Проект "Удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx | 66.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ВМР «ДЕТСКИЙ САД № 6 «КОЛОБОК»
Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ »
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»
АВТОРЫ ПРОЕКТА:
воспитанники подготовительной к школе группы
МДОУ ВМР «Детский сад №6 «Колобок»
г. Вольска Саратовской области»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
Черухова Татьяна Владимировна - воспитатель
МДОУ ВМР «Детский сад №6 «Колобок»
г. Вольска Саратовской области».
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Актуальность проекта.
2.Цель и задачи проекта.
3.Этапы проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП «Кто, где, какие?»
- Изучение литературы по проектной деятельности.
- Информация для родителей о предстоящей деятельности.
- Подбор наглядного и дидактического материала по теме проекта (иллюстрации, картинки, фотографии).
- Подбор художественной литературы для чтения.
- Подбор подвижных игр.
- Выяснить, где можно получить интересующие сведения (послушать рассказы взрослых, почитать энциклопедии, книги и журналы, изучить копилку народной мудрости и т. д.).
ОСНОВНОЙ ЭТАП «Удивительный мир насекомых»
- Проведение мероприятий по разработанному плану
- Консультации для родителей: «Безопасная прогулка на природе», «Первая помощь при укусах насекомых», «Как привить детям любовь к окружающему миру»
- Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»
- Беседы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.)
- Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание муравья под лупой, «Муравьиные дорожки»; «Почему шмель жужжит, а комар пищит?»
- Подвижные игры «Мед и пчелы», «Паук и мухи», «Совушка», «Муравьи и дождь», «Муравьи и слон», «Поймай комара»
- Проведение дидактических игр: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»; «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Узнай чьё крылышко», «Что сначала, что потом», «Фантастическое насекомое»
- Разучивание стихотворений, песен, поговорок о насекомых
- Творческая продуктивная деятельность: конструирование - оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»; лепка - «Божья коровка», «Стрекоза»; рисование - «Разноцветные бабочки»
- Чтение произведений: К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», С. Баруздин «Пчела», Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин «О муравьях», Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе», «Муравей и пшеничное зерно», Алтайская народная сказка, В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
- Викторина «Загадочный мир насекомых»
- Слушание музыкальных произведений Н, А, Римский-Корсаков «Полёт шмеля», звуки природы
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП «Мир насекомых»
- Презентация «Насекомые – наши соседи»
- Альбом «Удивительный мир насекомых»
- Изготовление макета муравейника.
- Театрализованное представление: В.Сутеев «Под грибом»
4.Ожидаемый результат.
5. Литература.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Во время прогулки на участке, были замечены муравьи. Некоторые дети заинтересовались ими, а другие посчитали, что муравьев нужно уничтожить. Между детьми разгорелся спор, что делать с муравьями. Я подвела их к мысли, что если мы не знаем, как поступить, нам нужно расширить знания о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение.
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формировать представления о многообразии насекомых
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Дать представления о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка и т.д.)
2. Учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики).
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
4. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;
5. Воспитывать любознательность, бережное и чуткое отношение к живому;
6.Развивать мелкую моторику за счёт изобразительной деятельность и работы с природным материалом.
