История посуды
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Компект ООД по "Познавательному развитию" в подготовительной к школе группе  на тему: "История посуды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _konspekt_istoriya_posudy_o.z.docx351.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия№1 муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

Конспект ООД по «Познавательному развитию»

в подготовительной группе на тему:

«История посуды»

        

Подготовила воспитатель:

Артюшкина Ю.Л.

Люберцы

Тема: «История посуды».

Цели: познакомить с историей возникновения посуды.

- формировать обобщающее понятие «посуда»;

- уточнить с детьми название посуды;

- уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, о материалах из которых она сделана.

Закреплять названия предметов посуды и ее виды.

Расширять кругозор ребенка на основе установления временных отношений.

Развивающие:

Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Развивать память, слуховое и зрительное внимание, познавательный интерес.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, чувство уважения к традициям русского народа, чувство прекрасного.

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, отгадывание загадок и др.

Материалы и оборудование: презентация, интерактивная доска, ноутбук, картинки посуды к загадкам, картонные шкафчики и карточки посуды для классификации, раскраски русской традиционной посуды.

Ход:

Дети сидят полукругом на стульчиках.

В: Ребята, вы обратили внимание, что к нам на занятие пришли гости? Давайте встанем и поздороваемся с гостями!

Проводится приветствие друг с другом и гостями: «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками.

Четыре хлопка – «Здравствуйте!»

В: Вот мы и поприветствовали дуг дуга и гостей. Наше занятие я начну с загадок, из которых вы и узнаете тему нашего занятия.

Воспитатель загадывает загадки:

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду
. (Ложка).

Он пыхтит, как паровоз, важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится — пригласит чайку напиться. (Чайник)

На плите стоит горячей
Вкусноту под крышкой прячет,
Кашу варит в ней мамуля,
Ручки две, одна ... (Кастрюля).

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. (Тарелка).

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож).

Из железа, чугуна -
С длинной ручкой и кругла,
Жарь на ней ты без труда!
Это что?
(Сковорода).

В: Молодцы, ребята, все загадки разгадали! Каким одним словом можно назвать все эти предметы?

Д: Посуда.

В: Правильно. Теперь вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

Д: Да, о посуде.

В: Верно. А какие виды посуды вы знаете?

Д: Столовая, чайная, кухонная.

В: Верно.

Вбегает Федора.

Ф: Ой беда, беда, беда!

В: Тише-тише бабушка, успокойтесь! Вы сначала скажите кто вы?

Ф: Я Федора.

В: Я поняла кто вы. А вы ребята, догадались, кто это?

Д: Это Федора из сказки К.Чуковского «Федорино горе».

В: Верно. А что случилось ребята, в сказке с Федорой?

Д: От Федоры убежала вся посуда, потому что она за ней не ухаживала, не мыла.

В: И что, она к ней не вернулась?

Д: Вернулась. Федора обещала, что будет теперь за ней ухаживать, мыть.

В: Федора, так что у Вас случилось? Посуда же вернулась к Вам? Или вы опять перестали за ней ухаживать?

Ф: Что вы, что вы! Конечно я ухаживаю за ней. Всю посуду я перемыла, перечистила, но вот беда не знаю, как её распределить? Разложила чашки, а половник не помещается. Поставила кастрюли, а потом тарелки, и они стали проваливаться в кастрюли. Что делать не знаю? Боюсь, что опять они разбегутся от меня. Помогите пожалуйста.

В: Ребята, как вы думаете, почему это всё произошло с Федорой?

Д: Федора не правильно раскладывала посуду. Федора с чайной посудой положила половник, а половник - это кухонная посуда, столовые тарелки Федора положила вместе с кухонными кастрюлями. У каждого вида посуды должен быть свой ящик или полка.

Ф: Ребята, помогите мне правильно разложить посуду.

Проводится игра «Разложи посуду по местам».

Федора приглашает троих детей, которые: один ребёнок раскладывает чайную посуду, второй – столовую, третий – кухонную.

В: Молодцы, ребята, справились с заданием!

