ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Осень свою корону искала"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Осень свою корону искала"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_kak_osen_svoyu_koronu_iskala.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ-квест для детей и родителей «Осенние приключения»
Автор: Тихонова Алена Петровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка», г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Цель: закрепление знакомых методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.
Задачи:
- развивать творческое воображение, творческое мышление;
- развивать образно-ассоциативное мышление;
- закреплять умение пользоваться моделью системного оператора «пятиэкранка»;
- закреплять навыки работы в нетрадиционной технике рисования «Фроттаж»;
- продолжать учить выделять «конфликтующую пару» в сказочных сюжетах;
- продолжать учить перевоплощаться в новый образ при помощи эмпатии;
- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, желание им помочь.
Ход квеста:
1 часть. Организационный момент
Осень: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!
Случилась у меня беда! Злой Соловей-разбойник украл мою корону. Помогите мне вернуть пропажу, сама я с Соловьём не справлюсь!
Родители и дети: - Хорошо, поможем.
Осень, родители и дети отправляются в лес. Встречают там Лесовичка.
2. Основная часть
I станция. «Синектика. Прямая аналогия»
Осень: - Здравствуй, Лесовичок!
Лесовичок: - Здравствуй, Осень. Рад видеть тебя в моём лесу! Здравствуйте, ребята и взрослые!
Осень: - Не встречал ли ты Соловья-разбойника? Он украл мою корону, а ребята и взрослые помогают её вернуть.
Лесовичок: - Был здесь Соловей. Даже карту показал, где спрятал твою корону. Потом эту карту порвал, чтоб никто не смог найти эту корону! Разлетелись клочки по всему лесу, только два я и смог поймать. Отдам вам их, как выполните мои задания.
Осень: - А что нужно делать, Лесовичок?
Лесовичок: - Да всего-то дорисовать из моих фигур различные предметы! А чтоб мне было интереснее за вами наблюдать, давайте поделимся на команды.
Игра-эстафета «Дорисуй фигуру»
Ребёнок в паре с родителем добегают до стола, выбирают лист с геометрической фигурой и рисуют из нее предмет. Возвращаются, передают эстафету следующей паре.
Лесовичок: - Молодцы! (Рассматривает нарисованные фигуры).
Справились обе команды! Повеселили вы меня, получайте свои части карты. А чтоб вы не заблудились в лесу, отправлюсь-ка я с вами.
Осень: - Конечно, Лесовичок, нам понадобится твоя помощь.
II станция. «Системный оператор»
Лесовичок: - Тогда в путь! (Подходят к колодцу, их встречает кикимора)
Осень, Лесовичок: Здравствуй, Кикимора!
Кикимора: - Здравствуйте-здравствуйте! С чем пожаловали?
Осень: - Кикимора, Соловей-Разбойник украл мою корону.
Лесовичок: - И спрятал её! Не видела ли ты, Кикимора, частей от этой карты? (показывают кусочки карты)
Кикимора: - Так вот значит, что это такое! (Показывает на свою юбку). А я сделала из неё заплатку.
Осень: - Кикимора, отдай нам, пожалуйста, этот клочок!
Кикимора: - Ну, хорошо, поможете мне, верну вам заплатку!
Лесовичок: - Говори, Кикимора, что делать?
Кикимора: - Решила я написать книгу про ягоды наши северные. Помогите мне заполнить пятиэкранку «Корзинка», я её в свою книгу вставлю.
Работа с системным оператором
Родители в паре со своими детьми заполняют пятиэкранный системный оператор «Корзина» Кикимора с родителями и детьми рассматривает заполненные экраны СО, выслушивает рассказы детей и родителей по системному оператору.
Кикимора: - Вот ваша заплатка, то есть часть от карты. До свидания! (скрывается за колодцем)
III станция. «Нетрадиционное рисование. Фроттаж»
Дети, родители, Лесовичок и Осень отправляются дальше в «лес».
Слышно ауканье.
Осень: - Ребята, вы слышите, кто-то зовёт?
Лесовичок: - Да это Бабушка Аушка, она помогает тем, кто заблудился в лесу.
Появляется Бабушка Аушка.
Осень: - Здравствуй, Бабушка Аушка!
Бабушка Аушка: - Здравствуйте! Как вас много! Что вы здесь делаете?
Осень: - Ищем мы части от этой карты. (Показывает)
Лесовичок: - Дорогая Аушка, как твоё здоровье?
Бабушка Аушка: - А здоровье моё не очень. Холодно стало в лесу, коврик мой прохудился. Холодно моим ножкам. Хочу коврик починить. Вот ветер принёс эти клочки. (Прикладывает к коврику кусочки карты)
Осень: - Бабушка Аушка, давай мы отремонтируем твой коврик. А ты взамен отдашь нам кусочки карты.
Бабушка Аушка: - Это ты, милая, хорошо придумала!
