ТРИЗ-квест для детей "Бусы Бабы Яги"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
ТРИЗ-квест для детей "Бусы Бабы Яги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-kvest_busy_baby-yagi_tihonova_ap.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25 «РОМАШКА» ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
ТРИЗ-квест «Бусы Бабы-Яги»
в средней группе
Автор: Тихонова Алена Петровна
г. Нефтеюганск
ТРИЗ-квест «Бусы Бабы-Яги»
для среднего и старшего дошкольного возраста
Цель: закрепление знакомых методов и приёмов ТРИЗ.
Задачи:
- развивать творческое воображение, творческое мышление;
- упражнять в определении функций предметов;
- закреплять умение пользоваться моделью системного оператора «пятиэкранка»;
- закреплять навыки работы в смешанной технике рисования «восковые мелки и акварель»;
- продолжать учить выделять «конфликтующую пару» в сказочных сюжетах;
- продолжать учить перевоплощаться в образ сказочных животных при помощи эмпатии;
- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, желание им помочь.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация, дидактические игры, метод эмпатии, динамическая пауза; наглядный – презентация, модель СО (системный оператор); словесный – беседа, вопросы к детям, объяснение, указание, инструкция, поощрение, рассказы детей; практический – работа с СО, продуктивная деятельность.
Предварительная работа: работа с СО, игра «Назови функцию», упражнение «Кислая парочка»; рассматривание иллюстраций «Рыбы», составление фигур рыб из разных геометрических фигур, рисование рыбки в аквариуме,
Материалы и оборудование:
- оформление для зала: ель, пенёк, ткань для речки, тоннель для мостика, макет печки, макет избушки;
- костюмы для ежа и Бабы-Яги;
- мультимедийное оборудование, презентация; запись музыки: Владимир Дашкевич "В гостях у сказки", А. Рамирес «Странники», mp-3-записи с голосом клубка, речки, яблони;
- клубок с подсказками, бусы для Бабы-Яги, пластмассовая игла, шерстяная нить;
- два подноса, корзина для мелков, книга сказок, мольберт;
- ТРИЗ-игра «Функциональные домики», д/и «Собери рыбку»;
- маркер, полуватман с «пятиэкранкой» для заполнения;
- альбомные листы овальной формы на каждого ребёнка, восковые мелки, поролоновые валики, акварель, кисти белка №8, вода, салфетки тканевые, влажные салфетки.
Ход квеста:
1 часть.Организационный момент
Воспитатель находит на полу клубок, берёт его.
Воспитатель: - Ребята, что это?
Дети:- Клубок.
Воспитатель: - Посмотрите, это непростой клубок! Что же это за клубок, откуда он?
Дети: - Это волшебный клубок. Из сказки!
В это время клубок начинает говорить (Презентация. Слайд 2).
Клубок: -Дети, в нашем волшебном лесу случилась беда! Баба-Яга потеряла свои любимые бусы, и теперь нет никому покоя! Сердится Яга на всех, шумит, плачет. Пожалуйста, помогите нам найти бусы Бабы-Яги.
Воспитатель: - Ребята, поможем жителям сказочного леса?
Дети: - Да, поможем!
Воспитатель: - Тогда в путь! Показывай нам дорогу, волшебный клубок.
(Презентация. Слайд 2)
2 часть. Функции предметов.
Педагог направляет клубок к ёлке. Там на пеньке сидит ёж. Педагог и дети здороваются с ежом.
Ёж: - Здравствуйте, ребята. А что вы делаете так далеко в лесу?
Дети: - Мы ищем бусы Бабы-Яги.
Воспитатель: - Ёжик, ты не видел бусы?
Ёж: - Есть у меня одна бусина. Только я её просто так не отдам!
Воспитатель: - А что ты хочешь взамен?
Ёж: - Умная Сова в школе дала мне очень трудное задание – определить функции предметов и разложить их по домикам. А я больше рисовать люблю. Поможете мне выполнить задание, отдам вам бусину.
Дети: - Поможем!
ТРИЗ-игра «Функциональные домики»
Ёж: - Молодцы, ребята. Все предметы правильно разложили. Забирайте бусину (вручает бусину детям). А можно я с вами пойду?
Дети: - Пойдем, Ёжик, с нами.
Ёж бросает клубок. Педагог и дети следуют за волшебным клубком.
3 часть. Системный оператор.
Клубок приводит детей к печке. Педагог, дети и ёж здороваются с печкой. Печка: - Здравствуйте-здравствуйте, с чем пожаловали?
Воспитатель: - Мы ищем бусы Бабы-Яги. Ты их нигде не встречала?
Печка: - Есть у меня одна бусина. Поможете мне, отдам вам бусину.
Воспитатель: - А что нужно делать?
Печка: - Хотела я испечь пирожки, да забыла, как их делать и из чего они состоят. Напомните мне, заполните пятиэкранку.
Воспитатель: - Ребята, поможем?
Работа с пятиэкранным системным оператором «Пирожок»
Печка: - Спасибо, теперь я смогу испечь вкусные пирожки. А вот и ваша бусина.
Дети забирают бусину. Клубок катится к речке. Дети, ёж и педагог двигаются за клубком. (Презентация. Слайд 3)
4 часть. Рисование рыбки.
Дети и воспитатель: - Здравствуй, речка. Не видела ли ты бусы Бабы-Яги?
Речка: (Презентация. Слайд 3, запись 1) - Здравствуйте, ребята! Принесло течением несколько бусин. Выполните мою просьбу, отдам вам их.
