Экологическая сказке «Заботливые девочки»
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Родионова Оксана Григорьевна

Экологические сказки помогают ребенку задуматься, где-то даже переосмыслить свое поведение в природе. Сказка заставляет сопереживать, ее содержание доступно и понятно малышу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodionova_ekol_skaz_konkurs.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к сказке «Заботливые девочки»

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её значение становится сильнее.

Современное состояние экологии является результатом деятельности человека. На нашей планете осталось совсем немного мест, в которых еще нет экологических проблем. В основном это те места, которые до сих пор не заселены человеком. Значит, основным источником проблем природы выступают сами люди. Зачастую человек не следит за своими действиями по отношению к окружающей среде, не всегда отдает отчет в своих поступках.

Экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний деятельности человека на Земле. Правильное её решение будет эффективно осуществляться лишь в том случае, если в каждом человеке будет развит достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, учить правильно относиться к природе и беречь её.

Дошкольный  возраст – первоначальная  ступень,   на которой закладывается  позитивное, бережное  отношение к природе. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям.

Главную роль в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста играет художественная литература, а именно сказка. На основе знаний, которые дети получают через данный вид жанра литературы, закладываются первоначальная форма правильного отношения к природе, появляется интерес к ее изучению, оберегать все живое, умение рассмотреть красоту во всех ее формах, выражать свое эстетическое отношение к ней, а также позволяет сформировать уважение и ответственность за нее.

Экологические сказки помогают ребенку задуматься, где-то даже переосмыслить свое поведение в природе. Сказка заставляет сопереживать, ее содержание доступно и понятно малышу.

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.


Экологическая сказка «Заботливые девочки»

для детей младшего дошкольного возраста

Цель: формирование основ экологической культуры у младших дошкольников через сказку.

Задачи:

  • Образовательные

- пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы;

- активизировать речевую активность.

  • Развивающие

- формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;

- прививать экологическую культуру поведения через поступки и действия героев сказки.

  • Воспитательные

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

- словесный (чтение сказки, беседа);

- наглядный (показ иллюстраций (слайды);

- практический (элементы инсценирования).

Предполагаемый результат:

- формирование нравственных качеств, чувства сопереживания к объектам природы;   

- расширение   представлений об экологическом,  бережном отношении к природе,

- приобретение положительного  опыта на примере  поведения и действий   героев сказки;

- повышение речевой  активности;  


СКАЗКА «ЗАБОТЛИВЫЕ ДЕВОЧКИ»

Стоял жаркий знойный день. Саша и Маша решили пойти на речку искупаться. «Только давай сначала спросим у мамы разрешения» -  сказала Маша.  Мама отпустила их на речку, но строго настрого наказала без её присутствия не купаться. Вот доглажу белье и приду к вам, вместе будем  плавать.  Выйдя из дома, Маша почувствовала, как что-то мокрое капнуло ей на руку. «Привет!» - сказала капелька. Девочки  посмотрели  вверх,  над  головой плыло белое пушистое облако. «Очень люблю путешествовать вместе со своими сестричками» - сказала капелька и исчезла.

(слайд 1)

По дороге к речке девочки увидели ромашку, которая низко склонила свой вялый бутон. «Почему ты такая грустная?» -  спросила Саша. Пить, пить! -  тихо  и жалобно простонала ромашка. Саша побежала к речке, зачерпнула воды и полила цветок. Ромашка подняла свой бутон и, улыбнувшись, поблагодарила ее.

(слайд 2)

Проходя по тропинке через рощу, Саша и Маша увидели дым. «Опять кто-то шашлыки жарит» - подумала Саша. «Посмотри сколько сломанных веток. Всю красоту губят!» - сказала Маша.  Подойдя ближе, они увидели непотушенный костер. «Что делать? Прилетит сейчас ветер озорник, подует, заполыхает пламя, загорятся трава и лес. Все живое погибнет» - забеспокоились девочки.  

