Познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие муравья Разноцветные точки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Выговская Вера Евгеньевна

В игровой форме дети повторяют знания о насекомых, в частности- о жизни муравьев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие муравья Разноцветные точки.

(досуг для детей старшего дошкольного возраста)

Составила воспитатель

Выговская В.Е.

Цель: Обобщить представления детей о многообразии насекомых.

Задачи:

- уточнить и конкретизировать представления детей о насекомых;

- уточнить представление детей о пользе насекомых;

- развивать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

- развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач;

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Оборудование: модель муравья, картинки из серии «Насекомые», игрушки (паук, жук, муравей); разрезные картинки «Муравей», игра «Чудесные вещи», разноцветные клубочки с вплетёнными в них палочками, перьями, бумажками; макет «паутинка», набор палочек для изготовления муравейника.

Ход досуга:

        Воспитатель: расскажу я вам, ребята, интересную историю. Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трёх берёзок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро вычесывают всё, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остро пахнущей кислотой. Многие птицы принимают такие «муравьиные ванны». Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка берёзы и куда-то унёс. Я очень расстроилась.  Хотите посмотреть каким он был?                                                                                                                        

        Дидактическая игра «Собери картинку». (каждый ребёнок собирает картинку из отдельных частей)

        В.: вот таким был понравившийся мне муравьишка. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трёх берёз и узнать, что же с ним произошло? Тогда приготовьтесь слушать меня и выполнять интересные задания. Для начала обозначьте каждый своего муравья точкой любого цвета. Давайте сложим ваши работы в волшебный сундучок и посмотрим, какой муравей у нас получится. (Дети складывают своих муравьёв в яркую коробку).

        В.: Закройте глаза. Вспомните что-нибудь очень весёлоё и громко засмейтесь!

(Дети выполняют. Воспитатель достаёт из сундука игрушечного муравья с множеством разноцветных точек на спинке).

        В.: давайте дадим имя нашему новому другу. (Дети предлагают: Конфетти, Салют, Цветные точки, Монпансье, Цветной горошек и др. Дети договариваются назвать муравья Разноцветные точки).

        В.: Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку, болото. Отправимся в путь! А муравья понесём по очереди.

 А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать. Как же его переправить на другой берег? (Дети предлагают: связать веточки и пусть он как по мостику пойдёт; посадим на листик и будем все вместе дуть, он и переплывёт; посадим на деревянную дощечку, веточку и будем её толкать по воде перед собой, поплывёт как на лодочке; накидаем много камешков и сделаем из них дорогу через речку…)

        Молодцы, теперь давайте переплывём через речку.

Ритмическое упражнение «К речке быстро мы спустились»

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре, вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно: вместе - раз, это брасс,

Один, другой – это кроль. Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой, отведём муравьишку домой!

         А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой здесь запах! Почувствуйте его! Угадайте, кого здесь можно увидеть?

(Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки).  

  • Шевелились у цветка все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

  • Имя взял у кузнеца, цвет у огурца,

Крылья у морошки, ножки у блошки (кузнечик).

  • Что за девчонка: в поясе тонка,

Огромные очи, летит – стрекочет (стрекоза)

  • Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка (лягушка).

  • Тащит он соломинку к маленькому домику.

Всех букашек он сильней, наш трудяга… (Муравей)

  • На цветок, жужжа, садится, чтоб нектаром насладиться,
    Он мохнатенький, как ель, на пчелу похожий …(шмель)


    В.: -Кто лишний? Почему? )Дети отвечают, что лишняя лягушка. Лягушка – животное. Она проводит часть жизни в воде, часть на суше).

- На земле великое множество насекомых. На брюшке у них – поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название – насекомые. У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые обжоры, они едят всё: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день.

        Этюд «Божья коровка»: Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок. Голова чёрная, крылья красные, на крыльях точки-пятнышки. Да и жив ли он? Жив! Только прикинулся мёртвым: сложил свои шесть ножек, спрятал усики и ждёт, чтобы его отпустили. Кто это? (божья коровка). Покажите, как она ползёт, щекочет своими лапками вашу руку, ползёт по ладони, вдоль руки, переползает на другую руку. Хоп! Вот и улетела.

        Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана (игра проводится 3-4 раза). После окончания игры все картинки убираются.

        В.: Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья….

