Проект «Огород на подоконнике»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Экологический проект в первой младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorod_na_podokonnike.docx | 759.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 35 комбинированного вида «Непоседы»
Экологический проект в первой младшей группе
«Огород на подоконнике»
Выполнил воспитатель
Редькина Надежда Александровна
Новосибирск, 2022 год
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Тип: краткосрочный.
Сроки реализации: с марта 2022 г. по апрель 2022 г.
Участники проекта: воспитатель группы, родители, дети I младшей группы.
Активизация словаря: лук, укроп, горох, огурец, помидор, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, рыхлить, наблюдать.
Актуальность проекта
Актуальность проекта определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором говорится: «развивающая экологическая среда должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников».
Проблема экологического воспитания, является одной из актуальных на сегодняшний день. У детей недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Исследовательская, поисковая активность, это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Данный проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми собственных интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний на практике.
Цель проекта
Создание условий для исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала детей раннего возраста, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта
Для работы с детьми:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
- наблюдение за ростом растений;
- беседы о значении овощей в жизни человека;
- опытно-экспериментальную деятельность.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями:
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
2. Выполнять совместные задания по проекту (сбор семян необходимых для посадки, подбор материалов для оформления «Огорода на подоконнике»).
Для работы педагога:
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать развивающую предметно-пространственную среду для проекта, оформить играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
Формы работы с родителями:
Подбор оборудования и материалов для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совместное изготовление декораций для оформления развивающей предметно-пространственной среды.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей:
Повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация. Являются активными участниками образовательного процесса.
Для педагога:
Повышение профессионализма, внедрение новых методов и приемов в работу с детьми и родителями, самореализация.
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, создание условий для организации работы в развивающей зоне «Огород на подоконнике», проектирование и сбор материалов для модели «Огород на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2 этап – практический: реализация проекта «Огород на подоконнике», организация всех видов детской деятельности (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение), консультации для родителей.
3 этап – заключительный: подведение итогов, изготовление фотоотчета «Наш огород», развлечение на тему: «В саду ли, в огороде!», итоговая беседа.
Этапы реализации проекта:
№ | Мероприятия | Задачи | Участники | Сроки |
1 этап - подготовительный | ||||
1 | Беседа с детьми «Огород на подоконнике». | Сформировать интерес у детей для дальнейшей реализации проекта. | Воспитатели, | 1-я неделя |
2 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели, родители | 1-я неделя |
3 | Консультация для родителей «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатели | 1-я неделя |
4 | Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике». | Воспитатели | 1-я неделя |
2 этап - практический | ||||
4 | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | Воспитатели | 2-я неделя |
5 | НОД «Посадка лука». | Уточнить представления детей о луке, его внешнем виде, форме, цвете, пользе. | Воспитатели | 2-я неделя |
6 | Практическая деятельность: посадка лука, петрушки, микро зелени. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | Воспитатели, дети | 2-я неделя |
7 | Опыт - наблюдение за ростом лука, петрушки, микро зелени. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. | Воспитатели | 3-я неделя |
8 | Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). | Воспитатели | 4-я неделя |
9 | Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. | Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). | Воспитатели | 4-я неделя |
10 | Рассматривание гороха. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | Воспитатели | 4-я неделя |
11 | Практическая деятельность: выращивание рассады (микро зелень). | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. | Воспитатели, дети | 4-я неделя |
12 | Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». | Закреплять классификацию растений по ценности для людей. | Воспитатели | 5-я неделя |
13 | Дидактическая игра «Цветочный магазин». | Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. | Воспитатели | 5-я неделя |
14 | Наблюдения: «Растут ли наши растения?». | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. | Воспитатели | 5-я неделя |
15 | Оформление дневника наблюдений. | Зафиксировать наблюдение за растениями. | Воспитатели | 5-я неделя |
3 этап - заключительный | ||||
16 | Итоговая беседа «Огород на подоконнике». | Закрепить знания детей об овощах. | Воспитатели | 6-я неделя |
17 | Обработка и оформление материалов проекта в виде фотоотчета «Огород на подоконнике». | Победа в смотр - конкурсе «Лучший огород на подоконнике» на базе детского сада. | Воспитатели | 6-я неделя |
18 | Анализ результатов | Оформление проекта. | Воспитатели | 7-я неделю |
По реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей сформирован интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания и умения для выращивания растений в домашних условиях.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду взрослого.
8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
9. Родители стали активными участниками педагогического процесса. Приняли участие в проекте «Огород на подоконнике».
Список использованной литературы:
1. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей». — Москва: ВАКО, 2011. — 240 с.