Осень предлагает родителям и детям сделать заплатки для коврика.
Осень: - Я знаю один способ, чтоб заплатки получились красивые и нарядные. Сейчас я вам его покажу.
Осень показывает технику рисования «Фроттаж» с помощью листьев. Затем родители с детьми делают оттиски листьев на «заплатках». Готовые «заплатки» приклеивают на коврик Бабушки Аушки, вручают коврик бабушке.
Бабушка Аушка: - Ой, спасибо, мои дорогие! Теперь мне будет тепло! Возьмите часть карты. (Отдаёт кусочек карты Осени)
А другую часть я отдам, когда вы, родители, со мной поиграете.
IV станция «Метод «Эмпатия»
Родители делятся на 2 команды, получают карточки с заданиями. Одна команда изображает героя с карточки, вторая отгадывает, кого изображают.
Динамическая пауза «Изобрази героя»
- Старая бабушка, которая прыгает на скакалке
- Вор с большим мешком
- Мама опаздывает на работу
- Пингвин на пляже
Бабушка Аушка: Ну, родители, ну, молодцы! Давно я так не веселилась! Держите, заслужили! (Вручает Осени оставшуюся часть карты)
Прощаются с бабушкой Аушкой, отправляются дальше
V станция «Определение «Конфликтующей пары»
Раздается громкий свист
Лесовичок: - Вы, слышите? Это Соловей-разбойник!
Соловей-разбойник: - А, ко мне гости пожаловали!
Что вы по лесу рыщите, корону ищете?
Осень: - Соловей-разбойник, отдай мою корону, мне скоро на праздник к ребятам идти.
Лесовичок: - Хватит тебе, Соловушка, чудить! Верни Осени пропажу! (краденое)
Соловей-разбойник: - Ну хорошо, уговорили! Выросла в нашем лесу сосна.
А шишки на ней не простые, золоченые.
В каждой шишке загадка мудрёная!
Отгадаете эти загадки, верну вашу корону!
Соловей поочередно снимает «шишки» с сосны, в них находятся иллюстрации к сказкам… Дети и родители определяют конфликтующую пару («кислую парочку»).
Соловей-разбойник: - Молодцы, справились с загадками!
Ой, голова моя садовая! Не помню, где спрятал корону!? Помню, корону в сундук положил, а ключ от сундука закопал.
Место это на карте отметил, а карту разорвал, по лесу раскидал…
Вот, что только у меня осталось (показывает последний клочок карты)
Осень и Лесовичок: - Не переживай, карту мы твою собрали
(забирают у Соловья последнюю часть)
Все вместе составляют из частей карту, определяют место нахождения ключа, выкапывают ключ
Лесовичок: - Ну, соловей теперь вспоминай, куда сундук спрятал.
Соловей-разбойник: - Вспомнил, вспомнил!!!
Бежит, снимает сундук с дерева.
Осень открывает сундук, достает и надевает корону.
3. Заключительная часть
Осень: - Спасибо вам, ребята! Спасибо взрослые! Тебе, Лесовичок, спасибо! Без вас я бы не справилась!
А нам пришло время прощаться. До свидания!
Осень и Лесовичок уходят.
Список использованных источников информации:
- Авторская разработка А. П. Тихоновой.
- Кислов А. В. Третий глаз, или как развить системно-функциональное мышление вашего ребёнка. – М.: КТК «Галактика», 2018.
- Пчелкина Е. Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – М.: КТК «Галактика», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Как гном искал свой дом…»
Конспект составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями...
Конспект занятия во второй младшей группе «Как зайчик свою сказку искал»
Развитие связной речи через устное народное творчество....
Открытое занятие в младшей группе по развитию связной речи на тему:"Как зайчик свою сказку искал".
Цель данного занятия развитие связной речи через устное народное творчество, а именно закрепление знакомых потешек и сказок....
Сценарий музыкального развлечения для детей младшей группы "Как Снеговик свой нос искал"
Сценарий музыкального развлечения для детей младшего возраста «Как Снеговик свой нос искал»Цель- создание радостного новогоднего настроения у детей, чувства сопричастности к сказочному действию.З...
Конспект – сценарий НОД lля детей раннего возраста: «Как котенок свой домик искал»
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей . Задачи: • упражнять звукоподражанию, обогащать словарь детей по теме «Домашние животные», животные и детёныши: мама – кошка, детеныш – котенок; ...
Сценарий праздника для детей второй группы раннего возраста "Как кукла Катя свою кошку искала"
8 марта - международный женский день! И даже ребята 2-3 лет готовятся к этому празднику. В гости к ребятам придет кукла Катя, и придет она не с пустыми руками, а с платочками, да не обычными. Ребята у...
Сценарий новогоднего праздника "Как Снежная баба свой носик искала!" (для детей 3-4 лет)
Интересный сценарий, где все дети участвуют не только в общих, но и в индивидуальных номерах....