ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Осень свою корону искала"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
ТРИЗ-квест для детей и родителей "Как Осень свою корону искала"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_kak_osen_svoyu_koronu_iskala.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ-квест для детей и родителей «Осенние приключения»
Автор: Тихонова Алена Петровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка», г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Цель: закрепление знакомых методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.
Задачи:
- развивать творческое воображение, творческое мышление;
- развивать образно-ассоциативное мышление;
- закреплять умение пользоваться моделью системного оператора «пятиэкранка»;
- закреплять навыки работы в нетрадиционной технике рисования «Фроттаж»;
- продолжать учить выделять «конфликтующую пару» в сказочных сюжетах;
- продолжать учить перевоплощаться в новый образ при помощи эмпатии;
- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, желание им помочь.
Ход квеста:
1 часть. Организационный момент
Осень: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!
Случилась у меня беда! Злой Соловей-разбойник украл мою корону. Помогите мне вернуть пропажу, сама я с Соловьём не справлюсь!
Родители и дети: - Хорошо, поможем.
Осень, родители и дети отправляются в лес. Встречают там Лесовичка.
2. Основная часть
I станция. «Синектика. Прямая аналогия»
Осень: - Здравствуй, Лесовичок!
Лесовичок: - Здравствуй, Осень. Рад видеть тебя в моём лесу! Здравствуйте, ребята и взрослые!
Осень: - Не встречал ли ты Соловья-разбойника? Он украл мою корону, а ребята и взрослые помогают её вернуть.
Лесовичок: - Был здесь Соловей. Даже карту показал, где спрятал твою корону. Потом эту карту порвал, чтоб никто не смог найти эту корону! Разлетелись клочки по всему лесу, только два я и смог поймать. Отдам вам их, как выполните мои задания.
Осень: - А что нужно делать, Лесовичок?
Лесовичок: - Да всего-то дорисовать из моих фигур различные предметы! А чтоб мне было интереснее за вами наблюдать, давайте поделимся на команды.
Игра-эстафета «Дорисуй фигуру»
Ребёнок в паре с родителем добегают до стола, выбирают лист с геометрической фигурой и рисуют из нее предмет. Возвращаются, передают эстафету следующей паре.
Лесовичок: - Молодцы! (Рассматривает нарисованные фигуры).
Справились обе команды! Повеселили вы меня, получайте свои части карты. А чтоб вы не заблудились в лесу, отправлюсь-ка я с вами.
Осень: - Конечно, Лесовичок, нам понадобится твоя помощь.
II станция. «Системный оператор»
Лесовичок: - Тогда в путь! (Подходят к колодцу, их встречает кикимора)
Осень, Лесовичок: Здравствуй, Кикимора!
Кикимора: - Здравствуйте-здравствуйте! С чем пожаловали?
Осень: - Кикимора, Соловей-Разбойник украл мою корону.
Лесовичок: - И спрятал её! Не видела ли ты, Кикимора, частей от этой карты? (показывают кусочки карты)
Кикимора: - Так вот значит, что это такое! (Показывает на свою юбку). А я сделала из неё заплатку.
Осень: - Кикимора, отдай нам, пожалуйста, этот клочок!
Кикимора: - Ну, хорошо, поможете мне, верну вам заплатку!
Лесовичок: - Говори, Кикимора, что делать?
Кикимора: - Решила я написать книгу про ягоды наши северные. Помогите мне заполнить пятиэкранку «Корзинка», я её в свою книгу вставлю.
Работа с системным оператором
Родители в паре со своими детьми заполняют пятиэкранный системный оператор «Корзина» Кикимора с родителями и детьми рассматривает заполненные экраны СО, выслушивает рассказы детей и родителей по системному оператору.
Кикимора: - Вот ваша заплатка, то есть часть от карты. До свидания! (скрывается за колодцем)
III станция. «Нетрадиционное рисование. Фроттаж»
Дети, родители, Лесовичок и Осень отправляются дальше в «лес».
Слышно ауканье.
Осень: - Ребята, вы слышите, кто-то зовёт?
Лесовичок: - Да это Бабушка Аушка, она помогает тем, кто заблудился в лесу.
Появляется Бабушка Аушка.
Осень: - Здравствуй, Бабушка Аушка!
Бабушка Аушка: - Здравствуйте! Как вас много! Что вы здесь делаете?
Осень: - Ищем мы части от этой карты. (Показывает)
Лесовичок: - Дорогая Аушка, как твоё здоровье?
Бабушка Аушка: - А здоровье моё не очень. Холодно стало в лесу, коврик мой прохудился. Холодно моим ножкам. Хочу коврик починить. Вот ветер принёс эти клочки. (Прикладывает к коврику кусочки карты)
Осень: - Бабушка Аушка, давай мы отремонтируем твой коврик. А ты взамен отдашь нам кусочки карты.
Бабушка Аушка: - Это ты, милая, хорошо придумала!
Осень предлагает родителям и детям сделать заплатки для коврика.
