Конспект занятия "Юные метеорологи"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Журинова Наталья Геннадьевна

Даёт детям знания о погодных явлениях и их роли в жизни человека; формирует представления об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, ветер, жара, холод); расширяет кругозор детей и целостного представления о науке метеорологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_meteorologi_sr_gr.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА»

(МАДОУ «Ягодка»)

Тема: «Юные метеорологи»

        

 

Выполнила: Журинова Наталья Геннадьевна

         

Лабытнанги 2022 г.

Цель:

  1. дать детям знания о погодных явлениях и их роли в жизни человека;
  2. формировать представления об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, ветер, жара, холод);
  3. расширять кругозор детей и целостного представления о науке метеорологии;
  4. упражнять детей в работе с приборами: термометром, флюгером (ветряным рукавом);
  5. помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять элементарный прогноз погоды, анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
  6. развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности;
  7. прививать интерес к исследовательской работе.

Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предшествующая работа: наблюдения, работа с приборами - помощниками, фиксирование результатов в дневнике погоды, знакомство с народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Развивающая среда:

Термометр, барометр, дневник наблюдений, календарь погоды, интерактивная доска, презентация; сказочно оформленное окно.

Персонаж: Снеговик.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, внимательно послушайте стихотворение и закончите его.

Осенью идут дожди,

Осенью тепла не жди.

Летом жуткая жара,

Душ спасет тебя едва.

В декабре снега идут,

А весною ливни льют.

У любого время года

Характерная... (погода)

Воспитатель: Ребята, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Дети: О погоде.

Воспитатель: Погода бывает разная: тёплая и холодная, морозная и жаркая, пасмурная и ясная и т.д. На календаре природы погоду обозначают специальными знаками. Давайте поиграем и попробуем соотнести погоду со знаком, которая её обозначает.

Интерактивная игра: «Определи погоду»

Стук в дверь, вбегает Снеговик, он встревожен.

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Я услышал от сороки плохую новость. Она говорит, что сегодня будет оттепель. Ой, ой, ой, что же делать? Я ведь растаю. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Я знаю, вы можете предсказывать погоду. Посмотрите по своим волшебным приборам, будет сегодня оттепель или нет.

Воспитатель: Ребята, поможем Снеговику?

Дети: Да!

  1. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: дать детям знания о погодных явлениях и их роли в жизни человека; формировать представления об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, ветер, жара, холод); расширять кругозор детей и целостного представления о науке метеорологии.

Воспитатель: у нас в детском саду есть метеоплощадка, и мы с вами учимся определять погоду. А скажите мне, ребята, для чего и для кого нужен этот прогноз?

Ответы детей.

Воспитатель: прогноз погоды нужен людям, чтобы знать, как одеться, выходя на улицу, можно ли будет лепить снежки или снежную бабу… для водителей, им важно, будет ли гололёд или заносы на дорогах; для лётчиков, пилотов (будет сегодня ясное небо или тучи, пурга будут мешать полёту); дорожным службам (если на дорогах гололёд, то дорожки надо посыпать песком, если дороги замело снегом - надо расчистить их. А как называются люди, которые прогнозируют погоду?

Дети: метеорологи.

Воспитатель: верно, вот и мы с вами побудем сегодня юными метеорологами. Приступим к работе. Согласны? В сказках герои смотрят в волшебное зеркало, волшебное блюдце с яблочком, а мы посмотрим в волшебное окно.

Дети и воспитатель подходят к сказочно украшенному окну и наблюдают за погодой.

Воспитатель: Какая сегодня погода? 

Возможные ответы детей (ясная – пасмурная, холодная, морозная, идёт снег или нет, ветреная – безветренная).

Воспитатель: Почему? Как догадались? Это мы предположили, что такая погода сегодня. Молодцы! Но нам нужен точный прогноз.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: упражнять детей в работе с приборами: термометром, флюгером (ветряным рукавом); помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять элементарный прогноз погоды, анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

Воспитатель: Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха? 

Ответы детей: (термометр).

Воспитатель:  верно, это термометр (слайд). Термометры бывают разными: уличными, которые измеряют температуру воздуха на улице, комнатными, водными и медицинскими.

