Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Свет и тень".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svet_i_ten.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

 г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Свет и тень».

Составила:

воспитатель

высшей  категории

Сагдиева О.А.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире.
  • Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света. Понять что свет – это поток световых лучей.
  • Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
  • Расширить представление детей о необходимость света и тени для живых организмов.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

 Оборудование: куклы – “Свет”, “Тень” (изготавливают из пластиковых бутылок. В бутылку куклы “Свет” вставляют небольшой фонарик, оформляют голову мальчика, на бутылку из белой бумаги наклеивают штанишки и футболка. Для куклы “Тень” оформляют голову, на бутылку наклеивают темно-синюю юбочку и топик);

Фильмоскоп, черный лист бумаги с отверстием 5 мм, аквариум, фонарики, теневой театр, диафильм (отмытый от краски и покрытый подслащенной водой), гелиевые ручки, картонные круги d – 20 см, палочки длинной – 15 см.

Время проведения: теплое время года, предпочтительней в летний период.

Подготовительный этап: проведение цикла опытов на растениях “Влияние света и тепла на растения, как одних из видов живых существ на Земле”.

Ход занятия

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришли?

- Как вы думаете, кто это такие?

- Посмотрите, как выглядят куклы: один весь светится, прямо как луч солнца, а другая наоборот вся темная, но очень похожа на первого, если не считать что она девочка. Кто же это могут быть? Это Свет и Тень.

(Педагог показывает детям на двух персонажей: мальчика, которого зовут Свет и девочку – Тень).

- Хоть они и друзья, но все же иногда ссорятся. Вот и сейчас никак не могут договориться, кто из них главнее. А вы как думаете? (высказывания детей)

- Для того, чтобы узнать, кто из них прав, давайте это проверим.

- Откуда берется свет в природе? (От солнца)

С неба смотрит солнце много лет,
Льет на землю солнце яркий свет.

- Свет – это солнечные лучи, которые невидимы в воздухе. Их можно увидеть только в воде или тумане (в тумане очень много частиц воды).

 Опыт № 1 “Ищем свет”

 Педагог предлагает посмотреть на солнечный луч. Для этого комната затемняется, включается фильмоскоп. Дети могут увидеть на стене световой круг – это лампа фильмоскопа засветилась, и от нее стали исходить лучи света.

Затем взрослый вставляет в рамку фильмоскопа кусочек черной бумаги с отверстием.

- Что изменилось? Почему изображение уменьшилось? (Луч света стал тоньше, потому что уменьшилось отверстие).

Далее педагог направляет луч света в аквариум или стеклянную банку, наполненную водой.

- Что вы увидели? (Луч света)

 Вывод: Так солнечные лучи освещают нашу планету.

-Ребята, а откуда появляется тень? (Высказывания детей)

- Давайте проверим.

Опыт № 2 “Ищем тень”

Педагог включает фильмоскоп – дети видят солнечный луч. Взрослый просит кого-нибудь из детей встать на пути солнечного луча.

- Что можно увидеть на стене? (Тень этого ребенка)

- Как можно объяснить появление этой тени? (Если на пути солнечного луча появляется непрозрачный предмет, то можно увидеть образовавшуюся тень)

-Ребята, а может ли появиться тень, если нет света? (Нет)

- А могут ли лучи света обогнуть тело или предмет? (Предполагаемые ответы детей)

Опыт № 3 “Какой луч света?”

Детям раздаются фонарики. Они выбирают предмет, на который будут светить, комната затемняется. Когда дети убедятся, что луч света прямолинеен и не может огибать предмет, опыт можно считать завершенным.

- А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень?

(Без света все живое на земле бы погибло потому, что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет).

-Ребята, посмотрите на наших гостей. Свет и Тень помирились и обещают больше никогда не ссориться. Они поняли, что необходимы всему живому на Земле, и друг без друга они тоже не могут существовать.

- Свет и Тень благодарны за то, что дети им все объяснили, а они, в свою очередь, хотят поиграть с детьми.

Игра с теневым театром

 Дети рассматривают фигурки, поясняют, почему они черные (изображение должно быть непрозрачным, чтобы не пропускать через себя световой луч), берут фонарики. Они определяют, как правильно держать фигурки по отношению к свету, экрану, чтобы тень появлялась на стене.

 Создание фильма “Два неразлучных друга – Свет и Тень”

- А еще Свет и Тень предлагают вам нарисовать о них свой собственный фильм и всем вместе посмотреть его.

Для этого детям необходимо сесть в одну линию за стол. Педагог разворачивает подготовленную ленту для фильмоскопа перед детьми и предлагает договориться, кто и что будет рисовать. Дети, взяв гелиевые ручки, приступают к рисованию.

По окончанию работы дети вместе с куклами просматривают получившийся фильм.

 Свет и Тень прощаются с детьми и дарят солнечные часы, которые состоят из картонного круга и деревянной палочки. При помощи этого прибора можно провести эксперимент и узнать еще много нового о свете и тени на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»

Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".

Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия  "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное  развитие  детей старшего дошкольного возраста с ТНР...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кора дерева".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Солнце-большая звезда".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....