Ф: Теперь я знаю в чём была моя ошибка. Теперь я чашку чайную больше не положу со сковородкой кухонной.

В: Федора, оставайся с нами, ты ещё много что интересного узнаешь. Но, сначала давайте немного разомнёмся.

Проводится физкультминутка «Про посуду».

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)

В: Вот как много разной посуды в доме. И вся она может бить изготовлена из разных материалов.  Как вы думаете, какая посуда появилась первой? (Ответы детей). А хотите узнать историю возникновения посуды? (Ответы детей). Тогда устраивайтесь поудобнее и слушайте!

1 Слайд:

История посуды уходит своими корнями в глубь веков, ее богатую родословную окружают всевозможные легенды, мифы, а также занимательные исторические описания. Сейчас я вам расскажу, как появилась посуда.

2 Слайд:

Поначалу древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Потом люди стали призадумываться, и очень скоро поняли, что это очень не удобно. Как вы думаете почему? (Предположения детей). Еда с огня была очень горячая, обжигало руки, и всё что люди приготавливали, надо было съедать сразу, т.к. хранить оставшуюся еду негде.

3 Слайд:

Самый старый столовый прибор – это нож. Есть мнение, что именно костяной или каменный нож, а не палка, стал первым инструментом человека умелого. Много тысячелетий нож использовался как оружие –для защиты, для охоты – т.е. это связанно с поиском, выслеживанием, преследованием добычи, и всех видов работ.

4 Слайд:

Около пяти тысяч лет назад человек все-таки освоил добычу и обработку металла, и стал изготавливать ножи из меди, бронзы и стали. С течением времени в ножах менялись рукоятки. Простые бронзовые с деревянной ручкой ножи уступили место универсальным стальным с рукоятками из пластика.

5 Слайд:

Острую необходимость в таком столовом приборе, как столовая ложка, люди почувствовали тоже еще в далекой древности. Ложки, люди –разумные, изготовляли из костей крупных животных. И ложка появилась намного раньше, чем столовая вилка. Вот такие вилки и столовые приборы были в древности. А сейчас мы используем вот такие красивые, глянцевые, блестящие приборы.

6 Слайд:

Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную. Люди лепили её руками, сушили на солнце.  Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

7 Слайд:

Потом древние люди придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, и в такой посуде можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

8 Слайд:

Со временем люди поняли, что не любая глина подойдет для изготовления прочной посуды. Тогда в нее стали добавлять другие вещества. Так появилась керамика. Керамическая посуда – это посуда из красной глины.

9 Слайд:

На Руси посудой пользовались с древних времён.  Русская национальная посуда как была в древности деревянной и глиняной, так и осталась. Сначала она была простая, без особой красоты.

10 Слайд:

Но со временем русские мастера начали создавать красивую посуду, которую знают до сих пор во всем мире. Название этой посуды дали по месту ее происхождения: Сергиево-Посадская, Мезенская, Гжель и Хохлома.

11 Слайд:

Потом появилась металлическая посуда –из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время. Как вы думаете, где и когда? (Предположительные ответы детей). В наше время до сих пор пользуемся чугунными сковородами, котлами, казанами. А посудой из стали, такие как наши любимые кастрюли, столовые приборы и т.д.

12 Слайд:

Со временем появилась стеклянная посуда.

Люди стали добывать белую глину и из неё изготавливать изящную фарфоровую посуду. Которой до сих пор мы используем в своём быту.

13 Слайд:

И после долгого развития до наших домов дошла посуда прочная, красива, удобная.  

В: Ну что, ребята, вы устали? Давайте намного разомнёмся! Федора, присоединяйся к нам!

Проводится динамическая пауза: «Игра с ускорением: Мы пойдём на лево».

Движения выполняются как поётся в музыкальном сопровождении.

В: Размялись? А теперь скажите, вам понравилась история посуды? (Ответы детей).

В: Федора, а тебе понравилась история возникновения посуды?

