Презентация проекта: "Путешествие по северу нашей страны"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)

Кононова Елена Викторовна

В феврале 2023 года, мы с детьми беседовали о Севере нашей страны: кто там живет? что там едят? как живут? во что  играют?  И эта тема так заинтересовала детей, что мы решили сделать проект "Путешествие по северу нашей страны". Дети сами выбирали темы докладов, рассказывали сверстникам о животных Севера, о жилищах северных людей, о их традициях, делали опыты, рисовали, делали аппликации и поделки из разных материалов. К нам приходили родители и играли с нами в традиционные подвижные игры северных народов.Мне как педагогу, удалось достигнуть цель проекта:  расширить и систематизировать представления детей о диких животных и птицах, обитающих на Севере, а так же людях, живущих на Севере, через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности.  и решить следующие задачи:

- обогатить и систематизировать знания детей жителях Севера;

- учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи;

- расширить словарный запас;

- вызвать интерес к исследовательской и познавательной деятельности.

Развивающие:

- развивать представления о взаимосвязи природных условий с образом жизни животных и людей;

- развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и людей Севера;

- познакомить детей с народами Севера и уточнить знания об их жизни и труде.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, животным Крайнего Севера;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов России.ложительное отношение детей к представителям народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_proekta_sever_ns-_p.pptx1.94 МБ
Файл proekt.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект в средней группе «Путешествие по северу нашей страны» МБДОУ д/с №54 Золушка» гЛесосибирск Подготовила: Кононова Е.В .

Слайд 2

Рисование «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»

Слайд 3

Аппликация «БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ»

Слайд 4

Конструирование «ЧУМ» И а ппликация с техникой раскрашиванья «ОДЕЖДА ЛЮДЕЙ СЕВЕРА»

Слайд 5

Опыт: «Почему медведь не мерзнет?»

Слайд 6

Соболева Мша «Соболь» Харлов Гордей «ЧУМ»

Слайд 7

Ганеев Данис «Белые медведи и Тюлени»

Слайд 8

Жданова Лиза «Касатки и моржи»



Предварительный просмотр:

Творческий проект в средней группе «Солнышко»

«Путешествие по северу нашей страны».

Тип проекта: информационно - творческий, познавательный, исследовательский.

Вид проекта: фронтальный, информационный, краткосрочный.

Срок реализации: 2 недели с 06.02.2023 по 17.02.2023 г.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко» и их родители.

Актуальность проекта

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

 Север – удивительный край с    удивительными народамиСеверный человек по сути своей духовен. Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей. Мы не должны быть людьми, не знающими истории своего народа, традиций и обычаев. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Я считаю, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой уважающего народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры Севера.

ПРОБЛЕМЫ:

  1. У детей недостаточно знаний о жителях Крайнего Севера;
  2. Нахождение ответов на поставленные вопросы детей, возникшие в процессе проекта: почему медведь не мёрзнет в воде?
  3. Как приспособились люди к суровым условиям жизни?

       

  Цель проекта: расширить и систематизировать представления детей о диких животных и птицах, обитающих на Севере, а так же людях, живущих на Севере, через организацию познавательной, исследовательской и продуктивной деятельности.  (слайд № 2)

Задачи: (слайд № 3)

Образовательные:

- обогатить и систематизировать знания детей жителях Севера;

- учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи;

- расширить словарный запас.

- вызвать интерес к исследовательской и познавательной деятельности;

Развивающие:

- развивать представления о взаимосвязи природных условий с образом жизни животных и людей;

- развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и людей Севера; познакомить детей с народами Севера и уточнить знания об их жизни и труде;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, животным Крайнего Севера.

- воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов России.

Детская цель: научится играть в подвижные игры народов севера.

Предполагаемый результат:

1.  Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов, населяющих территорию Крайнего Севера. Знакомство с животными, природными явлениями Севера.

2.  Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.

3.  Развитие сотрудничества с родителями и воспитанниками.

4.  Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов Севера.

  1. Проявился ярко выраженный интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей:

"Познавательная», "Речевое», «Чтение художественной литературы", "Социально- коммуникативная», "Художественно- эстетическая», "Физическая».

Основная часть

I этап - подготовительный

1.      Подбор методической литературы, интернет - ресурсов.

2.      Разработка плана работы с детьми.

3.      Разработка конспектов занятий с детьми по теме.

4.      Организация предметно - развивающей среды в группе – пополнение художественного центра. (слайд №4)

5.      Оформление консультативного материала для родителей.

II этап – основной

Планирование в рамках реализации проекта было организованно по пяти образовательным областям:

Образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие»                                                        

Беседы на темы «О Севере», «Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

Сюжетные игры: «Едем в путешествие». «Оленеводы»

Настольно-печатные игры: «Собери узор»;  «Назови семью» (медведь –медведица-медвежонок и т. п.) «Один- много», «Четвёртый лишний», «Кто, где» (места обитания, «Назови правильно»(чум, нарты, малица, унты, парка)

   «Чтение художественной литературы»

Чтение книги рассказов Н. Сладкова «В тундре»«Про пингвинов» Г.    

