Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Мир стекла".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_stekla.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №12
г. Пласт
Конспект непрерывно – образовательной деятельности:
«Мир стекла».
Составила:
воспитатель
высшей категории
Сагдиева О.А.
Программное содержание:
Познакомить детей с историей появления стекла. Дать представления о свойствах стекла и областях применения. Закрепить знания о цвете и оттенках стела. Развивать умения детей составлять предмет из частей. Учить детей работать в парах.
Оборудование и материалы: выставка предметов из стекла (посуда, вазы, украшения, фигурки из стела и т. д., приборы с использованием стекла (лупы, микроскоп, бинокли, очки, калейдоскопы, набор для дидактического упражнения «Разбитая ваза»; разделочная доска, фольга, готовое тесто, дробленая карамель разных цветов (типа дюшес, барбарис, пластмассовые разовые ложечки. Накидка, парик, диадема.
Ход занятия.
1ч. Организационный момент.
В. Сегодня мы отправляемся в волшебную страну. Для того, чтобы туда попасть, нужно закрыть глаза и сказать волшебное заклинание: «Один, два, три – сим - салабим, махалай - махалай… » (включается музыка, дети закрывают глаза и произносят заклинание. Воспитатель набрасывает накидку и одевает парик с диадемой)
2ч. «Беседа о стекле»
Фея. Здравствуйте, я хозяйка страны Стекла. Рада видеть вас у себя в гостях. В моей стране всё из стекла, но и вас окружает множество вещей из стекла: оконное стекло, стеклянная посуда, электрические лампочки, абажуры. Ребята, а вы знаете, как появилось стекло?
Вот у меня в коробочке речной песок. Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа, тоже из стекла, но волшебного – увеличительного
-Из чего состоит песок?
-Песок состоит из мельчайших песчинок, но зачем он здесь?
Песок важнейший компонент (часть) из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь (также как вы дуете мыльные пузыри). Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал 2 формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.
- А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Прикоснитесь, какое оно на ощупь? Гладкое, холодное, твердое.
-Какого цвета стекло? Прозрачное, бесцветное, цветное.
-Зачем нужно прозрачное стекло? Пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода.
-Где мы видим такое стекло? Оконное стекло, на циферблате часов, электрические лампочки
-А что будет, если возьмём 2 цветных стекла и наложим одно на другое?
изменится цвет, получится новый оттенок. (Предлагается детям опыт с цветными фильтрами)
-Ребята, а где используется цветное стекло? Посуда, женские украшения, цветная мозаика (смальта, стекло для витражей.
-Ребята, вы знаете, для чего люди придумали тёмное стекло?
Тёмное стекло сохраняет свойства микстур, растворов, защищает глаза от солнца.
Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать, хотите услышать? А знаете, от чего зависит голос стекла? Чем стекло толще, тем глуше, тоньше стекло - звук выше. (Воспитатель, демонстрирует, как звучит стекло. Играет на бокалах).
-А сейчас отгадайте загадку:
«Я, молча, смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Весёлые видят смех
С печальными плачу я.
Глубокое, как река
Я дома на вашей стене.
Увидит старик старика
Ребёнок - ребёнка во мне. ( зеркало).
Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (отв. д.)
-Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.
-Как вы думаете, что помогает отражать изображение в зеркале? Это тонкий слой серебра. Серебро прочно нанесено на стекло, оно и отражает. В старину люди использовали вместо зеркал серебряные подносы, а потом научились соединять стекло и тонкий слой серебра.
Ребята, а вы знаете, где стекло помогает человеку, в каких приборах? Очки – защищает и помогает лучше видеть, лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку. Ну, у этого материала есть и плохое свойство – оно хрупкое и может легко разбиться.
-Как нужно обращаться со стеклянными предметами? Аккуратно, бережно. Но если вдруг случилась беда, стекло разбилось, как надо действовать? (отв. дет.) Обязательно подмести большие куски веником, а потом почистить пылесосом.
3ч. Дидактическая игр «Разбитая ваза» (работа в парах)
Ход игры: В конверте находятся силуэт вазы разрезанной на несколько частей, задача детей собрать целый силуэт.
Фея предлагает детям поиграть. Она говорит, что случилась беда и в ее магазине разбились вазы, просит детей помочь.
Физкультминутка «Стеклодувы».
Управляя раскаленной каплей (дети, имитируют действия стеклодува)
Облачая в форму вещество,
Создавая лебедя иль цаплю,
Стеклодув в любое существо
Жизнь вдохнет. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных)
Пара сизокрылых голубей,
И кокетливо уже гарцует
Рыжий конь, и шустрый воробей
Червяка, схватив, вспорхнул на ветку,
А за ним охоту кот ведет…
Стеклодув – он как кудесник редкий –
Хоть кого на свет произведет.
4ч. «Сладкие стёклышки»
А как вы думаете, есть ли сладкие стёклышки? Конечно, конфеты – леденцы. Хотите сами приготовить съедобные, сладкие стёклышки? У нас всё готово и мы можем начинать
]Воспитатель предлагает скатать из теста жгутик, из жгутика сделайте любую форму: круг, квадрат, ромб, сердечко и положить его на поднос, застеленной фольгой. Выберите, какого цвета будет стёклышко, ложкой аккуратно насыпьте в середину формы и разровняйте.
Когда все будут готовы воспитатель, собирает на противень и отнесёт на кухню запекать.
Фея благодарит детей и предлагает вернуться обратно в сад. Закрывают глаза, звучит музыка.
-Вот и закончилось наше путешествие.
Литература: «Играем в учёных» Елена Волкова, Сергей Микерин (Цветное стекло, которое можно есть. Мир меняет цвет.)
Описание опыта: Цветное стекло, которое можно есть.
Вам понадобится:
• Сода ч. ложки
• Мука 3 стакана
• Сахар 1/3 стакана
• Маргарин 80 гр.
• Яйцо 1 шт.
• Мёд 2/3 стакана
• Соль 1ч. ложку
• Леденцы 200гр. разного цвета (типа барбарис, дюшес)
Перед проведением эксперимента нужно раскрошить леденцы в кофемолке и разложить по цветам. Замесить тесто – смешать в миске 80 гр. растопленного маргарина, 1/3 стакана сахара, 1 яйцо, 3 стакана муки! /2ч. ложки соды, 2\3 стакана мёда и 1ч. ложку соли. Приготовить тесто. Описание и проведение см. в конспекте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Откуда хлеб пришел?»
Закрепить знания детей о том, откуда на нашем столе появился хлеб.Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях и технике.Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.Акт...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера»....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Животные планеты Земля".
Вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия "Животные планеты Земля" по реализации модуля познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Знакомство со свойствами металла".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Кора дерева".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Солнце-большая звезда".
В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....