        Пальчиковая игра «Дождик»: Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке – одна, указательным и большим – две и т.д., пятью – дождь, стучим пальчиками о пол.

        В.: Все насекомые пропали. Кого не стало? (Дети вспоминают, не стало бабочки, стрекозы, кузнечика… муравья)

        Наш муравьишка, пока мы играли, пропал. Не случилось ли с ним беды? Поищите его. (Дети находят муравьишку, запутанного в паутину, которого охраняет паук). Муравей попал в паучью сеть. Как его освободить и ничуть не навредить? (Дети предлагают: дать пауку другой корм; отогнать паука веточками; дать муравьишке маленькие ножнички, пусть паутину вокруг себя обрежет; позвать паучиху, чтобы она отвлекла паука; звать птиц нельзя, так как они могут склевать и паука и муравья; можно паучка вежливо попросить муравья освободить).

        В.: Дети, паук просит распутать его засорившуюся паутину, тогда он муравья и отпустит.

        Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальчики». Дети разматывают клубки, в которые вставлены палочки, перья, бумажки, и пр., и сматывают в красивые разноцветные клубочки. Отдают клубочки пауку, и он освобождает муравья.

        В.: Пойдём дальше. А вот и болото.

Не проедешь, не пройдёшь, обойдёшь сторонкой,

И водицы не попьёшь с синеватой плёнкой.

Между кочек и зыбей, моха и гнилушек –

Государство журавлей, уток и лягушек.

         Наш муравьишка маленький, лёгкий, он запросто болото переползёт, а как же нам через него перебраться и не завязнуть? (Дети предлагают: настелить дорожку из веток, упавших деоевьев; наклонить большое дерево, зацепиться за него и перелететь по воздуху; прыгать с кочки на кочку; взять палку и проверить глубину болота. Дети решают перепрыгивать болото по кочкам).

        Раздаётся писк: «З_З_З…»

        В.: Кто это? Отгадайте :

  • Летит, пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит: сядет и укусит (комар)

        Подвижная игра «Комары»: пока играет музыка, дети бегают, хлопают в ладоши. Как только музыка выключилась- дети должны замереть.

        В.: Ребята, как нам от комаров избавиться? (Дети предлагают: позовём на помощь птиц; наденем платочки на голову; будем отмахиваться).

        В.: Вот мы из болота и выбрались. Как же нам муравейник найти? (Дети предлагают: забраться на высокое дерево и оглядеться; понаблюдать за другими муравьями и пойти за ними; спросить у зайца, он и кору грызёт и по лесу бегает, может, он видел три берёзы, растущие рядом. Дети решают забраться на высокое дерево и оглядеться).

         Вот и три берёзы. А домик-муравейник кто-то сломал! Дети находят разбросанные веточки и палочки (медведь, ветер…). Давайте скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей (дети раскрашивают раскраски с муравейником и муравьями)

        Ребята, как же нам можно защитить муравьев и муравейники? (ответы детей).

        Муравьишка Разноцветные точки благодарит вас за то, что вы вернули его домой.


https://media.istockphoto.com/photos/big-ant-hill-picture-id482634476


https://klopstop24.ru/wp-content/uploads/2022/01/vmkummkv696158936945-2048x1536.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОРТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭСТАФЕТА ЗЕЛЕНОГО ОГОНЬКА».

С помощью друга Светофорика и интересных заданий-соревнований дети закрепляют Правила дорожного движения....

Здоровьесберегающие образовательные технологии. Конспект физкультурно - познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 комбинированного вида Калининского района Санкт – Петербурга План – конспектфизкультурного досуга ...

Музыкально-познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста на тему "Весна в лесу"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5431139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"459"}}]]...

СПОРТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЭСТАФЕТА ЗЕЛЕНОГО ОГОНЬКА».

    Одной из серьезнейших проблем любого села, города является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается.  Ежегодно в дорожно-транспор...

Сказка – инсценировка на новый лад «Все хорошо в меру» (познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи: - приобщать детей к русскому народному творчеству;- понимать и чувствовать эмоциональное состояние сказочных героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами сказки;- расширять ...

«Чтобы не было беды»: познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста

познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Круглый год»

Досуг для детей старшей и подготовительной групп в рамках недели "Игры и игрушки". Закрепление знаний о временах года, явлениях природы....