Осень: - Я знаю один способ, чтоб заплатки получились красивые и нарядные. Сейчас я вам его покажу.
Осень показывает технику рисования «Фроттаж» с помощью листьев. Затем родители с детьми делают оттиски листьев на «заплатках». Готовые «заплатки» приклеивают на коврик Бабушки Аушки, вручают коврик бабушке.
Бабушка Аушка: - Ой, спасибо, мои дорогие! Теперь мне будет тепло! Возьмите часть карты. (Отдаёт кусочек карты Осени)
А другую часть я отдам, когда вы, родители, со мной поиграете.
IV станция «Метод «Эмпатия»
Родители делятся на 2 команды, получают карточки с заданиями. Одна команда изображает героя с карточки, вторая отгадывает, кого изображают.
Динамическая пауза «Изобрази героя»
- Старая бабушка, которая прыгает на скакалке
- Вор с большим мешком
- Мама опаздывает на работу
- Пингвин на пляже
Бабушка Аушка: Ну, родители, ну, молодцы! Давно я так не веселилась! Держите, заслужили! (Вручает Осени оставшуюся часть карты)
Прощаются с бабушкой Аушкой, отправляются дальше
V станция «Определение «Конфликтующей пары»
Раздается громкий свист
Лесовичок: - Вы, слышите? Это Соловей-разбойник!
Соловей-разбойник: - А, ко мне гости пожаловали!
Что вы по лесу рыщите, корону ищете?
Осень: - Соловей-разбойник, отдай мою корону, мне скоро на праздник к ребятам идти.
Лесовичок: - Хватит тебе, Соловушка, чудить! Верни Осени пропажу! (краденое)
Соловей-разбойник: - Ну хорошо, уговорили! Выросла в нашем лесу сосна.
А шишки на ней не простые, золоченые.
В каждой шишке загадка мудрёная!
Отгадаете эти загадки, верну вашу корону!
Соловей поочередно снимает «шишки» с сосны, в них находятся иллюстрации к сказкам… Дети и родители определяют конфликтующую пару («кислую парочку»).
Соловей-разбойник: - Молодцы, справились с загадками!
Ой, голова моя садовая! Не помню, где спрятал корону!? Помню, корону в сундук положил, а ключ от сундука закопал.
Место это на карте отметил, а карту разорвал, по лесу раскидал…
Вот, что только у меня осталось (показывает последний клочок карты)
Осень и Лесовичок: - Не переживай, карту мы твою собрали
(забирают у Соловья последнюю часть)
Все вместе составляют из частей карту, определяют место нахождения ключа, выкапывают ключ
Лесовичок: - Ну, соловей теперь вспоминай, куда сундук спрятал.
Соловей-разбойник: - Вспомнил, вспомнил!!!
Бежит, снимает сундук с дерева.
Осень открывает сундук, достает и надевает корону.
3. Заключительная часть
Осень: - Спасибо вам, ребята! Спасибо взрослые! Тебе, Лесовичок, спасибо! Без вас я бы не справилась!
А нам пришло время прощаться. До свидания!
Осень и Лесовичок уходят.
Список использованных источников информации:
- Авторская разработка А. П. Тихоновой.
- Кислов А. В. Третий глаз, или как развить системно-функциональное мышление вашего ребёнка. – М.: КТК «Галактика», 2018.
- Пчелкина Е. Л. Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). – М.: КТК «Галактика», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Как гном искал свой дом…»
Конспект составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями...
Конспект занятия во второй младшей группе «Как зайчик свою сказку искал»
Развитие связной речи через устное народное творчество....
Сценарий музыкального развлечения для детей младшей группы "Как Снеговик свой нос искал"
Сценарий музыкального развлечения для детей младшего возраста «Как Снеговик свой нос искал»Цель- создание радостного новогоднего настроения у детей, чувства сопричастности к сказочному действию.З...
Конспект – сценарий НОД lля детей раннего возраста: «Как котенок свой домик искал»
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей . Задачи: • упражнять звукоподражанию, обогащать словарь детей по теме «Домашние животные», животные и детёныши: мама – кошка, детеныш – котенок; ...
Сценарий праздника для детей второй группы раннего возраста "Как кукла Катя свою кошку искала"
8 марта - международный женский день! И даже ребята 2-3 лет готовятся к этому празднику. В гости к ребятам придет кукла Катя, и придет она не с пустыми руками, а с платочками, да не обычными. Ребята у...
Сценарий новогоднего праздника "Как Снежная баба свой носик искала!" (для детей 3-4 лет)
Интересный сценарий, где все дети участвуют не только в общих, но и в индивидуальных номерах....
Методическая разработка Сценарий осеннего праздника для детей младшей группы. Осенняя история "Как ёжик искал грибочки"
Сценарий осеннего праздника для детей младшей группы Осенняя история: «Как ежик искал грибочки» разработан с целью расширения представлений детей об осени, о времени сбора урожая, о некото...