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу». — Москва.: Сфера, 2006, 144 с.
4. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». — Москва: Просвещение, 2005.
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — Москва.: Просвещение, 2000 с.
6. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М.: Корифей, 2006.
7. Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в младшей группе». — Москва: Просвещение, 2021с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Минобрнауки РФ 17 октября 2013 г. № 1155. 2013.
9. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Конспект занятия в 1 младшей группе «Посадка лука»
Задачи:
1. Развивать внимание и память в дидактических играх на развитие тактильных ощущений (чудесный мешочек).
2. Формировать умение отвечать на вопросы.
3. Воспитывать желание слушать стихотворения.
Материалы и оборудование: головки репчатого лука, небольшой цветочный горшок для посадки репчатого лука, лейки с водой, ёмкость с землей, чудесный мешочек.
Предварительная работа:
1. Рассматривание луковицы.
2. Рассказ воспитателя о луке и его свойствах.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, какого цвета лук? (Желтый, коричневый, зеленый.) - Какой формы? ( Круглой.)
- Послушайте, как он шелестит (воспитатель шелестит шелухой лука. Показывает верх – отсюда растут «перышки», и низ (донце) луковицы.
(Воспитатель подносит к уху каждого ребенка, чтобы услышать шелест луковицы; предлагает обводить руками предмет, гладить его; предлагает детям показать верх и низ луковицы).
- Лук круглый, твердый, гладкий, в светло-коричневой шелухе. (Воспитатель нарезает лук, предлагает его понюхать, обращает внимание, что у лука много чешуек – «сто шуб» и от лука щиплет глаза).
- Ох уж этот злющий лук! С ним узнаешь столько мук! Жжет глаза и жжет язык, Заставит плакать в один миг. (Е. Жуковская)
- Вот как про лук говорят. Лук едят, это полезный овощ.
Кто хочет попробовать лук на вкус? (Воспитатель угощает детей маленькими кусочками лука). – Горький лук? (Да)
- Ох уж этот злющий лук! Жжет глаза и жжет язык? А сейчас давайте поиграем в игру: «Найди лук на ощупь». (Воспитатель с детьми кладет в мешочек лук, морковку, картошку и предлагает детям найти лук на ощупь).
- Какие вы молодцы, нашли лучок! - Ребята, а вы знаете, что можно вырастить зеленый лук, очень полезный для всех. Чтобы он вырос, луковицу надо поместить в банку с водой или посадить в горшочек с землей. Я сейчас насыплю земли в наш горшок и посажу наш лучок вот так. Теперь лук польем, пусть он растет. А мы будем поливать его, и наблюдать за тем, как лук будет расти. Ребята что сейчас делали, куда мы сажали лук?
- Да, правильно! Молодцы! Вы все старались, играли, отвечали на вопросы и узнали много полезного.
Приложение 2
Картотека загадок, стихотворений
Стихотворения про овощи
Как у бабушки на грядке
Вырос овощ очень сладкий,
Проведем мы тренировку —
Кто быстрей сгрызет морковку.
Буду я сестрой картошке,
И сестрой морковке тоже.
Хоть и разные по вкусу,
Но растем мы так, похоже.
Борщ хороший приготовить
Без меня бы не сумели...
Свёклу есть, ребята, надо,
Чтобы щёчки розовели.
У морковки красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зелёный пышный хвостик
Украшает огород.
Я морковка, иль морковь,
Из меня салат готовь,
Положи и в борщ, и в суп
Из гороха и из круп,
Куда хочешь, добавляй
И сырой употребляй.
Сладкая и сочная,
Любима всеми очень я.
Знает каждая старушка:
В огороде есть петрушка.
Станет с ней вкусней в сто крат,
Суп, окрошка и салат.
Свекла пряталась в земле –
Оказалась на столе.
Чаще ешьте винегрет –
Проживете триста лет.
Обожаю я свеколку, —
Говорит зайчонок волку, —
Вот, попробуй, угощаю!
Будет вкусно, обещаю!
Лук растет на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одежек он одет.
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слезы проливать?
Жертва я ужасных мук,
- Ненавижу резать лук!
Щиплет он мне нос, глаза,
Все лицо уже в слезах!
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
Лук стал сердитым от обиды:
- Во мне сплошные фитонциды.
Да, иногда, я раздражаю,
- (Сказал он слезы вытирая).
Вырастай скорей петрушка
Наша верная подружка,
Потому что без нее
Мы скорее устаем.
Она нам поднимет тонус
Своей бодростью зеленой.
От болезней защитит
И здоровье сохранит.
Пряный вкус еде придаст,
Потому что любит нас.
Полезную траву петрушку
Съедим, и свежей, и засушим.
