Конспект НОД в подготовительной группе "Муравьи и муравейники"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить с муравьями, как представителями насекомых,
Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника,
Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_muravi_i_muraveyniki_podgotovitelnaya_gr.docx | 56.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект в подготовительной группе № 7
на тему «Муравьи и муравейники»
Занятие для детей подготовительной группы
"Муравьи и муравейники"
Интеграция образовательных областей:
социально - коммуникативное развитие.
познавательное развитие (экология).
речевое развитие.
Цель:
Познакомить с муравьями, как представителями насекомых,
Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника,
Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнёзда.
Объяснить, что строительство муравейника — это большой труд многих тысяч шестиногих созданий.
Учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам.
Разъяснить им, почему муравейники разорять нельзя.
Формировать связную речь.
Развивать эмоциональность речи.
Фантазию в процессе отгадывания загадок.
Материал к занятию:
картина “В лесу”, картинки с изображением насекомых, рисунок пенька, природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.) разрезная картинка «муравей»,
игрушечный муравей, картинки муравьев – чёрных, рыжих, картинки муравейника в срезе, энциклопедия о жизни насекомых.
Методы и приемы:
Беседа о муравьях, дидактическая игра «Собери картинку муравья», загадки о насекомых, показ картинок, дидактическая игра «Угадай, кого не стало», подвижная игра «Собери муравейник», беседа о пользе насекомых.
Ход занятия
Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трех березок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».
Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг , поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был?
Дидактическая игра «Собери картинку из частей».
Группы детей собирают картинки «муравьёв» из отдельных частей.
Воспитатель: Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трех березок и узнать о его жизни, о том, что он делает, где и как живёт? Давайте сложим ваши работы в волшебную коробочку и посмотрим, какой муравей у нас получится. Закройте глаза! (Воспитатель достает из коробочки игрушечного муравья).
Воспитатель: На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них- поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые»- от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые –обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых… Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, а другие- один день.
Воспитатель: Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать?
Муравьи — надёжные помощники лесоводов. Лесные муравьи — хищники. Они во множестве истребляют различных насекомых, преимущественно вредителей леса. Особенно успешно это делают рыжие лесные муравьи. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголённые разными листогрызущими насекомыми.
Воспитатель: А хотите побывать в лесу? (ответы детей). Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
На экране картина “В лесу”.
Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком (рисунок пенька на доске). Угадайте, какие?
Загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Что за девчонка: в поясе тонка,
Огромные очи, летит - стрекочет. (Стрекоза)
Чернокожий карапуз,
Не по росту носит груз. (Муравей)
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Летом в болоте
Вы её найдёте,
Зелёная квакушка
Кто это? (Лягушка)
Воспитатель: В отгадках наших загадок были только насекомые?
Дети: Нет, лягушка – это не насекомое.
Воспитатель: Где живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?
Муравьёв неслучайно называют неутомимыми тружениками. Целыми днями они добывают корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей, он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьев. Его тоже кормят своей добычей собратья. Кроме корма, муравьи без устали носят к гнезду строительный материал: хвоинки, соломки, веточки. Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьёв и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравей очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке.
Подвижная игра «Собери муравейник».
Дети делятся на две команды и под музыку начинают собирать свои муравейники.
Воспитатель: Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Муравьи в этом деле — великолепные мастера.
Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. На одно гнездо идёт 4—5 миллионов хвоинок. Они плотно прилегают одна к одной в определённом порядке. Строительный материал муравьи не просто складывают на кучу, а скрепляют его землёй и своими выделениями. Муравьи постоянно перебирают хвоинки кровли, добавляют к ним вновь принесённые, уносят часть хвоинок вглубь, и наоборот. Весь пласт хвои и веточек на куполе устойчив к гнили и плесени. Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, а в мороз глубоко не промерзают.
Такие удивительные сооружения возводят крошечные муравьи. Мы должны с большим уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. Муравейники разорять нельзя! Нужно всегда помнить, что лесные муравьи — верные помощники человека в защите лесов от вредителей.
На полянке возле ёлок Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
Рассказ о жизни муравьёв:
Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии
В семье муравьиной есть мамы и папы.
Не носят они украшенья и шляпы,
Немало в семье дочерей и сынишек,
Растут они в норах, средь хвои и шишек,
Их с раннего детства к труду приучают,
Нотации долго и нудно читают,
Что должен трудиться любой муравей.
О нас и пословицы есть у людей.
Кому не известна такая работа,
Когда, задыхаясь от горького пота,
Несёт муравей свою ношу домой,
Ногами толкая её за спиной.
Один муравьишка немногого стоит.
Все вместе – жилище огромное строят!
И каждому с детства дела поручают,
И каждый, конечно, за них отвечает.
Воспитатель показывает игрушечного муравья и продолжает рассказ:
Я – охранник-муравей.
От врагов, зверей, людей
Защищаю общий дом.
Открываю двери днём.
А как солнышко уйдёт
В дом никто уж не войдёт.
На посту мы не едим,
За порядком мы следим!
Будем входы сторожить,
Чтобы всем спокойно жить!
А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т.е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.
Мы личинок бережём,
От врагов их стережём,
Им создать комфорт сумеем:
Если холодно – согреем,
Их на солнце выставляем,
С ними часто мы гуляем,
Если слишком жарко будет,
Наш подвал её остудит.
В муравьиных семьях есть «Рабочие» муравьи, они строят муравейник, таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых.
Есть «папы» самцы муравьи, которые называются «Трутнями», они являются самыми крупными и крылатыми. Они не работают как рабочие муравьи.
Есть в семье и «мамы» самки – муравьи, их называют «маткой». Она так же как и самец –Трутень крупнее всех остальных муравьёв, у неё тоже имеются крылья, но только до тех пор, пока она не станет откладывать яйца. Матка является единственной и самой главной «Королевой» в муравьиной семье. Все муравьи слушают её, кормят и охраняют.
Больше всего в муравейнике рабочих муравьёв. Их может быть сотни, тысячи. Трутней – десятки, а матка, чаще всего, только одна.
Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»
(Работа с картинками насекомых на доске. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана).
Воспитатель: погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья. (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке - одна, указательным и большим- две и т.д.) Все насекомые пропали. Кого не стало?
Дети: не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья…
Подведение итога:
Воспитатель:
– Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
После занятия, в совместной деятельности, слепить или нарисовать муравьёв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»
Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...