Конспект "Вода и ее свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии
«Вода и ее свойства»
в подготовительной группе
Цель: Совершенствовать представления детей о воде.
Задачи: закрепить с детьми свойства воды :
прозрачность,
не имеет вкуса и запаха,
• развивать навыки проведения лабораторных опытов:
• закреплять умение работать с прозрачной посудой: пластиковыми стаканчиками, палочками.
• развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
• активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме НОД.
• воспитывать экологическую культуру.
• развивать умение делать выводы, умозаключения.
Предварительная работа:
• рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды», заучивание стихотворений о роднике, реке, море, пословиц и поговорок о воде.
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поприветствуем их.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А вы хотите стать волшебными лаборантами? Тогда надевайте волшебные колпачки и слушайте внимательно.
Ребята, чтобы попасть в лабораторию, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери этой лаборатории. Помогут нам в этом загадки.
- Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(водопад)
- Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли. ,
(облака)
- Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
(дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
(роса)
Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода». Теперь мы можем открыть дверь в нашу волшебную лабораторию. Закрывайте глаза (звучит волшебная музыка…
Вот мы и оказались с вами в лаборатории. Сегодня мы поговорим о воде и о её свойствах, будем проводить интересные опыты. Хотите познакомиться со свойствами воды? Но сначала мы вспомним, что мы знаем о ней. Садитесь на стульчики, всё внимание на экран.
Воспитатель читает стихотворение и показывает слайды о воде (с 1 по 10) :
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
-Ребята, а сегодня вы видели воду? Где? Какую? Хотите, я расскажу вам «Как вода к нам в дом пришла?»
Если открыть кран на кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится» в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам поступает туда, где её очищают, уничтожают вредных микробов и проверяют с помощью разных приборов. Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой, холодной воды из крана.
-Ребята, а как вы думаете, какая бывает вода? (подбор слов-эпитетов). Дети называют прилагательные.
( ответы детей: чистая, холодная, речная, грязная, питьевая, газированная, мутная, ключевая, дождевая, кипяченая, морская, пресная, вкусная).
А кому нужна вода?
( ответы детей: рыбам, птицам, деревьям, растения, цветам, водоплавающим птицам, зверям, людям, всем живым существам).
-Правильно, ребята, вода нужна всему живому на Земле. А зачем она нужна человеку?
( ответы детей: чтобы умываться, мыться, чистить зубы, готовить пищу, мыть посуду, мыть полы, стирать вещи, убираться в комнате и соблюдать чистоту, купаться и закаляться, чтобы пить и готовить еду, мыть окна, поливать комнатные растения).
-Совершенно верно. Вода нам необходима каждый день. Без воды человеку не прожить.
Так что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Предлагаю пройти к вашим рабочим местам, лаборанты.
Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.
(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «паучок»)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыты:
- Что такое вода? Какой формы вода?
-Ребята, первую часть опыта проведу вам я. Мы с вами выясним, что такое вода. Для этого я перелью воду из стаканчика на блюдце. Что мы видим?
( Ответы детей: вода льётся, растекается, течёт)
-Правильно. А почему я смогла перелить воду из стаканчика на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?
Дети: Потому что вода жидкая.
-Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
-Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.
-А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём вторую часть опыта. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, .
(Самостоятельная работа детей)
-Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
-А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
-Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Вывод:
вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
2. Прозрачная ли вода?
На столе два стакана –один с водой, а другой с молоком, трубочки. Воспитатель предлагает детям опустить трубочку сначала в стакан с водой, а потом в стакан с молоком. Спрашивает, что они заметили.
Вывод:
в стакане с водой трубочка видна, а в стакане с молоком нет. Следовательно, вода- прозрачная жидкость. Воспитатель вывешивает алгоритм, символизирующий прозрачность воды, на доску.
3. Имеет ли вода вкус и запах?
На столе стаканы с водой и соком. Предложить детям попробовать через соломинку воду.
Вос-ль: Есть ли у неё вкус? (ответы детей) Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет.
Вос-ль: Есть ли у воды запах? (ответы детей)
Однако нужно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод:
у воды нет запаха, а у сока есть. Вода безвкусная, а у сока есть вкус. Воспитатель помещает соответствующий алгоритм на доску.
-Ребята, делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы свами пойдём к реке. (Ортопедическая коррекционная физкультминутка)
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
4. Растворяет ли вода вещества?
На столе 2 стакана с водой, ложки, розетки, в которых насыпаны песок и соль. Воспитатель предлагает детям поочерёдно насыпать соль в 1 стакан, а песок в другой и размешать. Что мы увидели? Растворились ли соль и песок в воде?
Вывод:
песок не растворился в воде, а соль растворилась. Значит, вода одни вещества растворяет, а другие нет.
Молодцы, ребята! Из вас получились самые настоящие лаборанты! Со всеми опытами вы прекрасно справились! Но нам уже пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза (звучит волшебная музыка). Вот мы и оказались опять в нашем саду, проходим к стульчикам, садимся.
Ребята, сегодня мы с вами много говорили о воде, её свойствах и пользе для всего живого на Земле. Поэтому недаром русским народом придумано много пословиц и поговорок. А вы знаете их? Что они обозначают?
Вот сколько интересного и познавательного мы сегодня с вами узнали о воде. Недаром её называют самой настоящей волшебницей, ведь у неё столько свойств. Давайте ещё раз вспомним их. А как мы с вами определили эти свойства? Правильно, проводили опыты. Вам понравилось быть волшебными лаборантами? А почему? А какой опыт больше всего понравился? А где вы испытали затруднения?
Вы замечательно сегодня потрудились и со всеми опытами отлично справились. Поэтому это было наше не последнее путешествие в волшебную лабораторию, совсем скоро мы сюда вернёмся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"
Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снег и его свойства» Тема: «Снег и его свойства»
тема: "Снег и его свойства" в старшей группе...
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...
Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды»
Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды» старшая группа...