Детский исследовательский проект «О чем рассказывают камешки»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сокольникова Анна Васильевна

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_chyom_govoryat_kamushki.docx19.91 КБ
Файл dasha.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Детский исследовательский проект

«О чем рассказывают камешки»

 

                                                                         Выступала: Кузнецова Даша

Старшая  группа «Б»

                     Воспитатель: Сокольникова Анна Васильевна

2022г.

«Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?»

Тема проекта: «О чем рассказывают камешки»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Продолжительность: краткосрочный - 3 недели.

Участники: Даша Кузнецова, родители, воспитатель.

Проблема: Откуда берутся камни и почему они все разные?

Актуальность: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности  является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатством.

Гипотеза: Если мы привлечём взрослых, проведём опыты, то узнаем о происхождении и свойствах камней и их значимости в жизни человека.

Цель: Узнать и рассказать детям в своей группе интересные сведения о камнях, об их свойствах, о том, как и где их использует человек, откуда они появляются в природе.

 Задачи:

Обобщить и расширить знания детей о камнях и месте их происхождения.

Формировать представление о значение   камней в жизни человека.

 Познакомить со своей коллекцией камней детей группы и всех    желающих;

Развивать навыки экспериментальной деятельности.

Бережно  относится к природным ресурсам.        

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе реализации проекта.

Задачи ребенка:

 -Познакомиться с разными видами камней, местами их обитания;

-Выяснить, где и как человек используют камни?;

-Оформить вместе с воспитателем в группе мини-музей «Поделки из камней», просмотр презентаций «Всё о камнях»;

- «Камни» - своими руками, рисуем на камнях,  поделки из камней.

Задачи для родителей:

 -оказывать помощь в организации похода в библиотеку.

-подобрать материал по теме;

-провести опыт с камнями.

- поддерживать познавательный интерес ребенка.

Методы и формы работы:

- поиск информации в библиотеке, в сети Интернет, опрос взрослых;

- выполнение эксперимента;

- рассматривание энциклопедий и художественной литературы о камнях.

- рассматривание фотоматериалов и иллюстраций, просмотр видеофильмов, презентаций и слайдов о камнях.

Ожидаемый результат проекта:

  Познакомиться и получить новые знания о камнях, их  разновидностях, важности их пребывания в жизни человека;

обогатиться речь детей, пополнится словарный запас.

1 этап – предварительный

Подготовка иллюстративного и дидактического материала.

Мониторинг знаний ребенка о камнях.

Составление плана проекта.

Подбор литературы.

Поисковая деятельность – Откуда появились камни на земле? Где и как человек использует камни? Проведение опытов.

Подбор материала  для коллекции «Поделки из камней».

2 этап  -основной.

Дата

Мероприятие

Работа с родителями

Исполнители

1 неделя

3 – 8 ноября

Анкетирование  «Что мы знаем о камнях?»

Подбор материала, составление перспективного плана

Анкетирование

Схемы, иллюстрации, книги, энциклопедии.

Сокольникова А.В.

родители

2 неделя

9 ноября – 14 ноября

 Рассматривание иллюстраций в книге

«У камня своя история» , « Минералы и драгоценные камни»,

«Минералы и другие драгоценные камни».

Рассматривание камней.

Поход в библиотеку для выбора литературы о камнях.

Опыт: Опытно – экспериментальная деятельность «Как из камня сделать песок».

Просмотр видеофильмов «Удивительный мир камней».

Мультфильм «Хозяйка медной горы»

Родители.

Сокольникова А.В.

3 неделя

14- 18

 ноября

Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений

 «Познавательные сказки», «Три богатыря», «Серебряное копытце», «У прибоя возле скал» В. Кулаев.

Опыт: Изготовление искусственных камней.

Опыт: Опытно – экспериментальная деятельность «Определение свойств камня».

Сокольникова А.В.

Дети.

3 этап заключительный

Презентация  для детей  на тему: «О чём рассказывают камешки».

Изготовление поделок из камней, рисунки на камнях.

Мини- музей камней  в группе «В гостях у хозяйки медной горы»».

Список используемой литературы:

1. Дианна Астон, Сильвия Лонг «У камня своя история», издательством "МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР", 2015г.

2. С.ЮАфонькин «Минералы и драгоценные камни», СПб.: «БКК», 2010

3.Е.В. Булдакова Энциклопедия с развивающими заданиями «Минералы и другие драгоценные камни». Москва Умка 2021.

3. ismart.org

4. deti.mann-ivanov-ferber.ru

5. needlewoman.ru

6. jewellerymag.ru



Предварительный просмотр:

Выступление

Даша загадывает загадку :«Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?»        (немного подождав, если отгадали говорит правильно, если нет говорит отгадку «камень»)

Посмотрите у меня в руках камень и мел. Скажите пожалуйста что у них общего? Оказывается это всё камни. Сегодня я хочу рассказать вам много интересного о камнях.

Часто с прогулки в карманах я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего села, на берегу реки, даже в огороде. Я смотрела на них и думала – наверное у каждого есть своё название.  

