Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «В гостях у Лесовичка» (подготовительная группа)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД
по ознакомлению с миром природы
«В гостях у Лесовичка»
(подготовительная группа)
Цель: Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к
ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z_1.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по ознакомлению с миром природы
«В гостях у Лесовичка»
(подготовительная группа)
Цель: Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к
ним.
Интеграция направлений: «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие».
Задачи:
Речевое развитие: Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит.
Систематизировать знания об отличительных признаках деревьев; развивать умение
сравнивать и обобщать. Активизировать словарь определений. Помочь увидеть в
окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Художественно-эстетическое развитие: Закрепить умение моделировать кору
из бумаги.
Познавательное развитие: Формировать навыки выделения существенных
признаков; развивать внимание, логическое мышление. Прививать интерес к
окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к
растениям. Продолжать формировать представление детей о растительном и
животном мире, о сезонных явлениях в природе. Научить детей определять север и
юг, узнавать возраст дерева. Закрепить названия деревьев.
Социально-коммуникативное развитие: Развивать интерес работать в
коллективе. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять
заботу и внимание ко всему живому.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательноисследовательская, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым
сопровождением, отгадывание загадок, исследование, изготовление продукта
детского творчества (кора дерева).
Оборудование: Картинки с изображением деревьев, шкатулка, конверт, листья
разных деревьев, срезы и кора деревьев по количеству детей, бумага коричневого
цвета, аудиозапись звуков ветра и пения птиц.
Предварительная работа:
Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев,
обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину. Рассматривание
иллюстраций и энциклопедий по теме: «Деревья». Рисование на тему: «Осенний
лес». Целевые и сюжетные прогулки «Волшебный лес».
Ход НОД:
Лесовичек: Ребята, я – Лесовичек. Доброе утро! Я говорю вам доброе утро, я
вас всех люблю! Свою любовь и доброту я дарю вам, и прошу вас подарить свою
доброту и любовь друг другу.
Дети играют в игру «Подари тепло друг другу».
Лесовичек: Ребята, я принес для вас конверт и шкатулку. Давайте почитаем
письмо и узнаем, о чем в нем говорится. А в конверте находится красивая картинка,
но что на ней нарисовано, вы должны отгадать. А для этого я предлагаю вас
поиграть в игру «Да – нет».
Дети: Это игрушка?
Лесовичек: Нет.
Дети: Это живое?
Лесовичек: Да.
Дети: Дерево?
Лесовичек: Совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Вы
сказали, что дерево-живое. Почему вы так думаете?
Дети: Потому что оно дышит, питается, растет и размножается.
Лесовичек: Ученые говорят, что дерево – это сложный «живой организм».
Давайте и мы с вами разберемся, так ли это на самом деле.
Лесовичек: А из каких частей состоят деревья?
Дети: Корни, ствол, ветки, листья, плоды.
Лесовичек: Для чего нужны корни?
Дети: Они доставляют питательные вещества и воду в ствол дерева из почвы,
а так же служат дереву опорой.
Лесовичек: А для чего нужны листья?
Дети: Листьями дерево дышит. Дерево вдыхает в себя грязный воздух,
который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый
воздух, необходимый для жизни людей.
Лесовичек обращает внимание детей на доску
Лесовичек: С какого времени года дерево расположено в центре?
Дети: В центре расположено дерево из поздней осени.
Лесовичек: Почему вы так решили?
Дети: Потому что на дереве нет листьев.
Лесовичек: Покажите мне дерево из прошлого времени. Почему на дереве
разноцветные листья?
Дети: Потому что в прошлом была золотая осень.
Лесовичек: Каким оно будет в будущем?
Дети: В будущем дерево будет с голыми ветками, покрытое снегом.
Лесовичек: Почему?
Дети: Потому что в будущем будет зима.
Дети показывают на доске дерево из будущего - зимний пейзаж.
Лесовичек: Из какого времени года эти листья? (Показывает листья)
Дети: Это осенние листья.
Лесовичек: Почему вы так решили?
Дети: Потому что листья раскрашены осенью в разноцветные цвета: красный,
желтый, багряный.
Лесовичек: Какое явление природы мы можем наблюдать осенью?
Дети: Осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад.
Лесовичек: Почему листья опадают с деревьев?
Дети: Листья опадают с деревьев, потому что к ним перестают поступать
питательные вещества из почвы.
Лесовичек: Молодцы ребята!
Звучит музыка «Сильного ветра», Лесовичек начинает кружиться, и у него уз
рук вылетают листья.
Лесовичек: Посмотрите, ветер на поляне перепутал все листья, давайте
вернем листья домой к своим деревьям.
Ребята играют в игру «С какого дерева лист?».
Лесовичек: Ребята, мы с вами совсем забыли про шкатулку. Откроем еѐ и
посмотрим, что там находится (показывает образцы среза, коры, раскладывает их на
столе). Дети, как вы думаете, что это?
