Экологическая викторина «Знатоки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: углубление экологических знаний у детей; формирование экологически грамотного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы. Формировать устойчивый интерес к природе. Учить детей совместной командной деятельности: прислушиваться к мнению товарищей по команде, быть выдержанным, соблюдать правила игры, умение работать сообща. Закрепить правила поведения в природе.

Развивающие: развивать быстроту реакции, логическое мышление, сообразительность, находчивость, речь детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; чувство ответственности за всё живое на Земле; чувство товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_novyy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 467 г. Челябинска»

454904 г. Челябинск, ул. Громова, 9а, 8(351) 280-05-45, e-mail: mdoy467@yandex.rи

 

Экологическая викторина «Знатоки природы»

 в подготовительной   к школе группе,

компенсирующей направленности для детей с ТНР

                                                                                   Разработал воспитатель

                                                                             первой квалификационной                             категории

                                                                               Красильникова В.В.

Челябинск,2023

Цель: углубление экологических знаний у детей; формирование экологически грамотного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы. Формировать устойчивый интерес к природе. Учить детей совместной командной деятельности: прислушиваться к мнению товарищей по команде, быть выдержанным, соблюдать правила игры, умение работать сообща. Закрепить правила поведения в природе.

Развивающие: развивать быстроту реакции, логическое мышление, сообразительность, находчивость, речь детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; чувство ответственности за всё живое на Земле; чувство товарищества.

Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», конверты с заданиями, жетоны за правильный ответ, картинки с изображением времен года, диких и домашних животных, карточки живой и неживой природы, разрезные картинки.

Предварительная работа:  занятия  по познавательному развитию, экологии,  изобразительной деятельности, лепке, аппликации; чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о временах года, животных, растениях, птицах, насекомых), беседы об охране и бережном отношении к природе, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры экологического содержания; разучивание стихотворений; изготовление эмблем.

Методы и приёмы:   

  • Словесные (художественное слово, вопросы к детям разного характера, игры и игровые упражнения, загадки, объяснение в сочетании с показом, повторение и уточнение, напоминание, поощрение от имени воспитателя, интонационная выразительность)
  • Наглядные (показ и рассматривание предметов и картинок, соответствующих тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям);
  • Практические (самостоятельная умственная и практическая деятельность в играх и упражнениях с использованием дидактического материала, анализ выполненной работы);
  • Игровые (игровая мотивация, дидактические игры);

Ход занятия:

1.Вступительное слово (5-7 мин)

Ребята, доброе утро! Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Знатоки природы». Природа, ребята, очень мудрая. Она нас очень многому учит. Послушайте стихотворение:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. Я предлагаю вам вытянуть эмблему с названием команды (все поочереди).

У нас получились две команды: «Грибочки» и «Елочки». За каждый правильный ответ каждая команда будет получать жетончики. Команда «Грибочки» - грибы, команда «Елочки» - елочки.

А сейчас я вам напомню правила игры:

 -В процессе игры нельзя подсказывать друг другу и перебивать своих товарищей;

-Если команда, отвечающая на вопрос затрудняется или даёт неверный ответ, то отвечает другая команда, т. е. соперники;

-За каждый правильный ответ даётся жетон;

-Задания выполняются двумя командами поочерёдно;

-Нужно быть внимательным и терпеливым.

Давайте встанем, возьмёмся за руки и почувствуем тепло наших рук, передадим его своим товарищам и пожелаем друг другу успеха. Итак, начинаем.

Задание №1 «Подбери слово» ( 3 мин)

Лес может быть густым, а может быть и ….(редким)

 Волк зверь большой, а ёж ….(маленький)

Лось могучий, т.е. ….(крупный, огромный)

 Весна бывает ранняя, а бывает и ….(поздняя)

 Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ….(горькие)

Март с водой, апрель с ….(травой)

У сосны шишки, а у берёзы…(серёжки)

  Из апельсинов делают апельсиновый сок, а из помидоров… (томатный)

 Задание №2. Конкурс капитанов  «Бывает-не бывает» (5 мин)

Каждый капитан команды берёт в руки по два  круга. При ответе на вопрос «бывает»- поднимают вверх синий кружок, «не бывает»-  красный.

