Конспект занятия «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоение космоса людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоение космоса людьми.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о космосе. Вызвать у детей интерес к познанию космического пространства. Познакомить с историей развития космонавтики.
Развивающие: Развивать навыки познавательной деятельности, творческое мышление, воображение, память, внимание.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в команде.
Предварительная работа:
Подбор художественного слова, иллюстраций, слайдов; беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений; экспериментирование; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность.
Оборудование: Экран, проектор, ноутбук, презентация «Планеты Солнечной системы», макет «Планеты солнечной системы», диск с записью космической музыки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, дети. - Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите на верх. Что вы видите? (Включен мини-планетарий. На потолке изображение созвездий)
- Что это как вы думаете? (Созвездия)
- А что такое созвездия, звезды? (Это планеты)
- А где они находятся? (В космосе)
Стихотворение:
Звездочки ясные, звездочки частые в небе высоком горят.
Словно поют они песни прекрасные – С нами они говорят!
Небо огромное, небо бездонное,
Звезд как песчинок, не счесть.
Все же, поверьте, звезда путеводная
В жизни у каждого есть!
-Что же здесь есть? - Ой, дети, посмотрите, кто же это такой? (Инопланетянин) - Интересно как же он оказался здесь?
- Наверное ему одному на нашей планете очень одиноко. Что же нам делать с ним?
Дети: (Отвезти его домой на свою планету)
- А что надо для этого сделать? (Полететь в космос)
-Ребята, а что такое космос?
Дети: (Это пространство) это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетают птицы. Здесь не могут летать самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет).
Воспитатель:
- Правильно, нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое
пространство. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос.
- Что находится в космическом пространстве? (Планеты)
- Как называется наша планета? (Земля)
- Молодцы.
- Но ведь мы даже не знаем, с какой планеты этот инопланетянин. Придется искать по разным планетам.
- Давайте сейчас мы с вами встанем в круг, и касаемся по очереди друг друга ладошками. Когда последний коснется ладошкой первого – это условный знак того, что мы взлетаем. (Включается музыка пуск ракеты)
(Прилетаем на планету Марс)
-Ребята, посмотрите, куда мы прилетели? (Дети читают название планеты Марс)
Кто из вас знает стихотворение об этой необычной планете? Ребенок читает стихотворение.
Марс – таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кровавого красного цвета назвали планету в честь бога войны.
Воспитатель:
(На столе песочница) - Давайте посмотрим, может быть это какой-то необычный песок, не похожий на наш. (Дети рассматривают песок и находят в нем камень) - Что вы нашли в песке? (Камень) - Какой он? (Красного цвета) - И что же нам с ним делать как вы думаете? (Забрать на нашу планету и добавить в нашу коллекцию)
- Хорошо, молодцы.
- Дети, а вы видите на этой планете родных нашего маленького инопланетянина? (Нет)
- Что же нам делать? (Полететь на другую планету.)
- Встали в круг по условному знаку взлетаем.
- Прилетели на другую планету. - Как эта планета называется? (Дети читают название планеты – Венера) - Кто из вас знает стихотворение об этой прекрасной планете
- Ребенок рассказывает стихотворение
В честь богини красоты Названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь, Красотой нас одаряешь.
- Дети, а на этой планете есть родственники, друзья нашего инопланетянина? (Нет)
- Эта планета очень необычная. На этой планете живут необычные животные, которых привезли сюда из различных планет. Хотите на них посмотреть? (Показ слайдов на экране) - Понравились вам животные? (Да)
- Дети, что-то мы уже устали. Давайте отдохнем. Потом опять пойдем на поиски. (Дети садятся на стулья)
- Дети, вы знаете, как начинали исследовать космос?
