НОД для детей по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы детского сада "Добрые волшебники"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Перевалова Ольга Юрьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе "Добрые волшебники". С использованием инновационных педагогических технологий: здоровосберегающая, технология проектной деятельности, исследовательской деятельности, игровая, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД24.47 КБ
Файл Презентация к занятию1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Добрые волшебники».

 

 Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики ( распускание цветов в воде, ).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами соды, лимонной кислоты, бумаги, воскового карандаша.

Воспитательные:

Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово, беседа.

Наглядные: презентация

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Словарная работа: волокна, кратер вулкана, воск.

Оборудование: цветные картинки пруда в файле с наклеенными  бумажными цветами, распылители, мешочек с крупами, сеялки, подносы, макет вулкана и реактивы (сода, лимонная кислота, краска, моющее средство), стаканы с водой, краски, кисти, бумага, свечи белые.

Ход занятия

Звучит волшебная музыка. Педагог обращает внимание детей на неё и говорит о том, что эта музыка сегодня приглашает нас в город волшебства.

Воспитатель.

- Ребята. Добро пожаловать в Город волшебства.

(Слайд1)

 А скажите мне пожалуйста кто творит волшебство?

Дети: (волшебники, феи).

 Воспитатель.

- Правильно, ребята, в этом городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Начнем мы наше путешествие с «Сада цветов».

(Слайд2)

-Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов.

(появление феи цветов)

 -Ее самое любимое место в этом саду – волшебный пруд.

(Слайд3)

 Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Загадки:

  1. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

  1. Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк.

  1. Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

  1. Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

  1. На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут. Их все кувшинками зовут...

-Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

Воспитатель.

-Ребята, а приходилось ли вам наблюдать, как распускаются цветы?

Ответы детей…..

 Воспитатель.

-Мы даже знаем такую пальчиковую игру как распускаются цветочки. Давайте её вспомним.

(проводится пальчиковая игра «Наши алые цветы…»)

Воспитатель.

-За то, что вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по волшебной картинке (детям раздают картинки с кувшинками). Хотите помочь цветочкам на картинках распуститься? Тогда проходите за столы, я вам покажу как это можно сделать.

Опыт «Цветок расцвел»

(Дети берут распылители и брызгают воду на цветы. Бумажные цветы намокают и лепестки расправляются).

Воспитатель.

        - Спасибо Фее цветов! Дети, а как вы думаете почему лепестки у цветков распустились?.....Правильно, бумага в воде намокла, стала тяжелее, её волокна расправились, от этого лепестки и распустились.

-Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха. Я знаю, откуда он взялся. Это Золушка обронила. Помните, в сказке, прежде чем отправиться на бал, ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. А вот и Золушка.

(Слайд4)

Воспитатель.

- Давайте поможем Золушке разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Воспитатель.

- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Ответы детей…..

Воспитатель.

-Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается   в тарелку.

(Дети просеивают крупы.)

Воспитатель.

- Ребята, молодцы! Золушка очень рада, что вы ей помогли.

Физминутка «Как живёшь?»

Воспитатель.

- Ребята, следующей нас встречает Фея рисования.

(Слайд5)

-У неё всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски.

 Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

Ответы (карандаши, мел, тушь).

-Пришло время начать рисовать!

Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Воспитатель.

-Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Опыт «Волшебные рисунки».

(Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы. Воспитатель вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.)

Воспитатель.

- Ребята, такой рисунок вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям. Хотите попробовать? Тогда берем восковой карандаш и обводим им трафарет, а затем раскрашиваем сверху краской.

- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.

Воспитатель.

- Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов.

(Слайд 6)

- А вот и он. О, у него здесь самый настоящий вулкан. Ребята, а что вы знаете о вулканах?

Ответы детей…..

Воспитатель.

- Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться. Тем более, что сами вулканы мы уже с вами изготовили.

- Но прежде чем устроить данный опыт, мы с вами превратимся в настоящих учёных и наденем необходимое для экспериментирования обмундирование и повторим правила поведения во время экспериментов.

Опыт «Извержение вулкана»

-Для этого эксперимента нам понадобится  пищевая сода. Это такой белый кристаллический порошок, который люди используют в приготовлении пищи и медицине и хозяйстве. Возьмите соду в этой ёмкости и насыпьте в жерло вулкана. Добавьте туда лимонную кислоту, это тоже белый кристаллический порошок, который так же используют в кулинарии. Только кристаллики у него покрупнее, чем у соды. А сейчас возьмём палочку и всё перемешаем. Что-нибудь происходит? Нет… Значит можно сделать вывод, что сода и лимонная кислота в обычных условиях между собой не взаимодействуют. А теперь мы добавим не много моющего средства для мытья посуды, перемешайте. Сейчас что-то происходит? Нет…У вас на столах ещё стоит стакан с водой, добавьте пожалуйста в него краску, перемешайте. А вот сейчас мы будем устраивать извержение вулкана. Для этого мы нашу цветную воду аккуратно выльем так же в жерло вулкана.

(Проводится опыт  «Извержение вулкана»)

Воспитатель:

- Ну что получилось извержение?

-Дети, а как вы думаете, почему же наш вулкан стал извергаться? Что произошло? Не знаете? Тогда я вам расскажу. Встречаясь в воде, сода и лимонная кислота взаимодействуют, выделяя при этом углекислый газ. А так как газ легче воды, пузырьки газа поднимаются на поверхность воды, здесь они лопаются, тем самым заставляя воду как будто бы «кипеть».

-  Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

 

-Наше путешествие подходит к концу. Скажите, вам понравилось путешествие? А что понравилось больше всего? А что вы узнали нового?  

 

-Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам. До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребёнка -детский сад № 44 «Серебряное копытце»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства».

 Образовательная область «Познавательное развитие»

(с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ).

 

Подготовила: воспитатель первой

 квалификационной категории

 Перевалова О.Ю.

2022г


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы детского сада (раздел образовательной программы «Познание»)

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей  группы детского сада (раздел образовательной программы «Познание»)   1.      Тема: «Мир загад...

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы детского сада (раздел образовательной программы «Познание»)

1.      Тема: Зима2.      Цель мероприятия:Закрепить знания детей о зиме, её приметах..3.       Задачи:Обучающая:Закрепи...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы детского сада, тема «Удивительное в камне»

Дать детям представление о том, что камни  в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес...

Презентация опыта работы "Опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшей группы детского сада"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, активизируются его мыслительные процессы, формируются обнаруженные закон...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...