Посмотрим, сколько градусов показывает термометр за окном. Сначала надо найти отметку 0 С, а потом посчитать от нуля деления до красного столбика. Если столбик термометра выше 0с, то на улице тепло, а если ниже – холодно, мороз.

Воспитатель: температура воздуха сегодня -3с.

Снеговик: А что это значит?

Воспитатель: Снег начинает таять, если температура воздуха выше 0 С. А сегодня  она ниже. На улице мороз.

Снеговик: Ух, успокоили!

Воспитатель: Ребята, а что может повлиять на погоду в течение дня?

Ответы детей

Воспитатель: ветер, если ветер тёплый (южный), то, возможно, он принесёт потепление, а если холодный (северный) - похолодание). Смотрим в окно. Есть ли сегодня ветер? Как определили? 

Ответы детей: посмотрим на ветряной рукав, на деревья.

Воспитатель: слайд, верно, ветер можно определить по ветряному рукаву, по флюгеру или по качающимся деревьям.

Снеговик: Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,

Снег–снежок

По дорожке стелется.

(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,

Снег–снежок,

Белая метелица.

Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,

Снег–снежок

Тает на ладошке.

(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков,

Вместе поиграем

(«Лепят снежки»)

И друг в друга снежки

Весело бросаем

(«Бросают снежки»)

Но тепло во дворе,

(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки.

(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег

(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).

  1. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: познакомить детей с новым прибором, барометром.

Снеговик: Ребята, а ваш прогноз точный, не шутите?

Воспитатель: Сейчас мы проверим показания другого прибора. Слайд Этот прибор называется барометр, он измеряет давление воздуха. Мы знаем, что вокруг нас находится воздух, и он давит на нас с разной силой. Если воздух давит сильно, мы говорим, что давление сильное, большое, а если воздух давит на нас со слабой силой, мы говорим - давление слабое, маленькое. Оказывается, если давление большое, то погода будет ясной, солнечной, а если маленькое или среднее – то погода будет с осадками, пасмурная.

Снеговик: А что такое осадки?

Ответы детей

Воспитатель: А называем мы их осадками потому, что они осаждаются, падают на землю.

Снеговик: Ну, теперь понял.

Воспитатель: Теперь, уважаемые метеорологи, обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды.

Итак, какая погода сегодня, 14 ноября в среду?

Дети: Сегодня погода ясная, холодная. Температура воздуха -3С мороза, ветер слабый, осадки в виде снега. Одевайтесь теплее.

Снеговик: Спасибо вам, ребята, хорошо у вас, весело, но мне пора на улицу, а то я, кажется, начал таять. Ой, уже с носа капает. Пока, приходите ко мне на площадку, поиграем. Ой, а в какую сторону мне идти, я совсем заблудился! От жары голова даже закружилась.

Воспитатель: ребята, давайте проводим Снеговика.

Снеговик: До свидания, ребята!

  1. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель: ребята, кому вы сегодня помогли? Чем вы смогли помочь Снеговику? 

Воспитатель благодарит ребят за проделанную работу, за доброе дело, которое они совершили для Снеговика.

Воспитатель: Вот и пригодились наши знания. Мы сделали доброе дело. Но нам ещё многому предстоит учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Очень нужная профессия - метеоролог"

В ходе занятия дети знакомятся с профессией -метеоролог, с понятием "прогноз погоды", закрепляют знания о природных явлениях, знакомятся с приборами, которые помогают человеку прогнозировать погоду...

Конспект НОД «Знакомство с профессией метеоролога».

Задачи:Познавательное развитие: 1. Дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции.2. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного ...

Конспект организованной - образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Ознакомление с профессией метеоролога»

Организованная-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия на метеоплощадке ДОУ на тему: «Юные метеорологи ».

Знакомство детей с вертушкой, ветряным рукавом, закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять напр...

Конспект тематической прогулки для детей старшей группы Тема: «Юный метеоролог»

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОГУЛКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. НА ТЕМУ " ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ"...

Конспекты по метеорологии

Знакомим с явлениями природы...

Конспект занятия по познавательному развитию №28 в подготовительной группе Тема: «Полярники и метеорологи»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Полярники и метеорологи»...