Проект "Удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Черухова Татьяна Владимировна

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx66.31 КБ

Предварительный просмотр:

22 (1).jpg

МДОУ ВМР «ДЕТСКИЙ САД № 6 «КОЛОБОК»

Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ »

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»

АВТОРЫ ПРОЕКТА:

воспитанники подготовительной к школе группы  

МДОУ ВМР «Детский сад №6 «Колобок»

г. Вольска Саратовской области»  

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

Черухова Татьяна Владимировна - воспитатель

МДОУ ВМР «Детский сад №6 «Колобок»

г. Вольска Саратовской области».


ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ22 (1).jpg

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Актуальность проекта.

2.Цель и задачи проекта.

3.Этапы проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  «Кто, где, какие?»

  • Изучение литературы по проектной деятельности.
  • Информация для родителей о предстоящей деятельности.
  • Подбор наглядного и дидактического материала по теме проекта (иллюстрации, картинки, фотографии).
  • Подбор художественной литературы для чтения.
  • Подбор  подвижных игр.
  • Выяснить, где можно получить интересующие сведения (послушать рассказы взрослых, почитать энциклопедии, книги и журналы, изучить копилку народной мудрости и т. д.).

ОСНОВНОЙ ЭТАП «Удивительный мир насекомых»

  • Проведение мероприятий по разработанному плану
  • Консультации для родителей: «Безопасная прогулка на природе», «Первая помощь при укусах насекомых», «Как привить детям любовь к окружающему миру»
  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»
  • Беседы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.)
  • Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание муравья под лупой, «Муравьиные дорожки»; «Почему шмель жужжит, а комар пищит?»
  • Подвижные игры «Мед и пчелы», «Паук и мухи»,  «Совушка», «Муравьи и дождь», «Муравьи и слон», «Поймай комара»
  • Проведение дидактических игр: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»; «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Узнай чьё крылышко», «Что сначала, что потом», «Фантастическое насекомое»
  • Разучивание стихотворений, песен, поговорок о насекомых
  • Творческая продуктивная деятельность: конструирование -  оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»; лепка - «Божья коровка», «Стрекоза»;  рисование - «Разноцветные бабочки»
  • Чтение произведений: К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», С. Баруздин «Пчела», Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин «О муравьях», Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе», «Муравей и пшеничное зерно», Алтайская народная сказка, В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
  • Викторина «Загадочный мир насекомых»22 (1).jpg
  • Слушание музыкальных произведений Н, А, Римский-Корсаков «Полёт шмеля», звуки природы

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП «Мир насекомых»

  • Презентация «Насекомые – наши соседи»
  • Альбом «Удивительный мир насекомых»
  • Изготовление макета муравейника.
  • Театрализованное представление:  В.Сутеев  «Под грибом»

4.Ожидаемый результат.

5. Литература.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Во время прогулки на участке, были замечены муравьи. Некоторые дети заинтересовались ими, а другие посчитали, что муравьев нужно уничтожить. Между детьми разгорелся спор, что делать с муравьями. Я подвела их к мысли, что если мы не знаем, как поступить, нам нужно расширить знания о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение.

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формировать  представления о многообразии насекомых

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Дать представления о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка и т.д.)

2. Учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики).

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

4. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;

5. Воспитывать любознательность, бережное и чуткое отношение к живому;

6.Развивать мелкую моторику за счёт изобразительной деятельность и работы с природным материалом.

7.Развивать связную речь.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

У детей сформируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они осознают, насколько значимы насекомые в природе. У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта

«Удивительный мир насекомых»

Тип проекта

Познавательно – исследовательский  проект

Участники проекта

Педагоги, родители, дети подготовительной к школе группы «Невалящки» МДОУ ВМР  «Детский сад №6 «Колобок».

Целевая группа

Михрабов Роман, Баршутина Елизавета, Прорвин Матвей, Холова Алина, Ермохин Дмитрий

Масштаб

Краткосрочный.

Цель

Формировать  представления о многообразии насекомых

Задачи

1. Дать представления о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка и т.д.);

2. Учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики);

3. Формировать навыки исследовательской деятельности;

4. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;

5.  Воспитывать любознательность, бережное и чуткое отношение к живому; 22 (1).jpg22 (1).jpg

6.Развивать мелкую моторику за счёт изобразительной деятельность и работы с природным материалом;

7.Развивать связную речь.

