Творческий проект «Мир моря» для подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Беткер Людмила Владимировна

Расширение представления детей о море, и его обитателях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_mir_morya_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект: «Мир моря» для подготовительной группы.

 Тип проекта: познавательно – творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный

Предмет исследования: море и его обитатели

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитатели,  дети подготовительной  группы, родители     Актуальность проекта: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры.

     Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота.

     С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан данный проект.

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».

Задачи проекта: 

  • Сформировать у детей представления о морских обитателях;
  • Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
  • Совершенствовать навыки речевого общения;
  • Развивать творчество, воображение, фантазию;
  • Формировать желание пользоваться специальной терминологией; 
  • Формировать навыки поисковой деятельности;
  • Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу; 

·       Воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

·       овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;

·       имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

·       знают о взаимосвязи с другими обитателями; 

·       имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; 

·       сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

      Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, оригами, лепка.

Работа с родителями: 

  • рекомендации родителям по отдыху с детьми на море.
  • совместное творчество по составлению литературных произведений.


Продукт проектной деятельности:

  • Оформление минивыставки в группе «Дары моря»
  • макет «Подводный мир»
  • рисунки «Золотые рыбки», «Мир моря», «Обитатели аквариума»

Презентация проекта: создание презентации проекта; оформление выставок.

Этапы реализации проекта.

I. Организационный:

·         Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;

·         Сбор и анализ литературы;

·         Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;

·         Беседы «Море в опасности», «Морские обитатели»,  «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Все о ракушках», «Кем быть?».

·         Наблюдения «Аквариумные рыбки», «Черепаха»

·         Разработка плана реализации проекта

II. Практический:

Познавательные занятия
1. «Моря бывают разные» 
     Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память. 

2. «Путешествие по глубинам морского царя». 
     Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
3. «Чайка» 
     Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать ножницами; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику; воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Экспериментирование:
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.

«Научи яйцо плавать» 

     Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить, как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

«Загадочные кристаллы» 
     Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, карандаш, краситель, камушек, нитки.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить теплой воды и добавить пакетик соли.
2.Размешать воду до полного растворения соли.

3. Добавить краситель
4.Взять камушек, привязанный к карандашу и опустить в раствор. 
5.Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.

Чтение художественной литературы:
     Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира», 
С. Сахарнов «Кто в море живёт?», 
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок» 
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
     Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.

Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. 
Г.Р. Лагздынь

Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит. 
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,— капитаном будешь.


Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», 
- А. Боголюбов «Парусник в море»;

Дидактические игры:
«Мир моря»
     Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

 «Зоологическое лото»
     Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек. 

«Отгадай загадку»  
     Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
     Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

Подвижные игры:
«Море волнуется» 
     Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»
     Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
     Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». 

«Водолаз»
     Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения. 
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.

Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»

Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.

Художественное творчество:
«Морской пейзаж»

     Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.

«Золотая рыбка»
     Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке. 

«Аквариумные рыбки»
     Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и аквариумных рыб.
«Морские обитатели»
     Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.

 «Необычные рыбки»
     Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
     Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
 
«Ракушки»
     Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей об их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
     Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.

III. Заключительный:

  • Оформление мини выставки в группе «Дары моря»
  • макет «Подводный мир»
  • рисунки «Золотые рыбки», «Мир моря», «Обитатели аквариума»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в рамках краткосрочного творческого проекта "Мы любим сказки" (подготовительная группа)

Занятие проводит логопед со всей группой детей. Используется, как открытое занятие для родителей....

Познавательно-творческий проект «Это чудо — космос» (подготовительная группа)

Тип проекта: познавательно-творческий, долговременный(февраль-апрель)По содержанию: иформационно-практико-ориентированный. Цель проекта: создать условия для усвоения и закрепления детьми знаний о...

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно- творческий проект "По дорогам сказок" (подготовительная группа)

Это познавательно - творческий проект с детьми подготовительной группы.Цель проекта: * приобщение детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных впечатлений, прививать интерес...

Познавательно- творческий проект «Великая Победа» в подготовительной группе.

Проект направлен на формирование у детей дошкольников  чувства патриотизма, уважение к защитникам Родины, правильное отношение к Великой Отечественной войне....

Творческий проект «Кормушка для птиц» Подготовительная группа

                                   Проект «Кормушка для птиц»Цель:Закрепить представления д...