- Кто летал на космос? (Гагарин, Терешкова, Белка и стрелка)
- На чем летают в космос? (Ракета, космический аппарат, космический корабль)
- Скажите, что есть в космосе? (Звезды, планеты, галактики)
- И скажите, что человеку необходимо в космосе? (Оборудование, экипировка, тренировка) - Скажите, а каким нужно быть, что стать космонавтом? (Сильным, смелым, ловким, здоровым, умным.)
- А чтобы быть таким, что нужно делать? (Заниматься спортом, закаляться, кушать, хорошо учиться…)
- Как вы думаете, все ли могут стать космонавтом?
- Почему ты думаешь, что все могут быть космонавтом? - Почему ты думаешь, что не все могут быть космонавтом? Дети высказывают свое мнение.
- Давайте, чтобы быть как космонавты сильными, мы выполним несколько упражнений:
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться, о опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
- Молодцы.
Ребята, ведь мы еще не нашли родных нашего инопланетянина. - Что же делать? (Лететь на другую планету)
- Давайте вставайте в круг по условному знаку взлетаем. - Прилетаем на планету. - Дети, на какую планету мы прилетели?
(Никто не знает на какую планету прилетели)
- Ой, дети, посмотрите, кто это такие? (Инопланетяне)
- Как вы думаете, наш инопланетянин один из них? (Да)
- Да, мы нашли его родных. Он очень радуется.
- Но ведь мы так и не узнали название планеты. - Вы знаете, на свете очень много чудес. На этой планете еще не ступала нога человека. Мы первые на этой планете. Поэтому у этой планеты нет названия. Давайте мы придумаем название этой планеты. Как бы вы хотели назвать эту планету?
(Дети предлагают свои версии)
- Молодцы ребята. Мы нашли семью заблудившегося инопланетянина, дали название неизвестной планете. А теперь, наверное, пора и на свою планету вернуться.
- Встаем все в круг, на условный сигнал взлетаем на Землю. - Вот мы и прилетели на нашу любимую планету Земля. - Дети, кто расскажет стихотворение про планету Земля?
Ребенок рассказывает стихотворение:
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
Жизнь на Земле вы найдете по всюду
- В самом далеком, глухом уголке!
- Дети куда мы с вами сегодня летали? (В космос)
Ребята, а сколько всего планет?
Кто расскажет считалочку?
Считалочка:
Светит Солнце, а вокруг
есть планеты, восемь штук.
Вам планеты по порядку
Перечислю я сейчас…
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.
- Давайте с вами сделаем ментальную карту. (Дети приклеивают соответствующие ответу картинки на ватмане)
Ребята, теперь давайте пополним нашу коллекцию инопланетными экспонатами. (Дети дополняют коллекцию экспонатами, привезенными из других планет)
- Ребята, у нас получилось замечательное путешествие, мы вспомнили о планетах солнечной системы, помогли инопланетянину найти родных, вспомнили первооткрывателей космоса…
Ребята, как вы думаете какая планета самая главная? (планета Земля)
А почему? (мы на ней живем; она-наш дом)
Воспитатель:
Я согласна с вами. Планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!»
Конспект интегрированного занятия
«В РЫБНОМ ЦАРСТВЕ»
Цель:
1. Дать детям представление о рыбах (виды, строение, местообитание);
2. Познакомить с разнообразием морских и речных рыб.
3. Способствовать развитию познавательных интересов, обогащать словарный запас детей.
4. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере.
5. Развивать графические навыки и способности к формообразованию.
6. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Материалы: комплект карточек с изображением морских обитателей; Плакат «Морская азбука»; Слайды с изображением речных рыб; Технологическая карта «Рыбка»; Альбомы, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварельные краски, кисти, стаканчики, салфетки матерчатые; Музыкальное сопровождение.
