Конспект занятия по окружающему миру "Старинные предания" для старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на знаниях культуры малой Родины.
Задачи:
Знакомить детей с особенностями устного народного творчества Сибири, показать взаимосвязь народного фольклора с особенностями родного края;
Расширять представления детей о старинных предметах быта, способах их применения;
Воспитывать интерес к русской культуре, истории и традиций сибирского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Старинные предания" | 794.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Старинные предания» для старших дошкольников.
Цель: Формирование патриотических чувств, основанных на знаниях культуры малой Родины.
Задачи:
- Знакомить детей с особенностями устного народного творчества Сибири, показать взаимосвязь народного фольклора с особенностями родного края;
- Расширять представления детей о старинных предметах быта, способах их применения;
- Воспитывать интерес к русской культуре, истории и традиций сибирского народа.
Оборудование и методическое оснащение: MP3-плеер, аудиозаписи сибирских народных песен: «Прялочка» (исп. Сибирский народный хор), «Ай-ту-ту» (Сибирский народный хор), «Моя родина Сибирь» (Сибирский народный хор); мини-музей бытовой старины «Светёлка» с экспонатами: русская печь, прялка, изделия из бересты, кухонная утварь (самовар, чугунок, ложки, тарелки); картотека «Русские народные игры», иллюстрации изделий из бересты.
Ключевые слова: берёза, береста, предание, легенда, изба.
Ход занятия (форма экскурсии):
Воспитатель: - Ребята, милости просим в нашу избу!
Ребенок поет частушку: Я курноса да пригожая собой,
Не смотрите, что росточек небольшой.
Меня матушка такою родила,
Эх, Махонькою сибирской назвала.
Ох, Махонька, ты Махонька моя,
Ох, ты лапушка, ты махонькая!
Воспитатель: - Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (ответы детей)
- Славяне похоже на слово “слава”. А это значит, что славяне – это славный народ. А еще называли они себя словенами, т.е. понимающими слово, понятную речь. А как назывались коренные народы нашего края? (шорцы и телеуты.). У каждого народа есть свое творчество. Это и изделия народного промысла – береста, кухонная утварь (дети рассматривают экспонаты) мини-музея. Это и устное народное творчество – игры, потешки, заклички и сказки. Что такое сказка знаете? (ответы детей). Но еще жители прошлых времен любили рассказывать предания, или по-другому, легенды. Это рассказ о людях или событиях, которые существовали в реальности, то есть герои преданий когда-то жили-были по-настоящему и с ними происходило что-то важное или необыкновенное.
Ребята, вы уже знаете, что береста – это кора березы. А вы знаете почему береза имеет белый с черными пятнами ствол?
- Давайте мы с вами послушаем одно старинное предание о березе, которое передается коренными народами Сибири от поколения к поколению.
Сибирская легенда рассказывает об отважной девушке, которая не покорилась врагам. Давно это было. Тогда сибирские народы жили отдельными племенами. У одного из вождей такого племени была дочь. Была она не смуглая, как все, а светлокожая, и потому называли ее «Бледнолицая». Однажды неизвестно откуда напали враги на жилище этого народа. Враги знали, что все мужчины племени ушли в очередной поход для защиты родных земель. Остались в стойбище только девушки и потому враги надеялись на легкую победу.
Но девушки решили защищать свою жизнь и свои жилища. Отважно дрались они с врагами. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только Бледнолицую, потому что она была не похожа на остальных. Наконец, все подруги Бледнолицей погибли. И только она продолжала истреблять ненавистных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сто стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала замертво. В том месте, где она упала, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины.
- Понравилась вам легенда о березе? Давайте рассмотрим поближе изделия из бересты, может увидим отметины на коре (дети рассматривают изделия из бересты).
У всех народов Сибири и у славян, в том числе, считалось, что оставленные на чердаке березовые ветки защищают дом от молнии, грома и града, а воткнутые в поле, отгоняют от посевов грызунов и птиц и обеспечивают хороший урожай.
В старину березу называли деревом четырех дел.
«Первое дело - мир освещать».
На протяжении столетий крестьянские избы России освещала березовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.
«Второе дело - крик утишать».
В старину младенцев «от крику», чтобы ночью спали спокойно, а днем не капризничали, поили отваром из березовых почек.
«Третье дело - больных исцелять».
Целебными свойствами обладают практически все части березы. По поверью береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Кpестьяне, обpащаясь к березе с пpосьбой об исцелении, скpyчивали над больным беpезовые ветки, yгpожая не отпyскать до тех поp, пока болезнь не отстyпит. Верили – если под корни березы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдет в землю.
«Четвертое дело - чистоту соблюдать».
Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту. На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям, оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"
Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»
Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....
Конспект занятия по окружающему миру со старшими дошкольниками "Россия-матушка"
Цель: Формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государ...
Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников «Зимушка-Зима!»
Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику воспитателями дошкольных учреждений....
Конспект занятия по окружающему миру для младших дошкольников Домашние животные и их детёныши
Представляю вашему вниманию конспект занятия по окружающему миру для воспитателей 2 младшей группы на тему "Домашние животные и их детёныши". Занятие рассчитано на детей 3-4 лет.Данное занят...
Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников на тему «Чудеса Азасской пещеры»
формирование первоначальных представлений детей об Азасской пещере как о чуде Кузбасса....
Конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольников 6-7 лет "Урок любознательности"
Что узнал ребенок перемещаясь по дороге знаний...