Конспект занятия по познавательному развитию "Жизнь растений".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по  модулю экологическое  воспитание  детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_rasteniy.docx219.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12

 г. Пласт

Конспект   непрерывно – образовательной деятельности:

«Жизнь растений».

Составила:

воспитатель

высшей категории

Сагдиева О.А.

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование:

горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа:

Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Саратовской области, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”,

“Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

– Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это узамбарская фиалка)

(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)

http://festival.1september.ru/articles/604229/img1.gif

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка: – Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

http://festival.1september.ru/articles/604229/img1b.gif

Незнайка: – А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)

Воспитатель: – Ребята, правильно Незнайка сделал? (нет, неправильно)

Незнайка: – А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.

(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

Незнайка: – Как же мне все запомнить?

Воспитатель: – Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:

– Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые! Вот послушай ребят: (дети читают стихи):

1. Если я сорву цветок, 
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

2. Должны мы над цветами наклониться 
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!

Незнайка: – Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)

Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

(Смотрим на экране модель-схему №3)

http://festival.1september.ru/articles/604229/img2.gif

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. 
(Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, 
(Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. 
(Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, 
(Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. 
(Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют 
(руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют 
(покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (
пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! 
(Опустить руки)

Незнайка: – А это, что за значки? (показывает на схемы)

Воспитатель: – Давайте объясним Незнайке, что они означают.

(Показываю схему “Деревья”)

(Ответы детей)

(Показываю схему “Кусты”)

(Ответы детей)

– Чем деревья и кусты отличаются друг от друга?

(Показываю схему “Травянистые растения”)

(Ответы детей)

– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

(Ответы детей) (Рассматриваем схему – модель №4)

http://festival.1september.ru/articles/604229/img2b.gif

– А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: – Почему ты подошел именно к этой карточке?

(Ответы детей)

Незнайка: – Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают растения Саратовской области?

Незнайка: – Конечно, хочу!

Воспитатель: – Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если услышите название растения, которое растет в Саратовской области, то хлопайте в ладоши. Если же растение у нас не растет – опустите руки вниз.

Игра:

Груша. Яблоня. Малина. Береза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Мимоза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан. 
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.

Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

(Если не будет растений, не будет жизни на земле)

Незнайка: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

(Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)

Незнайка: – А как это ухаживать?

Воспитатель: – Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т.д.)

Незнайка: – Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

Воспитатель: – Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: – Спасибо! До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)

Воспитатель:– Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.

А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»

Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....