ТЕМАТИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЗИМА» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: уточнить и систематизировать знания о зиме, признаках зимы, зимних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_starshaya_gruppa.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЗИМА» (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: уточнить и систематизировать знания о зиме, признаках зимы, зимних явлениях.

Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

- Расширить словарный запас по теме.

- Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать память, внимание, координацию движения;
- Развивать ориентацию в пространстве;
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Оборудование: картинки снежинок; контейнер со снегом; ватман, восковые мелки; муз. Композиция П.И. Чайковский «Декабрь» (цикл «Времена года»), аудиозапись «Хруст снега».

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми.

Ход НОД

1. Чтение стихотворения:    

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? А подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: декабрь, январь, февраль. Какой зимний месяц сейчас? (ответы детей).

2. Загадки.

Эта вещь для детворы,

Для катания с горы.

В них по снегу, и по льду,

В детский сад детей везу. (Санки)

Два берёзовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжи,

И зовут их... (Лыжи.)

Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки,

Эта палка - для хоккея

И она зовется ... (Клюшка.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет.  (Мороз.)

 В белом бархате деревня - и заборы, и деревья.

 А как ветер нападет, этот бархат опадет.   (Иней.)

Прозрачен, как стекло, да не вставишь в окно.  (Лед.)

3. Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение.

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях

4. А, сейчас послушайте еще одну загадку:

Зимний дождь

Из звёздочек-малышек

Не стучится в окна,

Не гремит по крыше.

Дождик это

В воздухе искрится

А потом на землю

Скатертью ложится. (снег)

(Под музыку П.И. Чайковского «Декабрь» (цикл «Времена года») дети выполняют движения, имитирующие снежинки)

Правильно, молодцы ребята. Конечно же, это снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь? (рассуждения детей). А как вы думаете, из чего состоит снег? (ответы детей).

Покружилась звёздочка.

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Водяной пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар собирается в тучи и падает на землю в виде капелек дождя, а зимой капельки замерзают и превращаются в снежинки.

5. Ребята, если внести снег в теплое помещение, что с ним случится? (ответы детей). Снег превратится в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой - в ней видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Ещё снег нельзя есть, потому что можно простудиться. (демонстрация растаявшего снега в контейнере)

6. Ребята, давайте послушаем как хрустит снег под ногами.

(воспроизведение аудиозаписи «Хруст снега».)

А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются лучики у снежинок.

7. Давайте сейчас мы нарисуем снежинки, но только с закрытыми глазами.

На листе ватмана по очереди дети рисуют снежинки с завязанными глазами. Потом все вместе оценивают получившийся шедевр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Зима нам очень нравится»

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе «Зима нам очень нравится»...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» (интеграция ОО: познават., худож-эстет., соц-коммун.)Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать ...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна пришла»(подготовительная группа)

Цели. • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. • Развивать речь детей, воображение, логи...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «В гости к зимушке-зиме»

Задачи: формировать представление детей о здоровье человека и путях его сохранения; закрепить умение читать небольшой текст, прописывать слова по карточкам, составлять слова из кубиков, навы...

Тематическое планирование "Начало зимы", старшая группа

Тематическое планирование для старшей группы по теме недели "Начало зимы(Жалобная книга природы. Как помочь птицам и зверям)" Цель: Расширить представления детей о жизни диких животных ...

Комплексное занятие в старшей группе на тему «Зимушка зима»

Обучить детей новому приему лепки – пластилинографии.Развивать мелкую моторику. Формировать умение использовать в работе различные способы и приемы лепки, применять стеку для создания факт...