Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми шестого-седьмого года жизни с ЗПР «Осень, признаки осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бурцева Наталья Валерьевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми шестого-седьмого года жизни с ЗПР  «Осень, признаки осени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_priznaki_oseni.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

с детьми шестого-седьмого года жизни с ЗПР

Лексическая тема: «Осень, признаки осени»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом)
  • закреплять названия осенних месяцев
  • формировать и закреплять представления о характерных признаках осени (похолодание, продолжительные дожди, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых)

Коррекционно-развивающие:

  • развивать логическое мышление: установление причинно-следственных связей в изменениях живой и неживой природе в зависимости от изменения внешних условий
  • развивать зрительное восприятие: закрепление сенсорных эталонов цвета, формирование навыков  целенаправленного восприятия наглядного содержания картины
  • пополнять и активизировать словарь: холод, холода, холодный, холодить, холодильник, пасмурная, унылая, тоскливая, дождливая, золотая, дивная, прекрасная

Воспитательные:

  • вызвать эмоциональный отклик на сезонные изменения в природе
  • формировать навыки сотрудничества, согласованности действий

Наглядный материал: сюжетные картинки: «осень» (с изображением солнечного и хмурого пейзажа), «лето», «зима», «весна»; картинки-опоры: солнце, короткая желтая и длинная черная полоска (символы дня и ночи), желтый лист дерева, жук, пруд, птицы, летящие клином; карточки с изображением лиц человечков (грустное и веселое); раздаточный материал – листья деревьев разных цветов (желтый, красный, оранжевый, коричневый).

Ход занятия.

Орг. момент:

Педагог-дефектолог: Ребята! Посмотрите на солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик и прижмите к своей груди. Закройте глаза, мысленно пожелайте своим друзьям, своему воспитателю хорошего настроения и успехов на занятии!

Игра «Какое время года».

На доске сюжетные картинки: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Педагог-дефектолог: Рассмотрите картинки и назовите время года, изображенное на них.

Назовите самое холодное время года (зима).

Педагог убирает картинку.

Про какое время года мы говорим «природа просыпается?» (весна).

 Педагог убирает картинку.

Какие времена года изображены на оставшихся картинках? (лето, осень).

Почему вы решили, что на этой картинке изображено лето?

(Дети легко одеты, купаются, загорают, листья на деревьях и трава зеленого цвета.)

Педагог-дефектолог: Почему вы решили, что на этой картинке изображена осень?

(Дети одеты в кофты, курточки, листья на деревьях начинают желтеть и опадать, трава желтеет и увядает.)

Основная часть:

Педагог-дефектолог: Мы вместе, глядя на картинки, назвали признаки лета и осени.  Посмотрите внимательно, что одинаковое на этих картинках?

(На обеих картинках есть солнце, небо, река, дети, дерево, трава.)

Педагог-дефектолог: Но вы определили, что на этих картинках изображены разные времена года. Чем различаются эти картинки?

(На первой картинке дети одеты легко, на второй – тепло, на первой картинке дерево и трава – зеленого цвета, на второй – желтые, на первой картинке небо ярко–голубое, на второй  - серое.)

Педагог-дефектолог: Почему на второй картинке изображены такие изменения в природе?

(Похолодало.)

Словарная работа (холод, холода, холодный, холодить, холодильник).

Педагог-дефектолог: Почему произошло похолодание?

( Солнце греет меньше.)

Педагог-дефектолог: (Выставляет опорную картинку «Солнце».)

 Солнце греет меньше, значит, стало меньше света и тепла. Стало меньше света, значит, день стал короче или длиннее?

(Короче).

 Педагог выставляет символ дня – короткая желтая полоска.

Педагог-дефектолог: Как изменилась длина ночи?

(Она стала длиннее.)

Педагог выставляет символ ночи – длинная черная полоска.

Педагог-дефектолог: К чему приводит нехватка света и тепла? Что происходит с листьями и травой?

(Листья и трава меняют цвет.)

Педагог выставляет картинку с желтым листом дерева.

Педагог-дефектолог: Какого цвета могут быть осенью листья деревьев и трава?