сказок хантыйских писателей  «Полосатый окунь»,«Кукушка», «Почему      

У зайца длинные уши» 

    Просмотр мультфильма «Умка».

 «Познавательное развитие»

 1. «Знакомство с жизнью народов Севера».

Цель: Познакомить со своеобразием жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд). Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

2. «Животный мир Крайнего Севера Земли».

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой, познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли.

Конструирование «Построим Чум для оленевода»

Цель: Совершенствовать умение конструировать из бумаги, развивать фантазию детей,  закреплять понятие «Чум».

 Опыт с детским кремом, направленный на решение проблемы «Почему белый медведь не мёрзнет в воде?»

Опыт: набрать таз с водой и предложить детям опустить в него руки. Затем стряхнуть воду. Обратить внимание на то, какие стали руки (мокрые, холодные, вытереть насухо. Предложить намазать руки детским кремом и опять погрузить в холодную воду. Стряхнуть и обратить внимание, что капельки воды сразу стекли. а руки остались сухие, жирные. Провести аналогию с шерстью медведя. Можно провести опыт, вместо рук, смазав обильно вазелином кусочек меха, а другой кусочек меха оставить чистым. Подвести детей к самостоятельному выводу.

«Речевое развитие»

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Развитие речи тема: «Птицы севера»,

Составление рассказа « Северные просторы»

Загадки «Отгадай по описанию»

   Рассказ воспитателя о традициях и быте северных людей.  

   Рассматривание картины «Животные Севера» и составление описательных        рассказов.

 

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Северное сияние»

Цель: Учить детей располагать сюжет на листе бумаги; побуждать отражать впечатления от окружающего, используя имеющиеся изобразительные умения и навыки.

Аппликация с элементами рисования: «Белый медведь».

Цель: побуждать к самостоятельному поиску способов изображения льдин и айсбергов, опираясь на иллюстрацию. Формировать умения изображать животное,  передавая особенности внешнего вида и пропорции.

    Аппликация с элементами раскрашиванья  «Украшение малицы».

      Цель:  развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостеной картины мира.

 «Физическое развитие»

Подвижные игры:  «Ловкий оленевод», «Совушка-сова», «Охотники и зайцы», спортивные эстафеты, игры. «Охотник и звери»«Медведь и тюлени» «Кто больше наловит рыбы».

Работа с родителями:

1. Предложить родителям совместно с детьми приготовить доклад по теме «Север, люди Севера», «животный мир Севера»

2. Консультации для родителей «Что можно рассказать ребенку о Севере»«Знакомим ребенка с животными Севера».

3. Предложить дома, с детьми посмотреть документальные фильмы о животном мире Арктики.

III этап – заключительный

Оформление выставки детских работ.

Выступление детей с докладами.

Создание интерактивной игры «Быт людей Севера»

Взаимодействие с родителями – Комарова Елена Васильевна, загадывала детям    загадки, разучили и играли в игру малой подвижности «Лисички и капканы».

Участие родителей и детей в конкурсе: «Забавный пингвин»

 

Игра с применением  ИКТ.

  1. Как называется явление, которое происходит при свечение верхних слоев атмосферы, возникающее вследствие взаимодействия магнитосферы планеты с заряженными частицами солнечного ветра.(Северное сияние)

  1. Как называются  узкие длинные санки (сани), предназначенные для езды и перевозки клади, на упряжках из собак, северных оленей или (реже) передвижения мускульной силой человека. (Нарты)

  1. Традиционное жилище конической формы, состоящее из рамы, которая составляется из жердей и покрывается в зависимости от сезона – тканью или шкурами оленей. (Чум)

  1. Как называется меховая рубаха с пришитым к ней
    капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает
    тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она
    шьется и надевается мехом внутрь, к телу. (Малица
    )

  1. Разновидность меховой обуви, сапог для холодного и очень холодного климата. (Унты)

Вывод:

В ходе реализации проекта «Коренные народы Севера» предполагаемые результаты были достигнуты. Расширились  знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера, сформировался познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, уважение и гордость за свой родной край.

 Родители (законные представители) проявили активное участие в реализации проекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Путешествие в бумажную страну»

Презентация проекта  «Путешествие в бумажную страну»...

Педагогический проект «Путешествие на север нашей страны»

Педагогический проект  для детей старшего дошкольного возраста в рамках поликультурного воспитания. Знакомим детей с культурой народов Севера нашей страны, особенностями  взаимодействия чело...

Презентация проекта "Путешествие в страну дорожных знаков" 2020 г.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного движения на дороге, на улице и в автотранспорте средствами музыкально - театрализованной деятельности....

Презентация проекта "путешествие в страну телефона"

Презентация проекта "путешествие в страну телефона"...

« Жизнь на Севере нашей страны »

Представлен проект "Жизнь на Севере нашей страны" и его апробация с детьми 6-7 лет. Целью которого является приобщение детей к культуре народов Севера, к их традициям, обычаям, нравственно-э...