Дети: Это срез от дерева.
Лесовичек: Как можно определить возраст дерева?
Дети: По росту, толщине ствола.
Лесовичек: А ещѐ возраст можно определить по спилам, точнее по кольцам,
которые видны на срезе. Посмотрите, на каждом срезе видны кольца. Считается,
если посчитать кольца, то мы узнаем, сколько лет дереву.
Лесовичек: Игорь, сколько колец на твоем срезе? (ответ ребенка).
Лесовичек: Ребята, обратите внимание, что кольца на срезе расположены не
равномерно, с одной стороны ближе друг к другу, а с другой - дальше. Кольца
смещены в северную сторону и вытягиваются к югу.
В моей шкатулке есть ещѐ для вас сюрприз.
Лесовичек достает из шкатулки кору дерева.
Дети: Это кора дерева.
Лесовичек: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы
думаете?
Дети: Кора защищает дерево.
Лесовичек: От чего она его может защищать?
Дети: Защищает от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.
Лесовичек: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?
Дети: Нет, кора защищает ещѐ и ветки.
Лесовичек: Как вы считаете, как можно определить возраст дерева по коре?
Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого
дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?
Дети: Кора молодого дерева тонкая и мягкая.
Лесовичек: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему?
Дети: Кора старого дерева толстая и грубая.
Лесовичек: Какой можно сделать вывод?
Дети: Чем дерево старше, тем кора толще и тверже.
Лесовичек: Как вы думаете, по коре можно определить север и юг?
Дети: Можно.
Лесовичек: Правильно. С северной стороны будет больше тени и влаги,
которые создают благоприятную среду для развития мха. Так мы определяем север,
значит, юг можно определить по более сухой стороне дерева.
Лесовичек обращает внимание детей на доску.
Дети играют в дидактическую игру «Скажи, где растѐт дерево».
Лесовичек: Назовите мне дерево, которое находится:
- Если считать от центра вправо четыре квадрата;
- Три квадрата влево вниз по диагонали;
- Два квадрата вверх и т.д.
Включается запись с голосами птиц (встревоженных).
Лесовичек: Что мы слышим?
Дети: Птичий переполох.
Лесовичек: Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом
(показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Дерево погибло.
Лесовичек: Почему вы решили, что оно погибло?
Дети: На дереве нет коры, нет листьев.
Лесовичек: Давайте поможем дереву, «оденем» его. Как сделать кору,
похожую на настоящую?
Дети: Смять бумагу, или сложить «гармошкой».
Лесовичек: Верно, давайте будем делать кору для дерева.
Дети делают кору из коричневой бумаги и приклеивают ее к стволу дерева.
Лесовичек: Вот мы и подлечили дерево. Спасибо вам ребята за помощь!
Подведение итогов.
Лесовичек: Чем еще можно помочь дереву?
Дети: Поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, листьями
вывешивать скворечники, чтобы прилетели птицы, замазывать раны глиной…
Лесовичек: За каждое доброе дело, названное вами, будут вырастать
разноцветные листочки на нашем дереве. Посмотрите, как наше дерево ожило. К
нему прилетели птицы. Послушайте, как они поют. (Воспитатель включает запись
пения птиц.)
Лесовичек: Ребята, а как вы думаете, те знания, которые вы имеете, вам могут
пригодиться в будущем?
Ответы детей.
Лесовичек: Ребята, мне было очень приятно с вами прогуляться по нашему
лесу, сделать много добрых дел, играть с вами, но мне пора.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе
Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе...
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "В гостях у Лесовичка"
Конспект предназначен для детей подготовительной к школе группы...
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы «Удивительные свойства воды» в подготовительной группе
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы «Удивительные свойства воды» в подготовительной группеЗадачи: Образовательные:1. Познакомить детей со свойствам...
Презентация к конспекту НОД по ознакомлению с миром природы "Животные Арктики и Антарктики" (подготовительная группа)
Цель: Формирование представления детей о климатических зонах нашей страны; расширение представления об образе жизни животных и птиц холодных стран; знакомство с животными, занесенными в Красную к...
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "Животные Арктики и Антарктики" (подготовительная группа)
Цель: Формирование представления детей о климатических зонах нашей страны; расширение представления об образе жизни животных и птиц холодных стран; знакомство с животными, занесенными в Красную к...
Конспект ООД по ознакомлению с миром природы на тему: «Перелетные птицы» Подготовительная группа
Конспект ООД по ознакомлению с миром природы на тему:«Перелетные птицы»Подготовительная группа Цель: Расширять представления детей о перелетных птицах Задачи:Образовательные...
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы Тема :"Зимующие птицы"в подготовительной группе
расширять и систематизировать знания детей о времени года зима и зимующих птицах;закреплять и систематизировать представления детей о зимующих птицах (внешний вид; повадки; среда обитания; питан...