Мне захотелось узнать:  Откуда берутся камни? Почему все камни разные? Как они называются? Зачем нужны камни?

Чтобы ответить на этот вопрос я решила спросить у взрослых. Вместе с мамой  мы стали искать информацию  в библиотеке и интернете.

Прочитав  книги,  посмотрев  интернет, мы узнали. Что у планеты,  на которой мы живём, есть каменная одежда. Там где эта одежда видна, возвышаются огромные горы. Огромные горы со временем разрушаются от жары, мороза, ветра.  Но есть камни, которые мы не видим, они находятся под землёй – это минералы.

Оказывается, человек много веков назад использовал камни как инструменты, орудия труда, оружия. Этот век так и назывался – Каменный век.

А в наше время обычный камень используют в строительстве. Из него строят дома, мосты, заборы.

Чтобы обогреться и в наших домах было электричество, мы используем каменный уголь. Ещё  из него делают  пластмассовые игрушки, автомобильные шины, краски и лаки.

Есть много памятников, фонтанов, ваз, лестниц, дорожек которые сделаны из гранита.

Мелом – мы рисуем на асфальте, учитель пишет на доске. Его используют в изготовлении стекла, бумаги, резины, лекарств, косметики и многом другом.

Из драгоценных камней  - делают ювелирные украшения.

А вы знаете что такое – Галит?  

 Галит- мы добавляем в пищу, мы её называем соль, её используют в зимнее время, обсыпают дороги от гололёда, в изготовлении бумаги, пластмассы, стекла, в медицине и многом другом.

Камней очень много и у всех своё название. А изучают  камни – геологи.

Эта наука называется геология.

Предлагаю вам вместе со мной  стать геологами, будем изучать камни.

Опыт 1: Проверим насколько камень хрупкий.  Возьмите два камня и потрите их друг об друга. От камня отлетают мелкие крошки. При трении камня о камень, со временем камень разрушается до состояния песка.

Опыт 2: Давайте посмотрим какой камень на ощупь, можете рассмотреть их через лупу (2 камня гладкий и шершавый, лупы). Погладьте камушки. Вывод: камни бывают гладкими и шершавыми.

Опыт 3: А теперь приложите камни к щеке. Что вы чествуете? Камень холодный. Но если его подержать в ладошках (подержите в ладошка) или на солнышке он нагревается. Вывод камень может менять температуру.

Опыт 4: Проверим, может камень изменить цвет? Опустите камень наполовину в воду и достаньте.  Что произошло? Камень стал темнее в воде. Вывод  камень меняет цвет в воде.

Опыт 5:  Может ли камень издавать звуки?  Постучите камнями друг об друга. Слышится звук. Вывод камень издает звуки, его можно использовать как музыкальный инструмент.

Человек научился  делать искусственные камни, мы попробовали в группе тоже сделать камни посмотрите. (видеоролик как изготовить камни самостоятельно)

Ещё много опытов можно провести с камнями.

 Я узнала что  - камни бывают разные по форме, цвету, шершавые и гладкие, прозрачные, тяжёлые, лёгкие, тонут в воде. Но всё-таки больше всего мне нравятся драгоценные камни и самоцветы. Они все такие красивые, разные, цветные, блестящие. Я собрала свою коллекцию самоцветов и камней  посмотрите какая красота!

 Дома мы изготовили подсвечник и фоторамку для украшения нашего дома. Ещё массажный коврик, который я принесла в группу. После сна мы по нему ходим, чтобы у нас не было плоскостопия. Камни могут быть полезны  нашего здоровья.

В группе мы  с ребятами собрали коллекцию сувениров, магнитов из камней и минералов. Если вам интересно посмотрите после моего выступления.

Камней очень много, я ещё не всё о них знаю, но можно сделать вывод, что камни приносят много пользы для человека. Человек не мог и не может обойтись без камней.

Оказывается  на камнях ещё и  можно  рисовать. Когда не было бумаги, люди рисовали на камнях, украшали жилища каменной живописью. Меня заинтересовала это, и мы решили заняться творчеством, только мы рисовали красками. Чтоб вы не забывали, о камнях мы с ребятами приготовили сувениры.

(дарит подарки)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

презентация детского исследовательского проекта "Круговорот воды в природе" Чистякова Кирилла и воспитателя МАДОУ детский сад г.Нытва, Пермский край

После знакомства с темой "Вода в природе", у одного из моих воспитанников в старшей группе возникли вопросы и он пытался в своих риунках найти ответ. Его частые вопросы меня натолкнули  на создан...

Детский исследовательский проект «Наш любимый детский сад»

Участники проекта: дети подготовительной к школе, родители воспитанников, воспитатели Сроки реализации проекта: 2 недели (24.09.19 г. – 05.10.19 г.) Актуальность: Формирование чувства ...

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Доклад на тему: «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА - ВОДОЛАЗ»: ИНИЦИИРУЕМ ЛЮБОПЫТСТВО РЕБЕНКА, СТИМУЛИРУЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

в  данном докладе описана реализация проекта о профессии родителя - водолаз.На мой взгляд метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синте...