Конспект занятия по познавательному развитию № 1 в средней группе Тема: «Мы живем в городе»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по познанию в средней группе
«Мы живем в городе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_my_zhivem_v_gorode.docx | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию № 1
в средней группе
Тема: «Мы живем в городе»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.
Цель: подвести детей к пониманию понятий «деревня» – «город» на основе рассматривания иллюстраций и выделения существенных отличий.
Программное содержание: закреплять и расширять знание детей о городе; учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность, речь; воспитывать бережное отношение к своему городу.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с городскими и сельскими пейзажами, домами, иллюстрации с изображением примеров московского деревянного и каменного зодчества; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети различают понятия «деревня» – «город».
Структура занятия
I | Вводная часть | Беседа о летнем отдыхе | 2 мин |
II | Основная часть | 16 мин | |
1 | Игра | «Разложи картинки» | 3 мин |
2 | Рассказ | «Как построили город Москву» | 3 мин |
3 | Работа с пособием | «Обведи дома» | 2 мин |
4 | Работа с пособием | «Кто где живет?» | 2 мин |
5 | Работа с пособием | «Раскрась машины» | 3 мин |
6 | Работа с пособием | «Раскрась траву» | 3 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 20 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
- Ребята, давайте вспомним о лете.
- Где вы отдыхали летом? (На даче, в деревне.)
- Как называется это место? (Рассматриваем фотографии.)
- Чем отличается дачный посёлок от деревни? (На дачу приезжают из города отдохнуть, а в деревне люди живут круглый год.)
- Из чего построен дом, в котором вы жили летом?
- Сколько в нём этажей?
- Сколько человек живёт в этом доме летом?
- Где вы живете большую часть года? Как называется это место?
- Как выглядит дом, в котором вы живёте?
- Сколько в нём этажей?
- Из чего построен дом?
- Много домов на городских улицах, и все они разные. Как называют дома, в которых живут люди? (Жилые.)
- А есть дома, в которых располагаются почта, аптека, магазины.
- Вспомните, какие дороги были там, где вы отдыхали? Какие дороги в городе? Где шире, где уже? (В городе асфальтированные дороги, с дорожными знаками и светофорами; в деревне грунтовые, без разметок.)
- А чем отличается природа в городе и деревне? )В городе мало травы и цветов, деревья специально сажают вдоль улиц, в парках, скверах, во дворах. В деревне зелени много.)
II. Основная часть
1. Игра «Разложи картинки»
- Ребята, вам нужно разложить картинки на две группы: город и деревня.
Дети в затруднении – не знают, куда положить картинки с царскими палатами (деревянные дома в несколько этажей.)
- Эти дома сделаны из дерева, значит они должны стоять в деревне? (Нет для деревни они очень большие.)
- Эти дома городские? (Не знаем.)
- Сейчас мы живём в современном городе. Но он не всегда был таким. Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Как выглядел первый Кремль? Какими были дома первых москвичей и как в них жили?
2. Рассказ «Как построили город Москву»
- Послушайте рассказ о том, как построили древний город Москву. Случилось это давным-давно, на том самом месте, где возвышается теперь краснокирпичный красавец Кремль. Там, на холме, среди сосен стояло несколько деревянных домишек. Под холмом текли быстрые реки. Самая широкая и глубокая, самая быстрая называлась Москва. Вокруг холма были дремучие леса, где зверя дикого водилось видимо-невидимо. Как-то раз из далёкого города на могучем коне прискакал русский князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь в даль, туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю Юрию и зелёный холм, и сосновый бор на нём, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь: быть на этом месте городу и называться ему Москвой (по названию реки).
- Город нужно было защищать. Как вы думаете, от кого? (От диких лесных зверей и врагов.)
- Как можно было защитить город?
- Решил князь Юрий огородить Москву стенами с башнями и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров. Как вы считаете, из чего можно было в те времена построить такие стены? (Из дерева.)
- Взялись москвичи за дело: застучали топоры на холме, закипела работа. Потрудились мастера на славу – построили над рекой Москвой деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала первым Московским Кремлём.
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся. (А.Барто)
- Внутри Кремля стояли дома первых москвичей. Были они в те времена небольшими. Строили их так: сначала рубили деревья, счищали с них кору, сучья, разрубали тонкую вершину. Получались брёвна. Из них-то и «рубили», т.е. строили дома. Назывались они избами.
- Как вы думаете, на что больше похожа Москва в те далёкие времена – на современный город или на деревню? Почему?
3. Работа с пособием (задание 1)
- Обведите красным карандашом городские дома, зелёным – сельские.
- Расскажите, как вы догадались.
- Сколько подъездов может быть в городских домах?
- Как вы думаете, почему вход в дом называют подъездом?
- Сколько квартир может быть на каждом этаже?
- Сколько людей живёт в городском доме?
- А в деревенском доме, как правило, живёт одна семья.
- Как вы думаете, почему эти дома называют жилыми?
- Что, кроме квартир, бывает в жилых домах? (Магазины, аптеки, мастерские.)
4. Работа с пособием (задание 2)
- С какой стороны картинка, на которой нарисован город (деревня)?
- Таня и Ваня живут в городе, а дедушка с бабушкой – в деревне. Покажите стрелками, кто где живёт.
Воспитатель объясняет детям, как выглядят стрелки, и учит детей проводить их в нужном направлении.
5. Работа с пособием (задание 3)
- С какой стороны картинка, на которой нарисован город (деревня)? (Город – слева, деревня – справа.)
- Как вы догадались?
- Чем отличается дорога на городской улице от дороги в деревне?
- Как называется место рядом с городской дорогой, по которому ходят люди? (Тротуар.)
- Как это место называется в деревне? (Обочина.)
- Как вы думаете, почему его так назвали?
- Как вы думаете, по какой дороге удобнее ездить?
- Какой сейчас транспорт можно встретить в городе? (Машины.)
- А какой в деревне? (Трактор, машину, телегу.)
- Раскрасьте одну машину на деревенской дороге и много – на городской.
6. Работа с пособием (задание 4)
- С какой стороны нарисован лес?
- Почему вы думаете, что справа?
- Почему в городских парках белки не боятся людей, а в лесу прячутся от них?
- Какие звери живут в лесу?
- Почему волк, медведь, заяц не могут жить в парке?
- Раскрасьте в городском парке траву тёмно-зеленым, а траву в лесу – светло-зелёным.
III. Заключительная часть
- Можете ли вы сейчас мне сказать, куда положить картинку с царскими палатами?
- Подумайте, где люди выбирали место для города – вблизи леса или подальше от него?
- Из чего строили дома в те времена?
- Чем топили печки?
- Где брали еду: грибы, ягоды, орехи, мясо?
- Из чего делали лодки?
- Что нужно было для строительства моста?
- Знаете ли вы, на чём ездили люди раньше? (Летом на телегах, их сейчас можно встретить в деревнях, зимой на санях.)
- А из чего телеги и сани были сделаны?
- Вот и выходит, что лес кормил, одевал, согревал русский народ. Как вы думаете, почему люди селились на берегу реки?
- Для чего человеку нужна вода?
- Вот почему город чаще всего стоит на реке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"
Задачи:1. Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2. Уточнить знания детей о диких животных;3. Развить у детей...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»
: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойс...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Поможем зверятам»
Занятие ля детей4-5 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: -Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...