Воспитатель: - Хорошо, речка. Скажи, что нужно сделать?
Речка: (Презентация. Слайд 3, запись 2) - Опустели мои воды. Не стало ни рыбы, ни водорослей. Верните мою рыбу, а я отдам вам бусину.
Ёж: - Что же делать? Ребята, где мы возьмём рыбу для речки?
Дети: - Можно рыбу слепить или нарисовать.
Ёж: - Верно. Я как раз взял с собой волшебные мелки. Проходите на полянку.
Ёж: - Ребята, для того что бы нарисовать рыбку нам надо с вами вспомнить, что есть у рыбки?
Дети: - У рыбки есть туловище, хвост, плавники.
Ёж: - А какой формы туловище у рыбки?
Дети: - Овальное, круглое, треугольное.
Ёж: - Правильно! А какой формы плавники?
Дети: - Плавники могут быть овальные, круглые, треугольные.
Ёж: – Верно! Они тоже могут быть разной формы: треугольные, овальные, круглые. Еще у рыбки есть глаза и рот.
Ёж: - Какого цвета будут наши рыбки? Ребята, после того, как вы нарисуете каждый свою рыбку, надо будет покрыть рыбку водой и перенести её в речку.
Самостоятельная деятельность детей
Дети рисуют рыбку под музыку В. Дашкевича «В гостях у сказки». Во время рисования детей педагог осуществляет дифференцированный подход, индивидуальную помощь детям, следит за правильной осанкой воспитанников. Готовых рыбок дети размещают на «поверхности реки».
Речка: (Презентация. Слайд 3, запись 3) - Спасибо, что вернули в мои воды рыбу. Забирайте бусину. А перебраться на другой берег вы сможете по крытому мостику справа.
Динамическая пауза «По мостику»
Дети проползают через тоннель на другой берег. Клубок указывает на яблоню. (Презентация. Слайд 4)
5 часть. Определение «Конфликтующей пары».
Воспитатель: - Яблоня-яблоня, не знаешь, где бусы Бабы-Яги?
Яблоня: (Презентация. Слайд 4, запись 1) - Есть у меня одна бусина, но отдам я её, если вы найдёте среди моих яблочек «кислую парочку». А яблоки мои не простые, а сказочные.
Дети: - Мы согласны.
Определение «Конфликтующей пары» в сказочных сюжетах
Яблоня: (Презентация. Слайд 4, запись 2) - Молодцы, ребята! Все «кислые парочки» правильно назвали. Получайте свою бусину!
Ёж бросает волшебный клубок, клубок катится к избушке Бабы-Яги.
6 часть. Метод эмпатии.
Воспитатель: - Интересно, чья это избушка? (Ответы детей)
Ёж: - Здесь живёт Баба-Яга. Давайте постучим.
Все стучат в дверь. Появляется Баба-Яга. На экране – дремучий лес.
Баба-Яга: - Фу-фу-фу! Русским духом пахнет. Кто это ко мне пожаловал?
Воспитатель: - Добрый день, бабушка! Принимай гостей!
Баба-Яга: - (замечает детей) А, ребятушки! Из детского сада, что ли? Давненько у меня гостей не было. Со всеми я в лесу разругалась. Даже потанцевать не с кем. А я так люблю танцевать и изображать сказочных животных. Хотите со мной поиграть, показать, как двигаются разные звери?
Дети: - Хотим.
Динамическая пауза «Сказочные животные»
Дети с Бабой-Ягой изображают разных животных под музыку А. Рамиреса «Странники».
7 часть. Итог.
Баба-Яга: - Только настроение у меня всё равно плохое.
Воспитатель: - Почему, бабушка?
Баба-Яга: - Потеряла я где-то в лесу свои любимые бусы. Весь лес обыскала, только 3 бусины и нашла.
Дети: - А мы отыскали твои бусины.
Ёж: - Сейчас из бусин соберём твои бусы.
Баба-Яга: - Золотые вы мои, бриллиантовые мои! А вот и нить, и иголочка. Только смотрите, будьте аккуратнее с иглой, чтоб не уколоться.
Дети нанизывают бусины на нитку, возвращают бусы Баба-Яге.
Баба-Яга: - Спасибо, драгоценные вы мои! Уважили старую! Я теперь стану доброй-доброй, никого обижать-ругать не стану. А в награду за труды ваши подарю я книгу волшебную, читайте её и разумейте!
Список использованных источников информации:
- Авторская разработка А. П. Тихоновой.
- Кислов А. В. Третий глаз, или как развить системно-функциональное мышление вашего ребёнка. – М.: КТК «Галактика», 2018.
- Пчелкина Е. Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – М.: КТК «Галактика», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего праздника «Проделки Бабы-Яги или Дед Мороз в Африке» подг.группа
Проделки Бабы -Яги или Дед Мороз в Африке........
Физкультурный досуг для детей средней группы "День рождения Бабы Яги".
Физкультурные развлечения и праздники проходят эмоциональнее, если на них присутствует сказочный герой.Баба Яга - один из самых любимых отрицательных героев сказок. Но ведь она не всегда б...
Происхождение образа Бабы-Яги. Кто такая Баба-Яга?
Познакомить детей со сказочным образом Бабы-Яги....
Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ - «Квест»
Дошкольное детство-это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проя...
ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Иванушка Родину защищал"
ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Иванушка Родину защищал"...
ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Осень свою корону искала"
ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Осень свою корону искала"...
Осенний праздник «Как баба Яга хотела царицей стать или Проделки бабы Яги»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29081812","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29081815","attributes":{"alt":"","class"...