Использование художественной литературы на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности
статья по окружающему миру

Токарчук Янина Сергеевна

Опыт работы по использованию художественной литературы на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tokarchuk_statya_ispolzovanie_hud_lit_v_oed.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование литературных произведений в организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

УДК 373.24                                                                                      

Аннотация. В данной статье представлен опыт работы по использованию детских литературных произведений в процессе опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ.

Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, детская художественная литература

Tokarchuk I.S. THE USE OF LITERARY WORKS IN THE ORGANIZATION OF EXPERIMENTAL ACTIVITIES WITH PRESCHOOLERS 

Annotation. This article presents the experience of working on the use of children's literary works in the process of experimental activity with pupils of the preschool educational institution.

Keywords: experimental activity, children's literary works

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в работе воспитателя. В условиях быстроразвивающейся информационной среды появляется необходимость разработки и использования педагогами новых форм и методов работы с современными дошкольниками. При этом основной целью взаимодействия педагога с воспитанниками является сохранение и передача традиционных ценностей российского народа. Поэтому важным и необходимым условием для организации полноценного воспитательно-образовательного процесса является использование интеграции традиционного подхода и новаций. «Сказки – к опытам подсказки» - прием, который сочетает в себе как традиционную составляющую – это известные произведения детской художественной литературы, так и совершенно новый подход к организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

Детские литературные произведения принято воспринимать как способ передачи народной, либо авторской мудрости. C помощью письменного и устного творчества воспитано ни одно поколение детей. Вместе с этим при критическом осмыслении как русские народные, так и авторские (сказки, стихотворения, рассказы) могут стать настоящей картотекой различных опытов и экспериментов.

Опытно-экспериментальная деятельность в сочетании с художественными произведениями помогает детям найти научное видение привычных вещей. Произведение «оживает» посредством интересных опытов. Этот факт позволяет дошкольникам внимательно следить за сюжетом сказки, сопереживать героям, вовлекает их в эксперименты. Практическая значимость приема проявляется в возможности детей использовать полученные знания в жизни, умении находить основание для опыта и эксперимента в сюжете литературного произведения, развитии нестандартного мышления. Целенаправленное использование интегрированного подхода позволяет реализовать целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного обучения перед поступлением в школу.

Прием включает в себя несколько этапов. Первоначально необходимо выбрать художественное произведение, определив сюжетную составляющую как основание для эксперимента. Существуют такие сказки, стихи, рассказы сюжет которых уже представлен в виде эксперимента.

Одним из таких примеров является детская сказка «Волк и семеро козлят», которую можно считать настоящей находкой для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми на тему «Звук». Попробуйте поразмышлять вместе с детьми на основе данного произведения. Козлята не открыли дверь волку, потому что его голос отличался от голоса козы. Что такое голос? Голос – это звук. Откуда рождается звук? К каждому этапу вопроса необходимо провести соответствующий эксперимент для того, чтобы перейти к следующему вопросу. Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху, колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Со звуком определились. А что с голосом?  Откуда он берется? Далее необходимо подвести детей к вопросу о том, как же мы слышим? Можно провести эксперимент с детьми, чтобы объяснить им, как распространяются звуковые волны. Для проведения такого опыта пригодятся камешки и емкость с водой. Бросив камни в воду, мы увидим круги, расплывающиеся по воде. То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Так почему же стоя за дверью, и волк и козлята друг друга слышали? Дело в том, что звук расходится во все стороны одинаково только в том случае, если на его пути нет преград. Не все препятствия мешают распространению звука. [1, с. 62-64]

Как основание для экспериментирования возможно использование как небольшого отрывка, так и какой-то мысли, на которую может натолкнуть сюжет.  Художественные произведения можно разделить по следующим направлениям:

  • Живая природа (растения и животные как живые организмы)
  • Неживая природа (природные явления, снег, вода, почва и т.д.))
  • Физические явления (свет, звук, магнетизм и т.д.)
  • Рукотворный мир (материалы и их свойства)

Литературное произведение необходимо подобрать с таким содержанием, на основании которого будет возможно провести исследование и эксперимент. К таким произведениям предъявляются следующие требования:

  • Интересный сюжет
  • Соответствие возрасту
  • Наличие загадки/ динамики

Далее необходимо продумать группу вопросов, как именно произошло то или иное явление, почему именно так, а не иначе.  Можно ли изменить сюжет, добавив новый элемент или материал? На основании вопросов, которые Вы обсуждаете с детьми, вы определяете ход опыта и необходимый материал.

 Приведем следующие примеры:

На основании сюжета русской народной сказки «Репка» можно поразмышлять с детьми о свойствах земли, использовать эксперимент, чтобы определить роль солнечного света в жизни растений ( один росток получает свет, другой закрыт в шкафчике); выявить, насколько важна вода для растений (один росток поливаем, другой нет), насколько важна температура (одно растение в холодном месте поставить, а другое в тепло), понаблюдать как  растения пьют воду, понаблюдать за процессом роста. [1, с. 12, c. 34]

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина поможет в организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми на тему свойства зеркал. Можно поразмыслить с детьми о том, какие предметы в замке могло отражать зеркало. Картины на стенах, столовую или спальню королевы. Можно нарисовать обитель замка и попросить детей перерисовать рисунок так, как его бы отразило зеркало, а потом сравнить. [1, с. 57]

В сюжете русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» каждый из предметов можно изучить на явление плавучести и придумать свое окончание сказки, где все герои смогли бы перебраться на другой берег реки. [3, c. 46]

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» может использоваться для демонстрации опытов по фильтрованию воды. [3, c. 68-70]

Яичко из русской народной сказки «Курочка Ряба» является интересным объектом для проведения различных опытов совместно с детьми. Сюжет сказки также можно использовать для освоения темы прочности и хрупкости разных материалов. [1, с. 6]

При организации картотеки сказки, эксперименты и материал необходимый для проведения эксперимента можно представить в виде таблички.

Сказка

Эксперимент

Материал

«Репка»

Зачем растениям свет?

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Отражение

Зеркало, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар

«Курочка Ряба»

Хрупкий и прочный

Яйцо, шарики из различных материалов

(дерево, железо, стекло, вата)

«Пузырь соломинка и лапоть»

Утонет – не утонет

Трубочка, мыло, щепка, емкость с водой

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Фильтрование воды

Промокательная бумага, тряпочка, речной песок

В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводиться в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно начинают проводить эксперименты. [3]

Для поддержания детской инициативы и определения дошкольниками хода эксперимента самостоятельно рекомендуется использовать задачи по экспериментированию с использованием сюжета литературных произведений.

Примеры задач:

1.Ниф-Ниф строил дом из соломы, Нуф-Нуф строил дом из веток и тонких прутьев, Наф-Наф из глины и камней. Если бы у поросят был 4 брат Нюф-Нюф? Из какого материала он бы строил дом? Обоснуйте свой ответ.

2.Художник из рассказа В.Г. Cутеева забыл раскрасить Петуха. С помощью каких материалов, можно помочь ему снова стать цветным?

3.Буратино из сказки А.Н. Толстого уронил золотой ключик в озеро. С помощью чего он может достать его? (Какие предметы рассеянный Буратино мог достать из озера тем же способом?)

В заключении важно отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, соблюдать правила безопасности.[3]

Прием «Сказки – к опытам подсказки» мотивирует детей строить логические цепочки. В привычном сюжете сказки, они находят что-то новое и необычное, что побуждает их мыслить нестандартно и творчески. В процессе работы дети учатся ясно излагать свои мысли, активизируются процессы речи, пополняется словарный запас.

Список литературы

1.Дыбина, О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников: книга для воспитателей дошкольных учреждений/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: «Сфера», 2005. – 192c.

2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 333 с.

3.Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128c.

Токарчук Янина Сергеевна,

воспитатель

Отделение дошкольного образования детей

школы №555 «Белогорье»

Приморского района Санкт-Петербурга

E-mail: janaerohina@rambler.ru

Тел: 8(952)354-97-76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии лепбук. (подготовительная группа)

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Волшебная соль»

Конспект занятияпо опытно-экспериментальной деятельностис использованием ИКТв подготовительной группе«Волшебная соль»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе «Вулкан»

Конспект занятия по  опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе  «Вулкан»...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии лейтбук. (подготовительная группа)

Цель:Формировать у детей представление о магните и его свойствах.Задачи:Образовательные: - Закрепить знания детей о свойстве магнита притягивать металлические предметы. - Познакомить детей с тем,...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе с использованием интерактивной сказки «По следам динозаврика Додо»

Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ естественно-научных знаний посредством детского экспериментирования....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Обыкновенная необыкновенная соль»

Цель занятия: Систематизировать представления детей о соли и её свойствах.Образовательные задачи:- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;- расшири...