( Желтого, красного, коричневого, разных цветов, разноцветные.)

Педагог-дефектолог: Посмотрите внимательно на картинку, какие же изменения произошли в природе из-за похолодания?

( Насекомые прячутся в землю, замерзают водоемы, птицы улетают в теплые края.)

Педагог выставляет картинки: жук, пруд, птицы летят клином.

Педагог-дефектолог: Осенью небо становится серого цвета, почему?

Часто идут холодные затяжные дожди.

Педагог выставляет картинку – зонт.

Словарная работа: затяжные - долго тянутся.

Педагог-дефектолог: Посмотрите еще раз на картинки и повторите признаки осени о которых мы только что проговорили. (Обращает внимание на опорные картинки)

Назовите осенние месяцы.

(Сентябрь,октябрь,ноябрь).

Педагог-дефектолог: Сейчас, за окном у нас идет первый месяц осени – сентябрь. Мы видим, что в сентябре начали желтеть и оподать листья. Осень только началась, еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых, еще не очень холодно. Говорят, это – начало осени, или по – другому, ранняя осень.

Словарная работа: Заучивание словосочетания «ранняя осень.

Физкультминутка:

«Мы – листики осенние»

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения:

садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Работа по анализу текста:

Сказка «Скворец и осень».

Жил да был скворец. Песни распевал и птенцов насиживал. Быстро пролетели теплые летние деньки. Осень стоит на пороге. Жалко стало скворцу уходящего лета. Полетел он к березе и просит:

  • Береза, береза, останови осень. Я тебе за это песенку спою.

Поднатужилась береза, даже листики на ней пожелтели, но осень остановить не смогла. Полетел он к рябине и просит:

  • Рябинка, рябинка, останови осень. Я тебе за это песенку спою.

 Собрала рябина все свои силы, даже листики на ней покраснели, но осень остановить не смогла. Полетел скворец к лиственнице и просит:

  • Лиственница, лиственница, останови осень. Я тебе за это песенку спою.

 Закачалась и затряслась лиственница, даже иголочки с нее осыпались. Но осень остановить и она не смогла.

Пришлось скворцу собираться в теплые края, подальше от сырой и голодной осени. С той поры скворец каждый год просит деревья, чтобы они остановили осень. Ничего у них не получается, только листочки желтеют, краснеют да на землю осыпаются.

Педагог-дефектолог: 

Что происходит осенью в жизни птиц?

(Улетают на юг.) 

Что заставляет птиц улетать в теплые края?

(Холода, отсутствие пищи.)

Что происходит с листвой на деревьях?

(Листья изменяют цвет и опадают).

Д/и «Цепочка»

У детей картинки с изображением листьев деревьев красного, желтого, оранжевого, коричневого цветов. Педагог-дефектолог ставит на доску картинку с изображением дерева с листвой желтого цвета. Дети, выкладывают перед собой листья желтого цвета. Аналогично выстраивается цепочка картинок красного, оранжевого, коричневого цветов.

Итог:

Педагог-дефектолог:

О каком времени года мы сегодня говорили?

Назовите месяца осени.

Лексическое упражнение на подбор определений, эпитетов «Подбери слово».

Педагог просит детей встать, демонстрирует две картинки с изображением хмурой и «золотой» осени.

Показывает первую картинку и спрашивает: «Осень, какая?»

(пасмурная, унылая, тоскливая, дождливая)

Дети по очереди отвечают и садятся на свои места.

Показывает вторую картинку и спрашивает: «Осень, какая?»

 (золотая, дивная, прекрасная)

Педагог-дефектолог:

Демонстрирует две картинки с  изображением лица человечка: веселым и грустным.

Подберите к каждой картике с изображением осени, лицо человечка передающее настроение картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимушка – Зима - веселая пора » с детьми старшей группы №7

Конспект подгруппового занятияпо ознакомлению с окружающим миром и развитию речи«Зимушка – Зима - веселая пора » с детьми старшей группы №7...

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему &laqu...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми старшей группы с ЗПР на тему: «Загадки птичьего двора»»

Систематизировать представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека....