Экологический проект "Ядовитые растения" для детей старшей группы детского сада
проект по окружающему миру (старшая группа)
Учить узнавать ядовитые растения в окружающем растительном мире. Расширять и углублять знания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_st_gr_23g.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Ядовитые растения» (старшая группа)
Проблема: у детей дошкольников нет знаний о ядовитых растениях, произрастающих на территории нашего района, недостаточно эта тема освещена в литературе, практически нет разработанных материалов для детей дошкольного возраста.
Актуальность: множество цветов радуют человека. Цветы встречаются повсюду: в лесах, в лугах, полях, в цветочных клумбах, в цветочных горшках на подоконниках. Цветы несут людям радость, уют, здоровье, красоту. Однако, среди растений встречаются такие, которые могут причинить человеку вред. Выезжая с детьми на природу, мы хотим, чтобы они дышали свежим воздухом, загорали, принимали воздушные ванны – одним словом, оздоравливались. Мало кто задумывается о том, что за пределами села, на собственном участке, малыша подстерегает опасность, на которую мы, взрослые, зачастую не обращаем внимания. Угрожают нашим детям ядовитые растения. Чаще всего страдают от них маленькие исследователи в возрасте от 2 до 7 лет. Здесь сказывается причина все исследовать, тащить в рот и пробовать на «зуб» во время игр в «магазин» и «гости». От отсутствия знаний об ядовитых растениях может приключиться беда – отравление и еще хуже – смерть.
Отсюда и появилась необходимость о создании проекта «Ядовитые растения», чтобы дать детям простейшие знания об этих растениях и мерах предосторожности, при встрече с ними.
Правильная работа с дошкольниками позволяет сохранить жизнь и здоровье детей.
Объект исследования: формирование навыков безопасного обращения с ядовитыми растениями.
Предмет исследования: процесс развития навыков и знаний безопасного поведения детей дошкольного возраста, повышает уровень экологической культуры.
Цель проекта: дать представление детям об ядовитых растениях, об их месте обитания и произрастания.
Задачи: 1. Научить выделять ядовитые растения от других растений, познакомится с ними поближе.
2. Учить обобщать и систематизировать знания об ядовитых растениях.
3. Расширить и углубить знания детей об ядовитых растениях.
4. Познакомить со способами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.
5. Помочь детям раскрыть личностные отношения к проблеме, проявить индивидуальность, творческие способности.
6. Вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс.
7. Развивать познавательную активность, активизировать и обогащать словарь, развивать критичность мышления и умения прогнозировать, отстаивать свою точку зрения.
8. Воспитывать любовь к природе и бережного отношения к ней.
Гипотеза: считается, что если начать знакомить детей с ядовитыми растениями с дошкольного возраста совместно с семьей методом проектной деятельности, то это позволит создать фундамент для дальнейшего обучения, обеспечит безопасность в сборе растений.
Проект - средней продолжительности, информационно – практико – ориентированный.
Участники проекта – дети и родители старшей группы детского сада, педагог.
Этапы проекта:
1. Поисковый.
2. Реализация проекта.
3. Заключительный.
1 этап - поисковый.
Постановка проблемы, определение цели, выработать план по достижению цели.
Подборка стихов, художественной и энциклопедической литературы об ядовитых растениях.
Подборка иллюстраций, фотографий ядовитых растений.
2 этап - реализация проекта
Работа с детьми:
Планирование непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям:
Социализация: «Путешествие в лес», «Ядовитые растения».
Беседы: «Что вы знаете об ядовитых растениях?»
Безопасность: «Оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями»
Художественное творчество: рисование «Ядовитые растения», аппликация «Мухомор»
Чтение художественной литературы:
А. Онегов «Тропинка полевая»,
Н. Павлова «Загадки цветов»,
Заучивание стихов и загадок о ядовитых растениях.
Коммуникация: Дидактические игры «Узнай растение», Вершки – корешки», «Путаница».
Настольно – печатные игры - домино «Растения», лото - «Грибы».
Сюжетно – ролевая игра «Прогулка в лес».
Познание: экскурсия в лес, на луг.
Труд: оформление альбома об ядовитых растениях.