Её добавим мы в салат,
Уверен — каждый будет рад.
Загадки про овощи
•Никого не огорчает, а всех плакать заставляет. (Лук)
•Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
•Сарафан не сарафан, платьице не платьице, а как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук)
•Их в землю теплую сажай, корми их понемножку — и соберешь ты урожай: морковь, редис, картошку…(Семена)
•Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
•Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)
•Золотистый и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он. Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)
•Пришла Таня в желтом сарафане: стали Таню раздевать, давай плакать и рыдать. (Лук)
•Птица в норе, хвост во дворе, кто перья выдирает, тот слезы утирает. (Лук)
•Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (Лук)
•Он никогда и никого не обижал на свете. Чего же плачут от него взрослые, и дети? (Лук)
•В десять одежек плотно одет, часто приходит к нам на обед. Но лишь за стол ты его позовешь, сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук)
•Красный нос в землю врос, а зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь)
•Любопытный красный нос по макушку в землю врос, лишь торчат на грядке зеленые прядки. (Морковь)
•Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы обрывали. (Морковь)
•Кругла обычно, и красна как зорька в борще, в салате… Это…(Свекла)
•Этот алый корнеплод сладкий сахар нам дает. (Свекла)
•Над землей трава, под землей бордовая голова. (Свекла)
•Как слива, темна, как репа, кругла, на грядке силу копила – к хозяйке в борщ угодила. (Свекла)
•Это вовсе не игрушка — ароматная… (Петрушка)
•Зелена, свежа, кудрява ароматная приправа. Укропу я подружка – душистая… (Петрушка)
•Желтым зонтиком расцвел друг всех овощей… (Укроп)
•Он и вкусный и душистый, сам зелёный, шелковистый. Овощи собрали? Оп! Не забудьте про … (Укроп)
•Эту пряную траву в огороде я нарву, и добавлю, без сомнений, в банки маминых солений. (Укроп)
Приложение 3
Дидактические игры
Дидактическая игра «Собираем урожай».
Цель: учить детей классифицировать овощи, фрукты и выделять их признаки.
Материалы: мяч.
Ход игры:
Дети встают по кругу, воспитатель в центре.
Воспитатель: «Дружно вместе собираем урожай!
Овощ называй, и мяч мне возвращай».
Кидает поочерёдно каждому ребенку, он называет овощ и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: «Дружно, вместе собираем урожай.
Фрукт называй и мне возвращай!»
Кидает поочерёдно мяч каждому ребёнку, в ответ он называет фрукт и возвращает мяч.
Дидактическая игра «Вершки - корешки».
Цель: уточнить знание детей о строении растения, его внешнем виде.
Материалы: Карточки с изображением вершков и корешков культурных растений.
Ход игры:
1 вариант. Дети делятся на две части: «Вершки» и «Корешки». Первая группа детей берет одну из карточек «Вершки», вторая из набора карточек «Корешки».
Воспитатель: «Потерялись корешки,
Заблудились все вершки.
Раз, два, три,
Себе пару ты найди!»
Дети стараются найти себе пару, соединив части растения: вершок и корешок.
2 вариант. Ребёнок самостоятельно пытается собрать целое растение из двух половинок.
Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?».
Цель: закрепить знания детей об овощах и о том, в каком виде их нужно и можно употреблять в пищу.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем играть с вами в игру. Я по очереди буду называть овощи, а ваша задача, определить, в каком виде нужно кушать этот овощ. Если его нужно кушать сырым – вы хлопните в ладоши. А если кушать варёным – то ничего не делаете.
Приложение 4
Пальчиковые гимнастики
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столе)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе - (Удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)
Пальчиковая гимнастика «Овощи».
Раз – капуста, два – горошек,
Три – редис такой хороший.
А четыре – репка
Желтый мячик крепкий.
Пять – пузатый кабачок,
Все зажали в кулачок.
(На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.)
Пальчиковая гимнастика «Урожай».
Осень в гости к нам идет,
Урожай с собой несет: (Попеременно: хлопки, удары кулачками.)
Капусту круглую,
Картошку смуглую, (Сжать обе руки в кулаки (картошка).
Морковку сладкую,
Свеколку гладкую.
Приложение 5
Фотоотчет по проекту «Огород на подоконнике»
Картотека загадок, стихотворений, пословиц и поговорок
Стихотворения про овощи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...
Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые технологии: игровая, сказкотерапия...
Проект огород на подоконнике " Во саду ли в огороде".
Проект огород на подоконнике "Во саду ли в огороде"...
Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»
Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»...
Экологический проект «Огород - сад на подоконнике» в 1 младшей группе
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность....