Познавательные прогулки зимой в средней группе детского сада.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кулешова Юлия Владимировна

Познавательные прогулки зимой в средней группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные прогулки зимой для средней группы

Тема: «Снежинки».

Цель: учить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок - шесть лучиков в форме веточек.

Наблюдение

Сегодня тихий морозный день. Посмотрите, как красиво вокруг: сверкая на солнце, кружатся снежинки и тихо опускаются на землю. Поймайте снежинки на варежку, посмотрите, какие они разные. С чем вы можете их сравнить? Одна похожа на звездочку, другая - на цветочек. Снежинки - это кристаллики, которые состоят из шести лучиков-веточек. Что произойдет со снежинкой, если она упадет нам на ладонь? Да, она растает.

А почему так? Когда наступает потепление - снег падает хлопьями, которые состоят из множества снежинок, при похолодании снег идет в виде крупы, снежинки круглые, в ветреную погоду - он игольчатый, колючий.

Обогащение словаря детей: снежинки, кристаллики, пушистый, игольчатый.

Использование художественного слова:

- народные приметы;

Тучи плывут низко - будет холодно, а против ветра - жди снега.

Стихотворение:

Первый снег

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

И. Суриков

Загадка:

Покружилась звездочка 

В воздухе немножко,

Села и растаяла 

На моей ладошке.

(Снежинка.)

Подвижная игра «У зайчика»

Дети становятся в круг и берутся за руки. «Зайчик» стоит в центре круга. Дети идут вокруг него, приговаривая:

Зайчик прыгнул за плетень 

И не выскочит теперь,

Плетень, заплетайся,

Зайчик прыгает, спасайся!

«Зайчик» пробует, где бы выскочить. А дети, которые стоят в кругу, не дают: преграждают путь крепко скрепленными руками, становятся плотнее. Когда «зайчик» прорвется, все начинают его ловить. Кто поймает - становится «зайчиком».

Основные движения во время прогулки:

- ходить, переступая через снежные комья; 

- кружиться, как «снежинки».

Тема: «Лед, гололед, гололедица».

Цель: показать детям, как образовывается лед на лужах; определять свойства льда, учить понимать зависимость - чем больше мороз, тем толще становится лед; во время гололедицы надо соблюдать осторожность.

Наблюдение

Посмотрите, сегодня на лужах появился первый ледок, сквозь него видно листочек, который остался на земле с осени. Если стать на лед, он трещит, легко ломается, очень хрупкий. Через время мороз усиливается и толщина льда увеличивается, он становится блестящим, прозрачным, образуются ледяные дорожки. Зимой можно наблюдать гололед - это осадки в виде слоя плотного стекловидного льда, образующегося на растениях, проводах, предметах. После оттепели может замерзнуть подтаявший слой снега - это гололедица.

Через некоторое время показываю детям, как изменились свойства льда, предлагаю покататься по ледяным дорожкам.

 Легко ли скользить по льду? Лед какой?

Обогащение словаря детей: скользкий, твердый, трещит, хрупкий, ломается, замерзает, гололед, гололедица.

Использование художественного слова:

чтение стихотворений

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

И. Черницкая

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?!

В. Берестов

Подвижная игра «Горю-дуб»

Дети становятся по двое - пара за парой.

Один - «горю-дуб» - впереди на расстоянии и поет:

Горю, горю, сгораю,

Кого хочу, поймаю!

Раз, два, три! Беги!

Первая пара бежит к «горю-дубу», разорвав руки, пытается обежать его с двух сторон, чтобы опять соединиться. Если «горю-дуб» кого-то поймает, то становится с ним последней парой, а кто остался без пары - становится «горю-дубом».

Основные движения во время прогулки:

- кататься по ледяной дорожке между снежными комьями, положенными на расстоянии;

- ходить приставным шагом.

Тема: Свойства снега

Цель: учить детей определять свойства снега, понимать, что они зависят от погоды, в частности, от повышения или понижения температуры воздуха; упражнять в умении лепить из снега разные фигуры.

Наблюдение

Предлагаю вам поиграть со снегом. Возьмем его в руки - он очень холодный, мокрый, поэтому обязательно нужно надеть варежки, будет удобнее. Сегодня снег хорошо лепится, так как на улице оттепель, поэтому и цвет его меняется: он темнеет. А лепить можно снежные комочки - снежки, «пирожные» в различных формочках, разные фигурки зверушек, снеговика, снежную крепость и многое другое.