Здоровье: беседа «Как помочь при отравлении?».
Работа с родителями:
Сочинение сказок об ядовитых растениях и рисование иллюстраций к ним.
Консультация для родителей «Полезные или ядовитые?»
Индивидуальные беседы родителей о важности данной проблемы.
3 этап - презентация проекта
Чтение с детьми сказок, сочиненных родителями.
Составление альбома рисунков с описанием «Ядовитые растения»
Предполагаемые результаты: бережное отношение детей к природе, любовь к родному краю, внимательность при сборе растений, умение оказать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, умение объяснить связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
- В природе все взаимосвязано.
- В природе все никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Литература:
1. Л. Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей»
2. В. А. Ананьев «Основы безопасности дошкольников».
3. В. К. Полынова, Е. С. Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
4. Н. Ю. Синячина «Как обеспечить безопасность дошкольников».
5. М. А. Фисенко «ОБЖ. Разработки занятий в старшей группе».
6. С. Н. Николаева программа «Юный эколог»
7. Н. Н. Кондратьева программа «Мы».
8. Н. А. Рыжова программа «Наш дом – природа».
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | |
10.07.23 | Беседы: «Что вы знаете об ядовитых растениях?» | Сочинение сказок об ядовитых растениях и рисование иллюстраций к ним. Консультация для родителей «Полезные или ядовитые?» Индивидуальные беседы родителей о важности данной проблемы. | |
Настоль – печатные игра - домино «Растения», | |||
11.07.23 | Безопасность: «Оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями» | ||
Дидактические игра «Путаница». | |||
12.07.23 | Беседа: «В природе все никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое». | ||
Настоль – печатные игры - лото - «Грибы». | |||
13.07.23 | Чтение художественной литературы: А. Онегов «Тропинка полевая» | ||
Художественное творчество: рисование «Ядовитые растения» | |||
14.07.23 | Беседа «Как помочь при отравлении?». | ||
Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Загадки цветов». | |||
17.07.23 | Дидактические игра «Узнай растение», | ||
Художественное творчество: Лепка с использованием бросового материала «Мухомор» | |||
18.07.23 | Беседа: Все живые организмы имеют равное право на жизнь. | ||
Дидактические игра «Вершки – корешки» | |||
19.07.23 | Заучивание стихотворения и отгадывание загадок о ядовитых растениях. | ||
Чтение с детьми сказок, сочиненных родителями. | |||
Составление альбома рисунков с описанием «Ядовитые растения» |
Майский ландыш
Майский ландыш, запах нежный,
Колокольчик белоснежный
И когда он отцветет, красный шарик – плод, дает.
Ландыш, хоть красив на вид, весь он очень ядовит!
Будет в вазе он стоять – воду будет отравлять!
Волчье лыко
На картинке посмотри-ка,
Перед нами – волчье лыко.
Ягодки прекрасные - бусинками красными.
Очень ядовито, это волчье лыко!
Руку даже обожжешь, когда ягодку сорвешь,
Ну, а если ягод съесть, можно даже умереть!
Ты, здоровью не вреди – полюбуйся, уходи!
Бузина черная
Будто мелкий виноград, эти ягодки висят,
Этой черной бузины – ядом ягодки полны.
Важно помнить нам, друзья, этих ягод есть нельзя!
Беседы, игры, наблюдения, художественное творчество.
Беседа «Осторожно, ядовитые растения!»
(старшая группа)
Цели: познакомить детей с ядовитыми растениями; учить детей внимательно относиться к незнакомым растениям в природе; познакомить с правилами безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями.
Задачи:
- формировать навыки и умения при взаимодействии с незнакомыми и опасными растениями;
- развивать чувство осторожности;
- формировать общие представления детей о значении ядовитых растений и об их опасностях;
- воспитывать чувство ответственности к своему здоровью.
Словарная работа: клещевина, вороний глаз, красавка, дурман, ландыш, волчье лыко.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, кажите, что такое растения?
Дети: Растения - это деревья, кустарники, трава, цветы.
Воспитатель: Правильно, ребята. А какие растения бывают по отношению к людям?
Дети: Лекарственные и ядовитые.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы познакомимся с ядовитыми растениями. Итак, ядовитые растения - это те растения, которые содержат химические вещества, которые при попадании в организм человека или животного могут привести к тяжелым заболеваниям и даже иногда к смерти. Ядовитые вещества, которые находятся в самом растении, для самого растения имеют большое значение, то есть они его защищают. Некоторые вещества ядовитого растения, пройдя определенную обработку, могут даже входить в состав лекарств. Иногда ядовитые растения являются очень яркими и красивыми. Но вы должны знать, что яркие цвета являются сигналом опасности. Вот поэтому, чтобы не попасть в беду, сейчас мы познакомимся с некоторыми ядовитыми растениями и их внешним видом.
1. Клещевина.
Самое ядовитое растение среди семенных видов. Спустя несколько часов наступает отравление и появляется пожелтение кожи, жжение и боль в животе, тошнота и рвота, головокружения, слабость.
2. Вороний глаз.
Очень ядовиты корневища и ягоды. При отравлении появляется рвота, колики, понос, судороги и головокружения, становится трудно дышать. Так же это растение лекарственное.
3. Красавка (Белладонна).
Очень ядовитое растение, достаточно двух ягодок, и наступает смерть для ребенка.
Ядовиты все части растения - особенно ягоды. При отравлении красавкой наступает сухость и жжение во рту, расширение зрачков. Так же является лекарственным растением.
4. Дурман.
Это растение еще называют "колючим огурчиком" или "колючим яблоком",потому что его круглые плоды покрыты многочисленными колючками. Это средство защиты от поедания животными. Все части растения ядовитые. При отравлении дурманом, наступает нервное возбуждение, влекущее за собой психическое расстройство. листья дурмана являются лекарственными.
5. Ландыш.
Ландыш для человека считается высокотоксичным. Все части растения ядовиты. При отравлении растением, снижается четкость зрения, появляется головная боль. Так же это растение является лекарственным.
6. Волчье лыко.
Во всех частях растения содержится яд. При отравлении появляются: рвота, боль в животе, понос, повышенное слюноотделение. Является лекарственным растением.
Воспитатель: Вот, ребята, мы и познакомились с ядовитыми растениями. А теперь важно запомнить правила безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями:
1) Не спешите срывать незнакомое растение, пока не расспросите о нем взрослого!
2) Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды на вкус!
3) Когда пришли с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!
Воспитатель: Но если вдруг с кем-то случилась беда, и кто-то отравился ядовитыми растениями, ему обязательно нужно помочь. Для этого необходимо оказать первую медицинскую помощь. а об этом, мы узнаем в следующий раз.
Дети формулируют правила
Правило 1: Не торопись срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды.
Правило 2: Не торопись срывать и брать в рот незнакомые и знакомые растения.
(например лютик, ландыш, кувшинка)
Правило 3: Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, (вех ядовитый (цикута), лютик)
Правило 4: Во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.
«Знакомство с лесными растениями»
Интегративные задачи: познакомить детей с растениями – волчье лыко, ландыш; научить называть их и отличать по внешнему виду; дать знания о том, что ягодами этих растений человек может отравиться.
Развивать координацию движений.
Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель: закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
«Осторожно, ядовито!»
Интегративные задачи: учить детей внимательно относиться к растениям в природе; понимать, что среди них могут быть ядовитые; соблюдать осторожность; развивать наблюдательность.
Теневой театр «Знакомство с грибами: рыжик»
Интегративные задачи: дать детям знания о грибах (рыжик): где растут, отличительные признаки от других грибов (ложных лисичек) съедобный или несъедобный; воспитывать интерес к растительному миру наших лесов.
Путешествие в экологию.
Интегративные задачи: проверить уровень знаний и представлений детей о растительном мире, уровень усвоения правил безопасного поведения в природе; закреплять знания о растительном мире лесов, полей, лугов Южного Урала; активизировать речь детей; закрепить навыки безопасного поведения природе. (М. Резнова «Ознакомление с природой через движение», стр.104).
Игры:
Настольная игра «Сбор грибов и ягод»
Цель: закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинки закрепить знания детей о ядовитых растениях леса.
