Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для детей старшей группы «История посуды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Познакомить детей с историей посуды, с процессом её использования человеком в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_oznakomleniyu_detey_s_predmetnym_mirom.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с предметным миром для детей старшей группы «История посуды»
Цель:
Познакомить детей с историей посуды, с процессом её использования человеком в быту.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с кухонной утварью русского народа: ухват, чугунок, крынка, сито, самовар.
- Закрепить знания детей об истории посуды, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которого она сделана;
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.
Развивающие:
- Развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимание.
- Развивать художественно-творческие способности детей.
- Развивать мелкую моторику, умения работать с кистью и красками.
- Развивать пространственные ориентиры (верх – низ; лево – право).
Воспитательные:
-Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
-Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением посуды;
- Чтение художественной литературы «Федорино горе» К. Чуковского;
- Беседа о посуде;
- Изготовление тарелочек из глины;
- Украшение ложки (краски);
- Экскурсия на кухню.
Оборудование и демонстрационный материал:
- Экспонаты музея (самовар, кринки, ухват, чугунок, деревянные ложки, сито);
- Иллюстрации с изображением истории посуды;
- Иллюстрации с изображением посуды с недостающими частями (ручки у кастрюли, дужки у кружки, носика у чайника, ручки у кувшина, ручки у сковороды);
- посуда из дерева, металла, глины.
Раздаточный материал:
- Тарелочки из глины;
- Кисточки;
- Краски;
Ход НОД:
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
Дети: (садятся полукругом)
Воспитатель: - В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети: (ответы детей).
-Как мы себя чувствуем дома?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Вот не зря говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» А как же называли дом в стародавние времена?
Дети: - Изба.
Воспитатель: - Правильно. Вот сегодня в такой избе мы с вами и находимся.
Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: - Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Дети: (печка).
Воспитатель: - Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: - В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяйничала у печи женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала.
Но жили в доме не только люди. Были в нем предметы – помощники, без которых в хозяйстве не обойтись. А вот какие же это предметы, в русской избе, вы сейчас узнаете, если отгадаете загадки.
Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать, а отгадки вы постарайтесь найти в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок).
Дети: - Ответы детей.
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (Показывает).
Воспитатель: - И все эти предметы, ребята, назывались «кухонной утварью». Давайте все вместе повторим: «кухонная утварь».
Дети, но знаете, были времена, когда посуды совсем не было. Хотите узнать, как появилась первая посуда? Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Ели, в основном жареное мясо, растения и ягоды. Ели руками. Однажды взял человек в руки очень горячее мясо. И выронил его из рук. Оно упало на палочку, палочка воткнулась в мясо. Взял человек мясо на палочке и понял, что так есть удобнее. И пальцы не жжёт. Так появилась первая ложка из дерева, затем тарелка, кружка. Как же называют посуду из дерева?
Дети: - Деревянная.
Воспитатель: - Немного позднее, первобытные люди научились делать посуду из глины. Добывали глину из земли. Люди лепили посуду руками и сушили на солнце. Такая посуда была непрочной, в ней могли храниться только сухие продукты.
Потом, придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, чтобы она была прочная. Как же называют посуда из глины?
Дети: - Глиняная.
Воспитатель: - Теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.
Такой посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты. Но потом, люди научились расписывать посуду красивыми узорами.
Воспитатель: - А сейчас мы поиграем в игру «Помощники».
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так хозяйке помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
Дети: Садятся за столы.
Воспитатель: - Молодцы! Дети, нам пришла посылка и письмо от бабушки Федоры. В своем письме она сообщает, что у нее случилась неприятность, поломалась посуда, и она просит вас починить ее посуду? (воспитатель выкладывает на доску картинки: чайник без носика; чашка без дужки; кастрюля без ручки, кувшин без ручки, сковорода без ручки, нужно найти недостающие части у меня на столе.
Дети: - Выполняют работу.
Воспитатель: - Спасибо, ребята! А скажите мне пожалуйста, можно ли готовить в такой посуде?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Да, посуда старая, вся в трещинках, я предлагаю украсить наши глиняные тарелочки узорами и послать Федоре Егоровне. Пусть у нее будет новая посуда.
(Продуктивная деятельность детей (по показу) «Украсим тарелочку»).
Воспитатель: - Украсим серединку тарелочки: нарисуем желтый кружок, затем вверху, внизу, справа, слева от кружка, рисуем лепестки красного цвета способом примакивания, и добавляем еще лепестков между ними. Затем тем же способом рисуем зеленые листочки вверху, внизу, справа, слева. Закончим работу, проведя ободок по краю тарелочки).
Где мы с вами сегодня были?
Дети: - В русской избе (музее детского сада). В гостях у Хозяюшки.
Воспитатель: С какими предметами – помощниками познакомились?
Дети: Самовар, ухват, чугунок, крынка, сито.
Воспитатель: - Как называют все эти предметы, кто помнит?
Дети: - «Кухонная утварь»
Воспитатель: Что еще сегодня мы делали на занятии?
Дети: - Помогали Федоре, чинили разбитую посуду. Украшали тарелочки для бабушки Федоры.
Воспитатель: - Вам понравилось занятие? Если да, то поднимите зеленый кружок, если не очень – желтый, если совсем не понравилось – красный.
(Дети прощаются с Хозяюшкой и гостями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»
Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...
"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы.
Тема занятия: "Моя семья и родственники"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группе Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»
Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...
Познавательное занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы История Карандаша
Цель: Познакомить детей с историей появления и производства карандашей.Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.Расширять активный и пассивный словарный запас детей....