Краткосрочный исследовательский проект в 1 младшей группе: «Чудеса, фокусы, эксперименты».
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Краткосрочный исследовательский проект
в 1 младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты».
Паспорт проекта:
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
3. Автор проекта: воспитатель Сташкова Мария Николаевна
4. Участники проекта: дети первой группы раннего возраста А «Вишенки»
5. Проблема: Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования
экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому
экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе
познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
План реализации проекта в первой группе раннего возраста А «Вишенки».
Подготовительный этап проекта (1-я неделя):
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
1-й день «Чудеса в природе – солнышко» Чтение художественной литературы: стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания. Выполнение упражнений: пальчиковая игра «Солнышко, солнышко». Способствовать развитию моторики рук. Художественное творчество: рисование: «Светит солнышко в окошко». Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру. Беседа: «Учимся радоваться солнышку и природе». Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы. Игра-ситуация: «Солнечные зайчики». Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности. Тематическая прогулка: «У солнышка в гостях». Учить наблюдать за солнышком. |
2-й день «Воздушные чудеса» Беседа: «О свойствах воздуха». Знакомить детей с воздухом. Опыт: «Игры с соломинкой». Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух. Исследование: «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену». Подвести к выводу о том, что мыло пенится. Экспериментирование: «Игры с воздушным шариком». Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух. Игра: «Пускание мыльных пузырей». Стимулировать двигательную активность. Наблюдение и беседа: «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность. Экспериментирование: «Что в пакете». Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве. |
3-й день «Фокусы с песком» Рисование на мокром песке:«Чудесное превращение круга и квадрата». Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей. Проблемная ситуация, игра: «Юные кладоискатели». Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке. Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком: «Пирожки для мишки». Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы. Беседа: «О свойствах мокрого и сухого песка». Развивать познавательную и речевую деятельность детей. Игра с песком: «Постройка зоопарка». Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений. |
4-й день «Вода – чудо природы» Игры-опыты: «Прятки с водой». Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет. Экспериментирование: «Переливание воды». Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному. Беседа: «Свойства воды». Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д. Аппликация:«Красивые чашки для волшебницы-воды». Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности. |
5-й день «Свойства мыла и воздуха» Чтение художественной литературы: рассказ «Как Костя не умывался». Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания. Эксперимент: «Мыло-фокусник». Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом. Подвижные игры: «С султанчиками и вертушками». Формирование самостоятельной двигательной активности. Наблюдение: «Наблюдение за ветром». Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку. Эксперимент:«Послушный ветерок». Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу. Дыхательное упражнение: «Легкий ветерок».Учить остужать еду, слегка подув на нее. |
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского
сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред.
Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение:
Эксперименты, исследования и опыты:
1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух,
подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью
соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются
пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт
самим.
3. "Что в пакете". Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает
открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает,
чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый
обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему
кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. "Послушный ветерок". Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что
происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет
быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик
движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. "Мыло-фокусник". Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют
воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде
появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким
оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что
происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони
трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь,
переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на
поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при
намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются
мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-
разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет,
что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в
сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если
воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше,
если ее отлить.
7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает
детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы:
мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и
спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что
наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и
спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не
виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры:
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного
зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить
зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать.
Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри
пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а
остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его
свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок
пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить
его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и
строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что
получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра: «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как
можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и
вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге
вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По
сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке: «Чудесное превращение круга и квадрата». На прогулке
воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их,
выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч,
колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д.
Дети рисуют на песке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Проек включает в себя эксперементирование с детьми младшего возраста.Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес длоя детей.Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они удивляют маленьких ис...
Краткосрочный исследовательско - творческий проект в первой младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты».
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жа...
Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?&raq...
Краткосрочный исследовательский творческий проект в первой младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Краткосрочный исследовательский творческий проектв первой младшей группе«Чудеса, фокусы, эксперименты» Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.Ч...
Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Краткосрочный исследовательско-творческийп роект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»...
Краткосрочный исследовательской-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главн...
Краткосрочный исследовательско-творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей. Задачи проекта:Образовательн...