7.Развивать связную речь.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
У детей сформируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они осознают, насколько значимы насекомые в природе. У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта | «Удивительный мир насекомых» |
Тип проекта | Познавательно – исследовательский проект |
Участники проекта | Педагоги, родители, дети подготовительной к школе группы «Невалящки» МДОУ ВМР «Детский сад №6 «Колобок». |
Целевая группа | Михрабов Роман, Баршутина Елизавета, Прорвин Матвей, Холова Алина, Ермохин Дмитрий |
Масштаб | Краткосрочный. |
Цель | Формировать представления о многообразии насекомых |
Задачи | 1. Дать представления о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка и т.д.); 2. Учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики); 3. Формировать навыки исследовательской деятельности; 4. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; 5. Воспитывать любознательность, бережное и чуткое отношение к живому; 6.Развивать мелкую моторику за счёт изобразительной деятельность и работы с природным материалом; 7.Развивать связную речь. |
Стратегии и механизмы реализации | Составление планов, направления работы. |
Ожидаемый результат | У детей сформируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе. У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Мероприятия | Ответственный |
Организационно-педагогическая работа с детьми | ||
1 | Просмотр презентаций: «Насекомые», «Строение и развитие насекомых», Насекомые – наши соседи» Цель: представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке, заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. | Воспитатель |
2 | Беседы «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек» Цель: расширить представления о насекомых, ознакомление с их разнообразием, дать детям элементарные представления о жизни насекомых (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком). | Воспитатель |
3 | Опытно-экспериментальная деятельность: рассматривание муравья под лупой, «Муравьиные дорожки»; «Почему шмель жужжит, а комар пищит?» Цель: создавать условия для развития мыслительных способностей: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. | Воспитатель |
4 | Дидактические игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»; «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Узнай чьё крылышко», «Что сначала, что потом», «Фантастическое насекомое» Цель: формировать у детей понятие «насекомое», узнавать и называть представителей насекомых, закрепить и систематизировать знания детей о действиях и звуках насекомых. | Воспитатель |
5 | Подвижные игры: «Мед и пчелы», «Паук и мухи», «Совушка», «Муравьи и дождь», «Муравьи и слон», «Поймай комара» Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений, упражнять в беге. | Воспитатель |
6 | Творческая продуктивная деятельность: конструирование - оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»; лепка - «Божья коровка», «Стрекоза»; рисование - «Разноцветные бабочки» Цель: продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей, изготовление насекомых из фантиков от конфет, игра с ними. | Воспитатель |
7 | Викторина «Загадочный мир насекомых» Цель: расширить знания о мире насекомых; повторить литературные произведения, героями которых являются насекомые; воспитывать любовь к насекомым, бережное отношение к ним, природе. | Воспитатель |
8 | Чтение произведений: К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», С. Баруздин «Пчела», Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин «О муравьях», Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе», «Муравей и пшеничное зерно», Алтайская народная сказка, В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Цель: познакомить детей с условиями и особенностями жизни насекомых, расширять словарный запас детей, воспитывать интерес к живой природе. | Воспитатель |
9 | Слушание музыкальных произведений Н, А, Римский-Корсаков «Полёт шмеля», звуки природы. Цель: воспитывать интерес детей к музыке. | Воспитатель |
10 | Изготовление макета муравейника. Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику. | Воспитатель |
Работа с семьей | ||
1 | Беседа «Знакомство с проектом». Цель: заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта. | Воспитатель |
2 | Консультации: «Безопасная прогулка на природе», «Первая помощь при укусах насекомых», «Как привить детям любовь к окружающему миру» Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации из разных источников. | Воспитатель |
3 | Привлечь родителей к оформлению альбома «Удивительный мир насекомых» Цель: вовлечь родителей в работу по реализации проекта. | Родители |
4 | Разучивание стихотворений, песен, поговорок о насекомых. Цель: развивать память, логическое мышление, активизировать пассивный словарь детей, | Воспитатель, родители |
5 | Чтение художественной литературы. Цель: развивать умение детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев. | Воспитатель, родители |
6 | Слушание музыкальных произведений Цель: развивать художественно-эстетический вкус, развивать умение чувствовать настроение и характер музыкального произведения. | Воспитатель, родители |
7 | Организовать выставку энциклопедий и художественной литературы и иллюстраций о насекомых. Цель: познакомить детей с разнообразием насекомых, обратить внимание на важность насекомых для жизни растений и людей. | Родители |
8 | Наблюдение за насекомыми во время прогулок. Цель: знакомить с разнообразием видов насекомых, систематизировать представления детей о поведении насекомых в разное время года. | Воспитатель, родители, дети |
ВЫВОД:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.
По результатам проекта было выявлено, что:
дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;
у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
ЛИТЕРАТУРА:
- Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5
- Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
- Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
- Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 192 с.
- Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
- Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.
- Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
- Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008
- Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11
- Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
- Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–2004.–№ 11; № 12.– (Работаем по программе "Наш дом – природа").
- Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–2004.–№ 12 2.
- Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...