- Надо кого - то позвать. Девочки стали звать капельку.

(слайд  3)

 - Беда, беда – закричала капелька, сейчас разбужу  маму и своих сестричек. Животным и растениям нужна наша помощь. Вдруг капельки одна за другой стали спрыгивать на землю.

(слайд,  4)

Дождь прошел, костер потух. Поблагодарив капельку, дети отправились к реке.

Подойдя к речке дети,  увидели на песке рыбку. Она задыхалась и пыталась что – то сказать. Саша быстро подняла рыбку и опустила ее в воду. Плыви, плыви, ведь речка это твой дом! – сказала девочка.  

(слайд  5)

Как жарко, мне тоже хочется очень пить. Наклонившись, Маша быстро зачерпнула речной воды в ладошку и хотела уже выпить. «Стой! Нет, нет! Что ты делаешь! эту воду нельзя пить» - закричала, перепугавшись, Саша.  Пойдем,  покажу тебе родничок с чистой ключевой водой.  

Недалеко от берега реки находилась березовая роща, в которой жил  родничок.

- Как тут грязно – сказала Саша.

- «Привет»  – грустно сказал родничок.

- «Туристы и грибники оставляют после себя горы мусора и скоро моя вода испортиться» – вздохнул он.

- Все лесные обитатели останутся  без чистой воды.

- «Зачем люди это делают?» – удивилась Маша.

- Сейчас мы все уберем, очистим от мусора и еще табличку рядом поставим «Волшебная водица».

(слайд  6)

Девочки убрали весь мусор.

- Спасибо! Весело заиграл своим фонтанчиком Ключик.

- «Пришли напиться? Пожалуйста, моя вода чистая, прозрачная как хрусталь» – зажурчал родничок.

- «А почему  твою воду можно пить?» – заинтересовалась Маша.

- Потому что она  из глубин земли, пробегает по  подземным  лабиринтам, которые как сито очищают её.

(слайд  7)

Напившись вдоволь, дети поблагодарили хрустальный родничок и весело побежали обратно к речке.

- Что тут происходит?   Девочки увидела,  как люди после отдыха «обижали» реку: сбрасывали пустые банки в речку, прятали в кустах грязные пакеты, мыли машину. «Почему люди плохо относятся к реке? Ведь она поит все живое, защищает в жаркие дни от зноя», - думала Маша.

(слайд   8)

Девочки присели на бережок и стали ждать маму. У них было много вопросов. А самый важный: «Почему люди обижают природу?».  

Когда мама пришла, девочки рассказали о своем путешествии.

 - «Заботливые вы мои!» - похвалила дочек мама и разрешила купаться.

- Только далеко не заплывайте.

Стоял жаркий  полдень.

А вы знаете,  ребята: «Почему люди обижают природу?».  

https://www.crsoperm.ru/итоги-межрегионального-конкурса-мет-19/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Сценарий экологической сказки "Девочка и цветок"

Для детей старшей и подготовительной группы...

Экологическая сказка "Как девочка еще раз встретила кузнечика"

В рамках экологического проекта было проведено занятие для детей с ОНР на экологическую тему. Занятие направлено на воспитание бережного отношения к природе, а так же на развитие связной речи....

Сказки заботливых родителей

Сказкотерапия - один из эффективных методов работы по решению детских проблем. Мною был реализован проект "Сказки заботливых родителей". Родители моих воспитанников познакомились с принципам...

Сценарий экологической сказки «Путешествие девочки и лучика»

Формирование интереса детей к природе через экологические сказки....

Экологическая сказка о заботливом дубе

Сценарий театрализованного представления в подготовительной к школе группе "Экологическая сказка о заботливом дубе"...

Сценарий сказки по трудовому воспитанию для детей раннего возраста: «Сказка про девочку Машу, от которой сбежали игрушки»

Цель: создать условия для воспитания положительного отношения к труду, желания помогать взрослым....