Ф: Очень! Я даже и не предполагала, какой долгий путь прошла посуда! Теперь я ещё бережней к ней буду относиться! Ребята, что - то я засиделась у вас! Мне очень было с вами интересно, я много чего интересного узнала, но мне пора бежать домой. Мне ещё полы почистить надо, стены, потолки. Но уйти просто так я не могу. Приготовила я для вас посуду, простую, традиционно – русскую, но особенную вы её сделаете сами. Помните, как рассказывалось в истории: что сначала посуда была простой, а после того как мастера её расписали, она стала красивой. Вот и вы побудете немого мастерами.

В и Д: Спасибо тебе большое, Федора! Приходи к нам ещё в гости.

В: Мы посуду твою распишем во второй половине дня. Ну и нам пора прощаться и с Федорой и с гостями.

Проводится ритуал: «Прощание!»

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!

https://tut-posuda.ru/wa-data/public/shop/products/65/52/5265/images/16873/16873.750x0.jpghttps://magazin.propokupki.ru/_files/magazin/1/0/1014553221.jpghttps://mercdn.ru/offers/0c/e4/3a/ce43a.jpg https://sale-shop.online/images/detailed/112/%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A0%D0%9E%D0%97%D0%90_%D0%98_%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%A8%D0%95%D0%9A.jpg         https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2c9fe6fb88eeb4c765d46a170c4a05f6&n=13&exp=1https://www.davidjones.com/productimages/MEDIUM/1/1079487_10608425_1157287.jpghttp://milfsabrina.co/wp-content/uploads/2018/09/polka-rose-royal-polka-rose-bowl.jpg https://i3.stat01.com/1/6423/64225590/afacdb/bristoldevicesbig-1-jpg.jpghttps://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1020063978.jpghttps://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1018951637.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b5172670f6b71161b85a3050289a4bea-l&n=13http://img.nozhikov.ru/images/products/1/7856/143646384/IMG_9599.jpghttps://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1019779366.jpghttps://eco-skovoroda.ru/upload/iblock/955/DSC_0430.jpghttps://chateaudevaisselle.com/image/cache/data5/polros25865-1600x1600-600x315.jpghttps://kibet-shop.ru/upload/iblock/1df/terka_4_kh_grannaya_12_8sm_vysota_22sm_nzhs_plastik_ksg_712_073.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/879748/market_YG1NvyVAFL07aPJScRYJkw/orighttps://images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/41UZ2WPA19L.jpghttps://st19.stblizko.ru/images/product/167/284/228_big.jpghttps://media.posuda40.ru/cache/02/8f/028fd2bce96f6c8318079ef0d4e906eb.jpghttps://i.pinimg.com/originals/05/04/a8/0504a8062fb610139920a895430e3c69.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/217370/market_aNojN4W-0y7BtgO293eC0w/orighttps://eco-skovoroda.ru/upload/iblock/a4f/DSC_0390.JPGhttps://eco-skovoroda.ru/upload/iblock/d58/DSC_0423.JPGhttps://serviz.shop/images/detailed/112/%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%9E%D0%97%D0%90_%D0%98_%D0%93%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%A8%D0%95%D0%9A_27_%D1%81%D0%BC.jpghttps://ebth-com-production.imgix.net/2015/06/05/14/46/57/12/DSCF1043.jpg?ixlib=rb-1.1.0&w=880&h=880&fit=crop&crop=&auto=format 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Сказка "Удивительная история посуды" (детское словотворчество)

Работа с детьми, с ТНР по развитию связной речи. Детское словотворчество....

Конспект ООД для старшей группы «Из истории посуды» (Социальное развитие)

Конспект ООД по лексической теме "Посуда" познакомит детей с историей посуды, закрепит знания о материалах, из которых она сделана....

"История посуды"

В презентации рассказывается об истории создания посуды....

Проект "От древности до наших дней: удивительная история посуды"

От древности до наших дней: удивительная история посуды...

Конспект НОД (ОО познавательное развитие) Тема : «Из истории посуды»

Материал будет полезен педагогам работающим с детьми старших и подготовительных групп....

Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для детей старшей группы «История посуды»

Цель:Познакомить детей с историей посуды, с процессом её использования человеком в быту....