Со снегом играть очень интересно. А вот в морозный день снег под ногами скрипит и совсем не лепится, рассыпается. 

Опыт

Мы принесли снег в помещение. Почему он растаял?

Чистая ли талая вода? Почему?

Обогащение словаря детей: снег: белый, рыхлый, скрипит, тает.

Использование художественного слова:

Объясните народные приметы

• Если снегопад прекратится после полудня или вечером, а небо не станет ясным - завтра опять жди снегопада. 

• Если снег сильно скрипит под ногами - быть морозу. 

Загадка

Что за покрывало 

Белое у нас 

Все вокруг застлало 

Сколько видит глаз?

(Снег.)

Подвижная игра «Мост»

Игроки становятся по двое, лицом друг к другу, и берутся вверху скрещенными руками. Последняя пара проходит под руками других пар и становится первой, за ней идет вторая пара, которая была предпоследней, и так далее. Игру еще называют «Длинная лоза», потому что она не имеет конца.

Прекращается игра по желанию или тогда, когда на пути возникает преграда, например, возле дерева или беседки и т.п.

Основные движения во время прогулки:

- ходить шагом лыжника;

- размахивать руками, как будто дует ветер.

Тема: Птицы зимой

Цель: учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц.

Наблюдение

Посмотрите, на площадку детского сада прилетели птицы. Назовите, каких из них вы знаете. Да, зимой мы можем увидеть воробьев, ворон, синиц, снегирей. Этих птиц называют зимующими, потому что они зимуют в наших краях. В это время птицам тяжело находить корм, они могут погибнуть, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают туда корм: семена, зерна, крошки хлеба, развешивают кусочки сала. За кормушкой нужно наблюдать издалека, чтобы не спугнуть птиц. Очень интересно рассматривать следы птиц на снегу, все они разные, и можно определить, какие птицы здесь были.

Обогащение словаря детей: зимующие птицы, кормушки, корм, искать, подкармливать.

Использование художественного слова:

Народные приметы о птицах

• Вороны зимой раскаркались всей стаей - на мороз; вьются в воздухе - на снегопад; сидят на земле - будет оттепель; расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра. 

• Синицы начинают с утра пищать - ночью будет мороз, а собираются под крышей - на холод, метель.

• Воробьи прячутся в укромное место - на мороз и метель.

Стихотворение:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

А. Яшин

Подвижная игра «Снегири и кот»

Все дети - «снегири» - стоят группкой, один ребенок («котик») стоит в стороне. Ведущий говорит:

К нам пришли морозы, детки,

Снегири сидят на ветке.

Птички прыг, прыг, прыг,

Маленькие дыб, дыб, дыб.

Крошки ищут на снегу.

Я пойду, им помогу.

«Снегири» начинают прыгать, искать еду. На слова: «Котик крадется, птичек поймать хочет», - кот «мяукает», «снегири» разбегаются, а «кот» их ловит. После этого выбирают другого «кота». Игра продолжается.

Основные движения во время прогулки:

- провезти санки, толкая их; 

- кидать снежки в большой снежный ком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки-развлечения в средней группе детского сада Тема: «Белая берёза»

Цель:-создание у детей весёлого и радостного настроения;-укрепление здоровья и закрепление двигательных умений и навыков;-продолжение знакомства детей с берёзкой, её характерными признаками;-воспитани...

Проект "Покормите птиц зимой!" для средней группы детского сада

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.  Задачи:Расширить знания детей о зимующих птицах.Формировать элементарные экологические знан...

Проект "Птицы зимой" в средней группе детского сада

В настоящее время мало внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Ведь именно через природу, через живое можно сформировать у детей нравственные качества, такие как доброта, забота, любовь, с...

Проект «Зимушка-зима» в средней группе детского сада

Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и пти...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада «В гости к воде»

Развитие у детей познавательной активности, любознательности через исследовательскую деятельность....

Календарное планирование тематической недели "Идёт волшебница-зима" в средней группе детского сада.

Материал представляет собой планирование взаимодействия воспитателя с дошкольниками по разным направлениям их деятельности и развития (игровое, исследовательское, коммуникативное, творческое). В плане...