем по лесной тропинке (звучит музыка « Звуки леса»)  

Дети: Тропинка, тропинка,

    Ты нас проведи,

    Пойдем за тобою,  

    А ты впереди! (дети идут по кругу друг за другом.)

Воспитатель: А теперь давайте присядем и отдохнем на лесной полянке.

Воспитатель:  Назовите известных вам животных наших лесов  

Дети: (называют лесных зверей, а воспитатель выставляет на магнитной доске их изображения – медведь, лиса, волк, барсук, лось, заяц, еж, белка).

Воспитатель: Какие это животные?

Дети: Лесные, дикие.

Воспитатель: Где живут эти животные?

Дети: В лесу.  

Воспитатель: Правильно. Все эти животные – лесные жители.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам  отгадать загадки о лесных жителях.  

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных.

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.  

                        (Медведь)   Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

                        (Еж)                  

Кто зимой холодной

Бродит серый, злой, голодный?

                        (Волк)          

Зимой – беленький.

Летом – серенький.

Никого не обижает,

 

А сам всех боится

                        (Заяц)          

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

                        (Лось)        

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут ее …

                        (Лиса)      

Этот зверь плотины строит,

Очищает водоём.

Он деревья разгрызает

Словно острым топором.

Чтоб построить свою хатку,

Накопить в неё добра.

Вы конечно узнаёте

В звере нашего..    

                         (Бобра)      

Быстрый маленький зверек

По деревьям скок, да скок!

                        (Белка)    

 

Воспитатель: Молодцы. Ой, посмотрите, кто это к нам спустился с дерева?

Дети: Белка

Воспитатель: Белка какая? А где белка живет?

Дети: В дупле

Воспитатель: Значит это дупло чьё?

Дети: Это беличье дупло.

Воспитатель: Молодцы. Белка очень любит играть с мячом, и она хочет с вами поиграть в игру «Чьи детки».

Воспитатель: Раз. два, три, четыре, пять – в белку превращусь опять.

Игра « Чьи детки»  

 

У белки – бельчонок

У Лисы – лисенок

У волка – волчонок

У собаки – щенок

У тигра – тигренок

У курицы – цыпленок

У лосихи - лосенок

У жабы – лягушонок

У овечки - ягненок

У зайца - зайчонок

У медведицы – медвежонок

У бобрихи – бобренок

У ежа – ежонок

У мишки – мышонок.

Физминутка

Воспитатель: А теперь мы отдохнем  с животными гулять пойдем.  

                                       

 «На водопой».

Теплым днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

Дети идут по кругу друг за другом.

За мамой-лосихой топал лосенок,

Идут, громко топая.

За мамой лисицей крался лисенок,

Идут крадучись.

За мамой-ежихой катился ежонок,

Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой-медведицей шел медвежонок,

Идут в перевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата,

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Скачут, сделав ушки из ладоней.

Волчица вела за собою зайчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Останавливаются, делают лакательные движения языком.

Воспитатель: Молодцы. Давайте присядем и осмотримся. Ребята, посмотрите, кажется на лесной полянке кто-то спрятался? (заяц)

                                     

Воспитатель: А как вы думаете почему он не в своем жилище. Как вы понимаете слово «жилище»  

Дети: Рассуждения детей.

Воспитатель поясняет: «Жилище – место обитания животных».  А кто знает

стихотворение про зайца?

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы  

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою – берый,  

Он, скажите, вам знаком?  

Воспитатель: Молодец. Ребята, как вы думаете, чтобы спасаться от волка и лисы какими качествами

должен обладать заяц?

Дети: (быстро бегать, хорошо прятаться и иметь хорошее зрение)

Воспитатель: Вот и мы с вами давайте потренируем свое зрение.  

Физминутка для глаз

«Посмотри вокруг»

                                       

Воспитатель: А сейчас я предлагаю выбрать себе рисунок одного из зверей и составить об этом животном  предложение в соответствии со схемой (на доске схема предложения, а перед детьми рисунки животных.)

Воспитатель: Хорошо, умницы.

                                       

Воспитатель:  А вот посмотрите, кто знает чье это жилище? И как называется жилище медведя?

Дети: (отвечают полным ответом)

Воспитатель: Медведь, какой?

                                       

Дети: Бурый, сильный, лохматый, огромный…

Воспитатель: А кто знает стихотворение про медведя?

Спит зимою великан

В тепленькой берлоге.

Ждет весеннего тепла

И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий,

Любит рыбку половить.

Чтобы мед отведать сладкий

Может улей разорить.

Что за зверь? Скорей ответь.

Этот великан...медведь.

Воспитатель: А как вы понимаете слово косолапый?

Дети: предлагают варианты  лексического значения данного слова.

Воспитатель: поясняет: «Ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Воспитатель: А кто еще спит зимой?

Дети: Еж.

Воспитатель: А какое жилище у ежа?  

Дети: Он спит в листьях.

Воспитатель: Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.  

Воспитатель: Ребята, давайте составим небольшой рассказ об этом интересном зверьке. А поможет вам в этом эта таблица.

 Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть на полянке, слушайте внимательно.  

Перед вами картинки животных. Посмотрите внимательно, и назови лишнее животное и объясни почему.

Д/И «Кто лишний»

1.  Корова – лиса – заяц

2.  Лиса – волк - заяц

3.  Лиса – петух – заяц

4.  Белка – волк – тигр

5.  Медведь – еж – собака

Воспитатель: Молодцы, нам пора  домой, пойдем по лесной тропинке (звучит музыка « Звуки леса»)      

Речевая гимнастика.

(Дети за воспитателем произносят чистоговорку)

Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

Олк-олк-олк – в логове зимует волк.

Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.

Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.

Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам наша прогулка, какое у вас настроение после нашего путешествия, что интересного было на прогулке.  

Дети: дети делятся впечатлениями

Воспитатель: Вы меня сегодня очень порадовали своими ответами, каждый из вас чем – то отличился:…..

 

 

Дополнительное задание  

1 Д/И «Кто чем питается»

Воспитатель: Ну а на прощание давайте угостим животных их любимыми лакомствами. Перед вами

картинки нужно соединить животного с его едой.

А теперь не зевай,

Быстро всех угощай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дикие животные нашего леса" (подготовительная группа)

Название  проекта: «Дикие животные наших лесов»(подготовительная группа)Краткое описание проекта: данный проект направлен на расширение знаний детей о жителях наших лесов, на раз...

Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран" (старшая группа)

В данной методической разработке представлен конспект занятия по развитию речи, а также мнемосхема по стихотворению "Где обедал воробей?"...

Проект: « «Дикие животные наших лесов»". Подготовительная группа.

                                        Краткое описание проекта: данный проект пре...

Конспект по познавательному развитию (Дикие животные нашего леса). Средняя группа.

Конспект по окружающему миру (Дикие животные нашего леса)....

Проект «Дикие животные наших лесов» (подготовительная группа)

Проект «Дикие животные наших лесов» (подготовительная группа)Проекта: данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Дикие животные наших лесов». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект занятия по развитию речи "Животные нашей степи" в старшей группе "Нарн"

Конспект занятия по развитию речи "Животные нашей степи" в старшей группе "Нарн"...