Стратегии и механизмы реализации

Составление планов, направления работы.

Ожидаемый результат

У детей сформируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе. У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА22 (1).jpg

Мероприятия

Ответственный

Организационно-педагогическая работа с детьми

1

Просмотр презентаций: «Насекомые», «Строение и развитие насекомых», Насекомые – наши соседи» Цель: представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке, заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Воспитатель

2

Беседы «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек» Цель: расширить представления о насекомых, ознакомление с их разнообразием, дать детям элементарные представления о жизни насекомых (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком).

Воспитатель

3

Опытно-экспериментальная деятельность: рассматривание муравья под лупой, «Муравьиные дорожки»; «Почему шмель жужжит, а комар пищит?» Цель: создавать условия для развития мыслительных способностей: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Воспитатель

4

Дидактические игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»; «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Узнай чьё крылышко», «Что сначала, что потом», «Фантастическое насекомое» Цель: формировать у детей понятие «насекомое», узнавать и называть представителей насекомых, закрепить и систематизировать знания детей о действиях и звуках насекомых.

Воспитатель

5

Подвижные игры: «Мед и пчелы», «Паук и мухи»,  «Совушка», «Муравьи и дождь», «Муравьи и слон», «Поймай комара» Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений, упражнять в беге.

Воспитатель

6

Творческая продуктивная деятельность: конструирование -  оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»; лепка - «Божья коровка», «Стрекоза»;  рисование - «Разноцветные бабочки» Цель: продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей, изготовление насекомых из фантиков от конфет, игра

с ними.22 (1).jpg

Воспитатель

7

Викторина «Загадочный мир насекомых» Цель: расширить знания о мире насекомых; повторить литературные произведения, героями которых являются насекомые; воспитывать любовь к насекомым, бережное отношение к ним, природе.

Воспитатель

8

Чтение произведений: К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», С. Баруздин «Пчела», Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин «О муравьях», Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе», «Муравей и пшеничное зерно», Алтайская народная сказка, В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Цель: познакомить детей с условиями и особенностями жизни насекомых, расширять словарный запас детей, воспитывать интерес к живой природе.

Воспитатель

9

Слушание музыкальных произведений Н, А, Римский-Корсаков «Полёт шмеля», звуки природы. Цель: воспитывать интерес детей к музыке.

Воспитатель

10

Изготовление макета муравейника. Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику.

Воспитатель

Работа с семьей

1

Беседа «Знакомство с проектом».  Цель: заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта.

Воспитатель

2

Консультации: «Безопасная прогулка на природе», «Первая помощь при укусах насекомых», «Как привить детям любовь к окружающему миру» Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации из разных источников.

Воспитатель

3

Привлечь родителей к оформлению альбома «Удивительный мир насекомых» Цель: вовлечь родителей в работу по реализации проекта.

Родители

4

Разучивание стихотворений, песен, поговорок о насекомых. Цель: развивать память, логическое мышление, активизировать пассивный словарь детей, 

Воспитатель, родители

5

Чтение художественной литературы.  Цель: развивать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев.22 (1).jpg

Воспитатель, родители

6

Слушание музыкальных произведений Цель: развивать художественно-эстетический вкус, развивать умение чувствовать настроение и характер музыкального произведения.22 (1).jpg

Воспитатель, родители

7

Организовать выставку энциклопедий и художественной литературы и иллюстраций о насекомых. Цель: познакомить детей с разнообразием насекомых, обратить внимание на важность насекомых для жизни растений и людей.

Родители

8

Наблюдение за насекомыми во время прогулок. Цель: знакомить с разнообразием видов насекомых, систематизировать представления детей о поведении насекомых в разное время года.

Воспитатель, родители, дети

ВЫВОД: 

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.

По результатам проекта было выявлено, что:

дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;

у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.

Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.

ЛИТЕРАТУРА:22 (1).jpg

  • Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  • Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5
  • Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
  • Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
  • Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 192 с.
  • Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
  • Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.
  • Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 
  • Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  • Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
  • Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11
  • Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
  • Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–2004.–№ 11; № 12.– (Работаем по программе "Наш дом – природа").
  • Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12 2.
  • Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...