Конспект занятия по познавательному развитию № 1 в средней группе Тема: «Мы живем в городе»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в средней группе

«Мы живем в городе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_my_zhivem_v_gorode.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 1

в средней группе

Тема: «Мы живем в городе»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.

Цель: подвести детей к пониманию понятий «деревня» – «город» на основе рассматривания иллюстраций и выделения существенных отличий.

Программное содержание: закреплять и расширять знание детей о городе; учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность, речь; воспитывать бережное отношение к своему городу.

Предварительная работа:  

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с городскими и сельскими пейзажами, домами, иллюстрации с изображением примеров московского деревянного и каменного зодчества; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети различают понятия «деревня» – «город».

Структура занятия

I

Вводная часть

Беседа о летнем отдыхе

2 мин

II

Основная часть

16 мин

1

Игра

«Разложи картинки»

3 мин

2

Рассказ

«Как построили город Москву»

3 мин

3

Работа с пособием

«Обведи дома»

2 мин

4

Работа с пособием

«Кто где живет?»

2 мин

5

Работа с пособием

«Раскрась машины»

3 мин

6

Работа с пособием

«Раскрась траву»

3 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

- Ребята, давайте вспомним о лете.

- Где вы отдыхали летом? (На даче, в деревне.)

- Как называется это место? (Рассматриваем фотографии.)

- Чем отличается дачный посёлок от деревни? (На дачу приезжают из города отдохнуть, а в деревне люди живут круглый год.)

- Из чего построен дом, в котором вы жили летом?

- Сколько в нём этажей?

- Сколько человек живёт в этом доме летом?

- Где вы живете большую часть года? Как называется это место?

- Как выглядит дом, в котором вы живёте?

- Сколько в нём этажей?

- Из чего построен дом?

- Много домов на городских улицах, и все они разные. Как называют дома, в которых живут люди? (Жилые.)

- А есть дома, в которых располагаются почта, аптека, магазины.

- Вспомните, какие дороги были там, где вы отдыхали? Какие дороги в городе? Где шире, где уже? (В городе асфальтированные дороги, с дорожными знаками и светофорами; в деревне грунтовые, без разметок.)

- А чем отличается природа в городе и деревне? )В городе мало травы и цветов, деревья специально сажают вдоль улиц, в парках, скверах, во дворах. В деревне зелени много.)

II. Основная часть

1. Игра «Разложи картинки»

- Ребята, вам нужно разложить картинки на две группы: город и деревня.

Дети в затруднении – не знают, куда положить картинки с царскими палатами (деревянные дома в несколько этажей.)

- Эти дома сделаны из дерева, значит они должны стоять в деревне? (Нет для деревни они очень большие.)

- Эти дома городские? (Не знаем.)

- Сейчас мы живём в современном городе. Но он не всегда был таким. Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Как выглядел первый Кремль? Какими были дома первых москвичей и как в них жили?

2. Рассказ «Как построили город Москву»

- Послушайте рассказ о том, как построили древний город Москву. Случилось это давным-давно, на том самом месте, где возвышается теперь краснокирпичный красавец Кремль. Там, на холме, среди сосен стояло несколько деревянных домишек. Под холмом текли быстрые реки. Самая широкая и глубокая, самая быстрая называлась Москва. Вокруг холма были дремучие леса, где зверя дикого водилось видимо-невидимо. Как-то раз из далёкого города на могучем коне прискакал русский князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь в даль, туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю Юрию и зелёный холм, и сосновый бор на нём, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь: быть на этом месте городу и называться ему Москвой (по названию реки).

- Город нужно было защищать. Как вы думаете, от кого? (От диких лесных зверей и врагов.)

- Как можно было защитить город?

- Решил князь Юрий огородить Москву стенами с башнями и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров. Как вы считаете, из чего можно было в те времена построить такие стены? (Из дерева.)

- Взялись москвичи за дело: застучали топоры на холме, закипела работа. Потрудились мастера на славу – построили над рекой Москвой деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала первым Московским Кремлём.

Деревья в три обхвата,

Дремучие леса.

Среди лесов когда-то

Город поднялся. (А.Барто)

- Внутри Кремля стояли дома первых москвичей. Были они в те времена небольшими. Строили их так: сначала рубили деревья, счищали с них кору, сучья, разрубали тонкую вершину. Получались брёвна. Из них-то и «рубили», т.е. строили дома. Назывались они избами.

- Как вы думаете, на что больше похожа Москва в те далёкие времена – на современный город или на деревню? Почему?

3. Работа с пособием (задание 1)

- Обведите красным карандашом городские дома, зелёным – сельские.

- Расскажите, как вы догадались.

- Сколько подъездов может быть в городских домах?

- Как вы думаете, почему вход в дом называют подъездом?

- Сколько квартир может быть на каждом этаже?

- Сколько людей живёт в городском доме?

- А в деревенском доме, как правило, живёт одна семья.

- Как вы думаете, почему эти дома называют жилыми?

- Что, кроме квартир, бывает в жилых домах?  (Магазины, аптеки, мастерские.)

4. Работа с пособием (задание 2)

- С какой стороны картинка, на которой нарисован город (деревня)?

- Таня и Ваня живут в городе, а дедушка с бабушкой – в деревне. Покажите стрелками, кто где живёт.

Воспитатель объясняет детям, как выглядят стрелки, и учит детей проводить их в нужном направлении.

5. Работа с пособием (задание 3)

- С какой стороны картинка, на которой нарисован город (деревня)? (Город – слева, деревня – справа.)

- Как вы догадались?

- Чем отличается дорога на городской улице от дороги в деревне?

- Как называется место рядом с городской дорогой, по которому ходят люди? (Тротуар.)

- Как это место называется в деревне? (Обочина.)

- Как вы думаете, почему его так назвали?

- Как вы думаете, по какой дороге удобнее ездить?

- Какой сейчас транспорт можно встретить в городе? (Машины.)

- А какой в деревне? (Трактор, машину, телегу.)

- Раскрасьте одну машину на деревенской дороге и много – на городской.

6. Работа с пособием (задание 4)

- С какой стороны нарисован лес?

- Почему вы думаете, что справа?

- Почему в городских парках белки не боятся людей, а в лесу прячутся от них?

- Какие звери живут в лесу?

- Почему волк, медведь, заяц не могут жить в парке?

- Раскрасьте в городском парке траву тёмно-зеленым, а траву в лесу – светло-зелёным.

III. Заключительная часть

- Можете ли вы сейчас мне сказать, куда положить картинку с царскими палатами?

- Подумайте, где люди выбирали место для города – вблизи леса или подальше от него?

- Из чего строили дома в те времена?

- Чем топили печки?

- Где брали еду: грибы, ягоды, орехи, мясо?

- Из чего делали лодки?

- Что нужно было для строительства моста?

- Знаете ли вы, на чём ездили люди раньше? (Летом на телегах, их сейчас можно встретить в деревнях, зимой на санях.)

- А из чего телеги и сани были сделаны?

- Вот и выходит, что лес кормил, одевал, согревал русский народ. Как вы думаете, почему люди селились на берегу реки?

- Для чего человеку нужна вода?

- Вот почему город чаще всего стоит на реке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: ­­-Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...