     Ледоход летом (не бывает)

     Листопад летом (не бывает)

     Дождь летом (бывает)

     Роса зимой (не бывает)

     Заморозки весной (бывает)

     Гроза летом (бывает)

     Метель летом (не бывает)

     Радуга летом (бывает)

     Иней зимой (бывает)

     Град летом (бывает)

     Буран летом (не бывает)

     Туман осенью (бывает)

     Капель летом (не бывает)

     Иней летом (не бывает)

     Зелёные листья зимой (не бывает)

     Мороз летом (не бывает)

Задание №3 «Загадки» (3-5 мин)

У какого животного есть иголки? (Ёж,  дикообраз)

  Кто в лесу зимой спит?  (медведь, ёж, барсук)

В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

   Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)

Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)

   Какое  животное можно назвать длинноухим? (зайца, осла)

 Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)

  Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

Зимнее стекло, весною потекло (лед)

Сверкает, моргает, кривые стрелы пускает. (молния)

В синем небе, как по речке, белые плывут овечки, держат путь издалека
Как зовут их? …облака

Мочит поле, лес и луг, город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь, ты же знаешь, это — …дождь

Задание №4  Физкультминутка (3-5 мин)

Предлагаю отдохнуть поиграть в игру «Не скажи, а покажи!»

– (Дети выходят на ковер, включается аудио запись «Звуки леса»).

Представьте, что мы с вами попали с лес:

Только в лес мы пришли, появились комары.

На нас нападают, очень больно кусают.

Комаров прогнали, дальше зашагали.

Вдруг мы видим у куста, птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем, и в гнездо его несем.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На полянке, возле елок, дети заплясали,

Увидали кабана на землю все упали.

– (Дети имитируют движения в соответствии со словами текста, в конце, опускаются на пол, замирают)

Задание №5 «Разрезные картинки» (3 мин)

Командам предлагается как можно быстрее собрать пейзаж и назвать время года, которое изображено на картинке.

 

Задание №6 «Если я приду в лесок…» (3мин)

Воспитатель: Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо - говорите «да», если плохо – «нет».

     Если я приду в лесок и сорву ромашку?  (нет)

     Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

     Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

     Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

     Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

     Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

     Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

     Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Задание №7 «Живая и неживая природа» (3 -5 мин)

Командам  одновременно нужно отобрать картинки с живой природой и неживой.

Задание №8  «Загадки- задачки» ( 3 мин)

Команды отвечают поочередно

- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

- кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать?» (лиса)

- про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать?» (еж)

Задание №9 (3 мин)

А теперь небольшой блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Какое животное называют “кораблём пустыни”

– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

- Какие звери летают? – летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

Подведение итогов.

Итак, ребята, наша викторина подошла к концу. Сейчас предлагаю командам подсчитать свои жетоны и определить победителя (все получают медали «Защитники природы»).

Физкультминутка на ковре

Представьте, что мы с вами попали с лес:

Только в лес мы пришли, появились комары.

На нас нападают, очень больно кусают.

Комаров прогнали, дальше зашагали.

Вдруг мы видим у куста, птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем, и в гнездо его несем.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На полянке, возле елок, дети заплясали,

Увидали кабана в обморок упали.

«Звериная зарядка» Физкультминутка

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок (ходьба)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток (на носочках)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно (высоко поднимают ноги)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке (прыжки)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом (приседают)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути (легкий бег)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок (ходьба)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Разработаная викторина и презентация к ней....

Экологическая викторина « Знатоки природы» (Для детей старшей группы.)

Экологическая викторина проводится с участием двух команд,которые решают поставленные перед ними задачи. В конце викторины команды получают призы....

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Веселое занятие - путешествие в форме викторины, позволяющее расширить знания детей о лесе и его обитателях....

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Это экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста. С помощью викторины ребята закрепляют свои полученные знания о природе, о животных, о правильном поведении в лесу....

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Викторина проводилась с целью обобщения знаний детей о животных, растениях, временах года и воспитания  бережного  отношения к природе....