Конспект НОД «Бумага и ее свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Звездилина Мария Александровна

Конспект НОД «Бумага и ее свойства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Бумага и ее свойства»23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад компенсирующего вида №53 «Лесная полянка

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим миром

«Бумага и ее свойства»

в подготовительной к школе группе №9 «Незабудка»

Подготовила:

Воспитатель:

Звездилина М. А.

г. Балашиха

2023 г.


Образовательная область: «Познавательное развитие». 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель:

Расширение, закрепление знаний и представлений о бумаге и её свойствах, умение определять их в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Систематизировать и пополнить знания, представления о свойствах бумаги. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

2. Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, используя развёрнутое речевое высказывание, умение отвечать на вопросы.

3.Активизировать в речи слова и выражения: бумага мнётся, рвётся, намокает, её можно разрезать, бумага бывает разных видов: альбомная, обойная, газетная, цветная, картон.

4.Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение внимательно слушать и дополнять своего товарища.

5.Воспитывать бережное отношение к природе (вторичная переработка бумаги ).

Планируемые результаты: знает и самостоятельно называет свойства бумаги, самостоятельно делает выводы по проведенным экспериментам.

Материалы и оборудование: набор образцов бумаги (салфетки,  газета, картон, цветная бумага, полоски альбомного листа, альбомный лист, ленточки из  ткани, ленточки из бумаги, емкость с водой, ножницы, машинки игрушечные, пластмассовые  кубики.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Ребята, давайте друг другу улыбнемся, подмигнем

И занятие начнем.

Воспитатель: Сегодня я принесла вот такую замечательную шкатулку. А что  в ней лежит нам подскажет загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами!

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, это бумага.

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, догадались, чему будет посвящено наше занятие?

Ответы детей

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в мир бумаги. Мы настолько привыкли к бумаге, что считаем порой, что ничего ценного она не представляет. Кругом предметы из бумаги. На бумаге мы с вами пишем, рисуем, делаем поделки из бумаги, читаем книги, напечатанные на бумаге. А сейчас мы с вами узнаем, как производят бумагу. И поможет нам в этом наш волшебный экран.

Садятся на места. (просмотр Видео).

Воспитатель: Мы с вами посмотрели небольшой видеофрагмент о том, как изготавливают бумагу. Скажите, пожалуйста, из чего ее делают?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, чтобы сделать один лист бумаги, сколько нужно сил, средств, древесины. Поэтому к бумаге надо относиться очень бережно, экономно ее использовать, чтобы вырубать как можно меньше деревьев. Вы согласны, ребята.

Ответы детей

Воспитатель: А что можно делать с прочитанными журналами, газетами, картонными коробками?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, ребята, тем самым бумага приобретет вторую жизнь. Вы знаете, что у каждой бумаги есть свое название. Давайте сейчас повторим. Вы  по очереди будете брать из шкатулки образец, называть, что это за бумага и для чего она используется.

В коробке лежат разные виды бумаг: картон, цветная бумага, салфетка, газета, альбомный лист, журнал, обои, открытка. Дети по очереди достают образец и называют вид бумаги. 

Воспитатель: Молодцы ребята. Все верно назвали. А сейчас давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Я буду называть предмет, если его изготавливают из бумаги вы будете хлопать в ладоши один раз.

Книга, салфетка, кораблик, обувь, газета, стул, пальто, тетрадь, полотенце, шапка, шкаф

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать учеными. Хотите? А кто такие ученые? У нас открыта лаборатория, в которой мы с вами проведем опыты и закрепим знания о том, какими свойствами обладает бумага. Прошу пройти в нашу лабораторию. Занимайте, пожалуйста, свои рабочие места.

Воспитатель: Вот схема (волнистые линии), она будет соответствовать нашему первому опыту о свойствах бумаги. Итак, попробуем узнать, какая бумага лучше мнется. Возьмите, пожалуйста, образец цветного картона и  цветной бумаги. Попробуйте смять сначала картон, потом цветную бумагу. (Сминают.) Вся ли бумага легко мнется? Почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно?

Ответы детей

Воспитатель: : Вот видите, ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. А теперь попробуйте разгладить смятую бумагу. (Разглаживают). Стала она опять гладкой, как прежде?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, какой сделаем вывод?