Ход ООД: (Звучит музыка, воспитатель-эколог):
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в подводный мир, ведь жизнь на Земле зародилась в водной стихии (так говорят учёные), потом некоторые существа вышли из воды на сушу. И всё же скрытый от нас подводный мир по-прежнему богат и разнообразен. Учёным известно более 200 тысяч видов рыб. Рыбы – это удивительные создания, дети воды, где вода – там и рыбы. Живут в горных озёрах и подземных ручьях, в болотах, реках, морях и океанах, аквариумах. Представьте себе, что одни могут жить в пресной воде, а другие в солёной; одни прекрасно себя чувствуют при температуре -2 градуса, а другие выдерживают +50 градусов. Известны даже летающие и ползающие рыбы. Все рыбы, несмотря на разнообразие размеров, окраски, форм, имеют одну общую черту: они дышат жабрами. Кожа рыб почти всегда покрыта чешуёй или костными пластинками. Благодаря особым способностям они могут плавать в абсолютной темноте, не натыкаясь на препятствия, охотиться и скрываться от хищных сородичей. Да, среди рыб есть настоящие хищники, которые опасны для птиц, млекопитающих, а некоторые, даже для человека.
Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые – как мячик, крохотные и огромные – больше слона.
- А каких вы рыб знаете, ребята? (ответы детей)
– А вы знаете, дети, как дышат рыбы под водой? (ответы детей)
Жабры из воды извлекают кислород (так рыбы дышат). Есть у рыб плавники и хвост (при помощи них рыбы плавают), плавательный пузырь помогает рыбам нырять, всплывать и держаться на воде. А ещё, ребята, у рыб есть удивительный орган – боковая линия. Она позволяет рыбам чувствовать приближения хищника и скрываться в глубинах морей и океанов.
Наука, которая изучает рыб, называется ИНТИОЛОГИЯ, а люди, которые занимаются этой наукой – ИХТИОЛОГИ.
- А чем питаются рыбы? (дети отвечают)
Правильно, рыбы едят водоросли, насекомых, моллюсков, червей. Хищные рыбы питаются другими рыбами, а бывает и птицами, и зверюшками. Мелкие прилипалы умудряются проскальзывать акуле в пасть, там они прилипают к нёбу и перехватывают лакомые кусочки акульего обеда у самой глотки акулы. Рыба толстолобик так любит водоросли, что её специально запускают для очистки зарастающих каналов. А язи и форели, ловкие охотники за насекомыми, хватают их не только над водой, но и на лету, выскакивая из воды. Лещи и сазаны глотают улиток, а осколки ракушек выплёвывают – словно семечки лузгают. У них для этого даже особые зубы есть – глоточные: растут они не во рту, а в глотке.
- Дети, как вы думаете, рыбы молчат, или издают звуки? (ответы детей)
Оказывается, голоса многих рыб схожи с птичьими.
Белуга кричит чибисом,
морской карась крякает,
ставрида трещит и т.д.
Рыбы общаются не только с помощью звуков, есть у них язык красок, язык танца. Например, колюшка – самец танцует перед колюшкой – самкой и выставляет напоказ свою ярко-зелёную спинку и красный живот. Так он её (уговаривает) отложить икру в его подводном шалашике. А каких только нет рыб в подводном царстве! Бывают рыбы чёрные, белые, в крапинку, в полоску, бывают бесцветные, прозрачные, например, у рыбы – лапши даже видно как бьётся сердце. Некоторые рыбы меняют окраску как хамелеоны. Камбала на песчаном дне – жёлтая, на илистом – серая, на каменистом – пятнистая.
Есть рыбки, которые, как и мы, бледнеют, когда пугаются и краснеют, когда сердятся. Размеры рыб самые разные: от одного сантиметра до двадцати метров. Самая огромная рыба на Земле – китовая акула, длинна до двадцати метров, а самая маленькая рыбка – филиппинский бычок, размером с муравья. Среди пресноводных рыб есть великаны. На Волге ловили осетров весом в 60 кг, щук – в 35 кг. А сомы попадались весом до 200 кг. Размножаются рыбы в основном икрой, откладывая её в разные подводные места (даже под панцирь краба), а морской конёк и морская игла носят свою икру в сумке на животике, а некоторые – во рту и ничего не едят, пока не вылупятся мальки. Есть и живородящие рыбы: акулы, скаты, бельдюги – рождают живых рыбок. Есть очень опасные рыбы: рыба-меч, рыба-пила, скат, морской скорпион, акула.
