Конспект НОД на тему: "Общение без конфликтов".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Любовь Викторовна Седайкина

Даннй материал помагает педагогу закрепить правила общения между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_na_temu.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: "Общение без конфликтов".

Цель: ознакомление детей основам бесконфликтного общения.

Задачи:

Обучающие: формировать представлений о различных вариантах человеческого общения; знакомить с понятиями «конфликт», «компромисс»; учить управлять своими эмоциями в ситуации конфликта, принимать правильное решение, находить компромисс.

Развивающие: коррекция эмоционально-волевой сферы; развитие познавательного интереса; развитие таких личностных качеств, как рефлексия, толерантность.

Воспитательные: воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодняшнее занятие я хочу начать со слов известного педагога В. А. Сухомлинского: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание – это радость или слезы ваших близких людей. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо”.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях. Как вы думаете:

– Нужны ли правила общения между людьми? Почему?                                             Все люди в обществе должны соблюдать правила культурного общения. А давайте познакомимся поближе. Вы по очереди называете свои имена и присущие вам личностные качества, название которых начинается с одной из букв вашего имени. Например, Даниил – добрый, дружелюбный, невнимательный, агрессивный, инициативный. Саша – сильный, спокойный, скромный, шаловливый, активный. Оля – общительная, ленивая, ябеда.

Воспитатель: А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.    Два козла

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

Воспитатель: Можно назвать такое общение дружеским? А какое это общение (Ответы детей)

Воспитатель: Вот вам небольшое задание (на доске). Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово. Вы видите, что каждой букве соответствует число. (Получилось слово КОНФЛИКТ).

Воспитатель: Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»? Поднимите руку, кто уже раньше знал это слово.

Дети: Конфликт – это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.

Воспитатель: «Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор».  Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях и как вам помогут, или помешают ваши личностные качества?

Ситуации:

1. Кто-то из детей нарочно толкнул тебя, и ты упал. Как ты поступишь?

– будешь плакать;

– встанешь и ударишь его;

– сделаешь ему замечание;

– не скажешь ничего;

– пожалуешься воспитателю. (Ответы детей)

2. Приятель взял со стола без разрешения твой карандаш. Как ты поступишь?

– пожалуешься воспитателю;

– будешь кричать;

– попытаешься отобрать ее;

– начнешь драку. (Ответы детей)

Воспитатель: Нам нужно сделать вывод, кто из ребят сделал правильный выбор? А сейчас давайте попытаемся обсудить, что значит “писаные и неписаные законы”.

Вспомните: где, в каких местах, существуют свои правила и порядки?

– сначала разберемся, где существуют правила “писаные”?

(В транспорте, в детском саду, в общественных местах).

– А сейчас подумайте: где существуют правила “неписаные”?

(В семье, в гостях, в компании).

– Зачем людям нужно столько правил, норм и законов?

Воспитатель: Нормы, инструкции, правила и законы нужны людям для обеспечения своей безопасности, удобства, конструктивного общения в коллективе людей.                                                                                                           Запомни: “Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой”.

Воспитатель: Очень часто отсутствие знаний о правилах и нормах поведения в различных ситуациях приводит к ссорам и конфликтам.

– Приведите примеры наиболее типичных конфликтных ситуаций;

– Почему конфликт возникает? Как общаются между собой участники конфликта?

– Ответьте на вопрос: «Можно ли прожить без конфликтов?» (Ответы детей)

Воспитатель: Конфликты неизбежны, но всегда есть возможность принятия конструктивного решения.

Игра «Плохое на хорошее». Дети, вам нужно заменить слова, обозначающие качества участников конфликтной ситуации, на слова, противоположные по смыслу:

– грубость (вежливость); – ненависть (любовь); – обман (доверие); – злость (доброжелательность); – унижение (уважение); – равнодушие (внимательность).

Воспитатель: Да, такими качествами нужно обладать, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации Ребята, а вы знаете, что такое «компромисс»? (Ответы детей) Компромисс — это совместное принятие решения или другими словами «выход из конфликта».

Запомните:

– в конфликте участвуют только две стороны, остальные-зрители, союзники одной из сторон;

– разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;

– конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.

Вывод: совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности – гарантия преодоления конфликта.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали о том, как можно предотвратить конфликтную ситуацию, найти нужное решение. Попытайтесь проверить эти знания и умения во время игры: “Необитаемый остров”!

Воспитатель: В результате кораблекрушения вы попали на необитаемый остров. Помощи ждать неоткуда. Давайте распределим роли: кто и что будет делать?

– как будем делить пищу: поровну или кто, как трудится?

– отдадим ли большую часть сильным ребятам, чтобы они лучше работали, или слабым, чтобы они выжили?

– что будем делать с человеком, который захочет жить сам по себе или вдруг заболеет?

– будем ли отмечать праздники, выходные?

Воспитатель: После игры обсуждается ее проведение, удачные способы принятия компромиссных решений, умения учитывать мнения остальных и отвечать за себя, избежать конфликтных ситуаций.

Вот и подошло к концу наше занятие. Если вам понравилось занятие поднимите солнышко, если не понравилось тучку. Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья тема:« Общение педагога с детьми и его влияние на формирование нравственных отношений».

Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей; отноше...

Тест для родителей по теме: "Общение ребенка со сверстниками"

выявление уровня коммуникативных навыков детей...

Консультация для родителей на тему:"Общение со сверстниками"

Задачи на развитие свободного общения со сверстниками:-Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со сверстниками- Развивать умение использовать вариативные фо...

Тема: «Общение с уважением (о конфликтах между детьми)».

Как быть, если во время игр или на занятиях возникают конфликты между детьми? Этот материал о том, как учить детей мирно взаимодействовать друг с другом....

Конспект практического занятия родительского клуба на тему: «Общение без проблем!»

Педагогическое просвещение родителей в вопросах: как правильно общаться с детьми в семье и вырастить ребёнка здорового, жизнелюбивого, общительного....

Методическая разработка по теме:Общение у дошкольников.Формы общения.

Тематика раскрывает возможность детей в процессе занятия расширить свое понимание "общения",разделение его на вербальное и невербальное,тонкости звуковых сочетаний и т.д....