Ответы детей

Воспитатель: Бумага мнется, и чем тоньше бумага, тем легче ее смять. Мятая бумага не разглаживается. Итак, приступаем ко 2 опыту.

Воспитатель: Я прикрепляю следующую схему (рваная бумага). У вас у каждого на столах лежат две ленточки, одна бумажная, другая из ткани. Возьмите по очереди каждую ленточку и завяжите тугой узел. Что произошло?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Ответы детей

Воспитатель: Приступаем к проведению. 3 опыта. Готовы? А вот и следующая схема к этому опыту (капля воды). Значок нам показывает, что для следующего опыта нам нужна вода.

У вас на столах стоит стакан  с водой. Опустите  салфетку и полоску альбомного листа. Что произошло?  (Намокла). Вся бумага намокла? (Да). Какая бумага намокла быстрее? (Тонкая). Ребята, какой вывод можно сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Тонкая бумага намокла быстрее,  бумага потолще тоже намокла, но ей потребовалось больше времени. Бумага непрочный материал.

Воспитатель: Приступаем к следующему опыту. А вот и схема к нему. (Нота). Возьмите и газету, и выполните движение стирка. Что происходит?

Ответы детей

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, ребята, бумага при сминании и трении издает звук.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть, для того, чтобы продолжить плодотворно работать дальше в нашей лаборатории. Выходите ко мне.

Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи

Чтоб сидеть нам было легче,

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем,

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Воспитатель: Итак, приступаем к следующему опыту. Вот такая у нас схема (Ножницы). Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги: цветной картон и цветную бумагу. Сначала режем картон. Теперь попробуем разрезать цветную бумагу. Какую бумагу был легче резать?

Ответы детей

Воспитатель: Какую труднее?

Ответы детей

Воспитатель: Какой сделаем вывод?

Ответы детей

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы проведем последний опыт. Посмотрите, какая схема к этому опыту. Лист гармошкой. Я предлагаю вам побыть строителями. Согласны? Мы проверим можно ли изменить прочность одного и того же листа? Давайте построим мост. Берем два кубика, а сверху кладем альбомный лист.  Положим на мост  машинку, что произошло?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь возьмите этот же лист бумаги и сложите его гармошкой. Снова постройте мост из этой бумаги, проверьте, выдержит ли машинку такой мост? (Дети складывают лист гармошкой). Выдержал? Ребята, какой можно сделать вывод?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, вот мы и провели все опыты в нашей лаборатории. Давайте сейчас, опираясь на наши схемы, повторим выводы, которые мы сделали о свойствах бумаги.

Ответы детей

1. Бумага мнется, и чем она тоньше, тем легче ее смять. Бумага не разглаживается.

2. Бумага легко рвется.

3. Чем тоньше бумага, тем быстрее она намокает.  Материал непрочный.

4. Бумага при сминании, трении издает звук.

5. Чем тоньше бумага, тем легче ее резать.

6. Бумага, сложенная гармошкой, становится крепче, прочнее.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие.  Скажите, кем мы сегодня с вами были? Что делали? Что вы узнали нового? Что вам больше всего понравилось? я предлагаю оценить нашу работу. На тарелочках лежат веселые и грустные смайлики. Если вы довольны тем, как вы выполняли работу и у вас все получилось, то возьмите в руку веселый смайлик, а если у вас что-то не очень хорошо получилось или вам не понравилось, возьмите в руку грустный смайлик. Ребята, спасибо вам за работу. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Бумага и её свойства"

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоц...

Конспект НОД "Бумага и её свойства"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим, для детей старшей группы с элементами ТРИЗ...

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой «Знакомство со свойствами бумаги»

НОД по экспериментированию расширяет и уточняет знания детей о свойствах бумаги....

Конспект ООД «Бумага и ее свойства»

Развитие представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает)....

Конспект НОД "Бумага и ее свойства"

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Бумага и ее свойства"...

Конспект занятия "Бумага и её свойство"

Конспект занятия посвящённый изучению свойств бумаги для детей старшей группы.Задачи:Уточнить и расширить представление детей о бумаге, разных её видах.Развивать умение обследовать предмет и устанавли...