У акулы всё время растут зубы: одни выпадают, другие – вырастают. За 10 лет у акулы может выпасть и вырасти до 24 тысяч зубов. Очень опасны зубчатые пираньи: нападают на крокодилов, плывущих через реку, на других животных и могут откусить палец у человека.
Рыба – необходимый продукт питания для человека, в ней много фосфора, кальция, белка.
Ребята, а что можно приготовить из рыбы? (ответы детей)
- А вы знаете, что взрослые и дети охраняют водоёмы? (да) Они называются «Голубые патрули», которые изучают жизнь рыб в водоёмах, следят за чистотой воды, не позволяют засорять берега, сбрасывать мусор в реки и моря. Патрульные следят, чтобы не ловили рыбу сетями (объяснить детям новое слово «Сеть»), чтобы не глушили рыбу, а ловили удочкой без вреда для окружающей природы.
Физ. минутка: «Море волнуется раз…»
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)
Рек
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Вот о чём я вам хотела рассказать. Кто хочет высказать своё мнение об услышанном? (дети высказываются, делают выводы).
Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение (дети прослушивают стихотворение А. Фета «Рыбка»)
Тепло на солнышке. Весна
Берет свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.
Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком, —
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.
Голубоватая спина,
Сама как серебро,
Глаза — бурмитских два зерна,
Багряное перо.
Идет, не дрогнет под водой,
Пора — червяк во рту!
Увы, блестящей полосой
Юркнула в темноту.
Но вот опять лукавый глаз
Сверкнул невдалеке.
Постой, авось на этот раз
Повиснешь на крючке!
- Ребята, почему поэт называет рыбку такими интересными словами? (дети предлагают свои варианты) Посмотрите на изображения пресноводных рыб, можете ли вы их назвать?
У нас есть технологическая карта, т.е. последовательность выполнения работы. Опишите мне, пожалуйста, строение и форму тела рыбки (ответы детей).
- А как вы думаете, в рыбном царстве обитает одна рыбка или множество рыб? (много)
- Возьмите свои альбомы или листы голубого цвета и сделайте набросок (эскиз) карандашом нескольких рыб, опираясь на технологическую карту.
Физ.минутка:
«Рыбки плавали, ныряли,
В чистой, светленькой воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке».
- Как вы думаете, чтобы получилось самое настоящее подводное царство, что необходимо сделать? (изобразить рисунок в цвете, оформить дно камнями, водорослями и т.д.). (Дети выбирают художественный материал по своему желанию и приступают к выполнению задания под музыку).
- А хотите отправиться на выставку? Объединим наши рисунки в единую композицию «В рыбном царстве» и полюбуемся своими работами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Космическое путешествие"
Развивается у детей логическое мышление,внимание.Закрепление геометрических фигур....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
ДАННАЯ РАЗРАБОТКА ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ В ПРОВЕДЕНИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ "КОСМОС"...
Конспект занятия "Космическое путешествие"
Знакомство детей с космосом...
Конспект занятия "Космическое путешествие на Луну"
Данное занятие позволяет закрепить у детей знания о геометрических фигурах; закрепить знания у детей прямого и обратного счета в пределах десятка; закрепить знания четных и нечетных цифр; закреп...
Конспект занятия «Космическое путешествие».
Конспект занятия во второй младшей группе «Космическое путешествие». Цель:- познакомить детей с космосом- расширить знания о жизни в космосе, о звездах, луне, о солнце.- развивать реч...
Конспект занятие "Космическое путешествие"
Расширения представлений о космосе и проведения экскурсий....
Конспект занятия "Космическое путешествие"
Конспект занятия "Космическое путешествие...