Настольная игра «Каждый грибок в свой кузовок»
Цель: учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.
Словесная игра «Что, где растет?»
Цель: закрепить знания детей о том, где растут те или иные растения (луг, лес, поле).
с/р игра «Телевизионный репортаж о приходе лета на участок детского сада»
Задачи: закрепить в памяти детей знания по темам «лето» и «телевидение», «ядовитые растения»; учить детей самостоятельно создавать и видоизменять игровую среду; развивать и укреплять в игре взаимоотношение между детьми, стремление к обобщению, навыки общения.
Дидактическая игра «Я в лесу, на лугу, я цветочки собирала»
Цель: научить детей правильно употреблять предлоги, союзы, слова, указывающие на расположение объекта в пространстве.
Игра «Венок»
Цель: помочь детям запомнить тексты стихов о полевых цветах, научить новой хороводной «Венок»
Чтение художественной литературы
Сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»
Цель: обучать детей видеть жанровые особенности сказочного жанра; развивать способность к эмоциональному восприятию образного содержания сказки.
Загадывание загадок о ядовитых растениях
Цель: учить детей узнавать ядовитые растения по словесному описанию.
Заучивание стихотворения «Ландыш» З. Александровой
Цель: помочь детям понять содержание стихотворения, запомнить его, выразительно читать.
Составление детьми рассказов на тему «Дары природы»
Цель: учить детей составлять описательные рассказы с опорой на предметные картинки; поощрять попытки рассказывать как можно подробнее и интереснее.
Чтение сказки «Война грибов»
Цель: расширить представления детей о съедобных грибах.
Рассматривание иллюстраций, изображающих растения леса, загадывание загадок о грибах
Цель: обогатить знания детей о лесе; развивать внимание.
Художественное творчество
Рисование «Пижма – опасна»
Интегративные задачи: учить изображать растение пижму, передавать характерные особенности формы цветков; передавать в окраске пижмы их оттенки; располагать рисунок на всем листе бумаги.
Рисование «Ландыш»
Интегративные задачи: закреплять умение самостоятельно рисовать цветы, растение ландыш, учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умение рисовать тонкой кисточкой цветы и стебли; расширять знания о ядовитых растениях.
Лепка «Грибы»
Интегративные задачи: закреплять у детей умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки для уточнение формы.
Ручной труд «Мухомор»
Цель: воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать конструктивные способности – складывать квадрат пополам, работать с клеем и кисточкой.
Аппликация с элементами рисования «Грибная поляна»
Интегративные задачи: изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации; изображение грибов, контрастных по размеру.
Наблюдение на участке детского сада
Наблюдение за грибами (поганки)
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.
Наблюдение за крапивой
Цель: познакомить с лекарственным растением, рассказать о крапиве, ее особенностях (крапива не только полезна, но и опасна)
Наблюдение за чистотелом
Цель: познакомить с новым растением участка, объяснить, почему растение так названо.
Сравнить крапиву с чистотелом. Найти сходства и различия. Собрать растения лютик, крапиву, чистотел для гербария.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Берегиня" - экологический проект родительской студии в средней группе детского сада
Тип проекта: практико-ориентированный; познавательный; исследовательский; творческий.Педагогическая проблема: как привлечь родителей к формированию у детей экологических знаний о природе ямальско...
Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы детского сада
Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы детского сада...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы детского сада. Тема: «Почему пропал чистый воздух».
Конспект по экологическому воспитанию детей....
Экологический проект "Весёлые букашки" в старшей группе детского сада
Презентация к проекту "Веселые букашки"...
ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ Экологический квест для детей старшей группы детского сада
Девиз Квеста:«Дошколята ЯМАЛА за сохранение природы!»...
Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы детского сада
Формировать познавательный интерес дошкольников с общим недоразвитием речи к миру природы....
Познавательный проект по безопасности. Проект по ПДД «Наша дорога безопасная всегда» для детей старшей группы детского сада.
Познавательный проект по безопасности. Проект по ПДД «Наша дорога безопасная всегда» для детей старшей группы детского сада....