Проект "Береги природу"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»
Экологический проект
«Береги природу»
Разработала: Шашкова С.А.
г. Бердск 2021г.
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Тема проекта: «Береге природу!».
Тип проекта: Информационно - творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.
Сроки проведения: долгосрочный
Актуальность проекта.
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.
Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.
Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о растениях и животных леса, их внешнем виде, повадках, приспособленности к жизни, взаимосвязях. Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.
Цель проекта: является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.
Задачи:
- расширять представления о растительном и животном мире;
- формировать представления взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
- развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки природы;
- воспитывать любовь к окружающему миру и умению вести себя на природе;
- формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
- развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Прогнозируемый результат:
- Формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.
- Сформируется представление о необходимости сохранения природных объектов.
- Бережного отношения к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2 этап –практический и исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Подготовительный:
- Изучение литературы по данной теме
- Разработка плана работы с детьми старшей группы
- Разработка плана работы с родителями
- Подбор художественной литературы на тему «Природа вокруг нас»
- Подбор иллюстрационного материала
- Изготовление макета Антарктида
- Участие в акции «Сделаем город чище»
- Участие в акции «Кормушка для птиц»
Основной этап (практически-исследовательский):
Ноябрь:
- Участие в акции «Сделаем город чище»;
- Участие в акции «Кормушка для птиц»;
- Экскурсии, наблюдения, беседы по теме;
- Рассматривание иллюстраций, проведение игр;
- Детское художественное творчество.
Декабрь:
- Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
- Отгадывание загадок о животных и растениях;
- Детское художественное творчество;
- Рассказы воспитателя о животных, растениях, объектах неживой природы, о заповедниках, памятниках природы т. д.;
- Консультация для родителей: «В союзе с природой»;
- Экскурсии, наблюдения, беседы по теме.
Январь:
- Просмотр мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло»;
- Детское художественное творчество;
- Изготовление макета Антарктида
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Совместная деятельность педагога с детьми:
•
• Чтение художественной литературы;
•
• Исследовательская деятельность;
• Детское художественное творчество.
Совместная работа с родителями:
•;
• Участие в творческом конкурсе «Осенние дары природы»
Формы детской деятельности
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек»;
Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»
Дидактические экологические игры «Собери животное, насекомое…», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.
Просмотр мультфильма, презентации
2 этап - организационно – практический
Содержание работы по экологическому воспитанию
Познавательные занятия;
целевая прогулка «Золотая осень» по экологической тропе детского сада;
наблюдение за растительным миром;
за трудом взрослых;
трудовая деятельность в уголке природы, на участке;
Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию
беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
дидактические игры;
чтение литературы;
рассматривание демонстрационного материала;
заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе
Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.
Сбор загадок, стихов о лесе и его обитателях;
Сбор фотоматериалов
Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.
Речевое развитие:
Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,
«Санитары леса», «Спички не игрушка»
Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.
Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;
Просмотр мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло»
Книги для чтения и рассматривания: Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», Б. Заходер «Про всех на свете», В.А. Сухомлинский «Девочки в лесу», Е. Пермяк «Русские сказки о природе», Н.Сладков « Сказки леса», Я. Аким «Наша планета», А. Усачёв « Мусорная фантазия»;
Наблюдения.
Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.
Художественная литература
Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище»
Игровая деятельность
Дидактические игры:
1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .
3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)
6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;
3 этап - заключительный.
Конкурс поделок «Осенние дары природы».
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Игровые приемы позволяют заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки. Проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...