Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Одежда и головные уборы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кучинка Ирина Васильевна

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Одежда и головные уборы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

«Одежда и головные уборы»

Вид проекта: информационно - познавательный, творческий, краткосрочный.

Участники: дети, воспитатели старшей группы, логопед, родители.

Возраст детей: 5-6 лет

Продолжительность проекта: краткосрочный проект 10.10.2022 – 11.11.2022

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Выявление проблемы: какую роль играет одежда в жизни человека? Как появляется одежда? Что такое ателье, кто в нем работает?

Проблема: Дети имеют недостаточное представление об одежде, профессиях текстильной промышленности.

Актуальность:

Современные дети живут в мире предметов, окружающих их, этот мир ярок и многообразен. Все привыкли к комфорту, и мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет?». Как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день, как научить замечать и ценить?
Участие детей проектной деятельности, даст возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, воспитает бережное отношение к предметам одежды, труду взрослых. Именно «проживание» и создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека. Также данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Одежда и головные уборы». А широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также у детей развивается доброе, заботливое отношение к миру.

Цель проекта:

Расширить, систематизировать и закрепить знания детей по теме «Одежда и головные уборы».

Задачи проекта:

Обучающие:

- Уточнить и закрепить знания детей о различных видах и деталях головных уборов и одежды.

- Закрепить знания о назначении одежды и головных уборов.

- Провести связь одежды с временами года.

- Закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды и головных уборов.

- Дать представления об истории развития одежды и головных уборов.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей, обогащая представления об одежде и головных уборах.

- Активизировать творческое воображение.

-Развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение).

- Развивать коммуникативные умения и навыки.

-Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения по изучаемой теме.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, уважать мнение друг друга.

- Воспитывать бережное отношение к своей одежде и одежде других.

-Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Взаимодействие с родителями:

- Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе («Ателье»).
- Оформление наглядной информации по проекту в родительском уголке.
- Индивидуальные беседы: помощь детям в проведении детских исследований «Что теплее – пальто или куртка?», «Из чего и как делают ткань?», «Почему ткань разного цвета?».

- Экскурсии с родителями в магазин «Одежда», в магазин «Ткани».

- Рассказать об успехах ребёнка в проектной деятельности.
Предполагаемый результат:

- Дети будут дифференцировать понятия одежда, головные уборы.

-Дети будут правильно называть одежду и головные уборы, знать их отличительные признаки.

-Дети будут уметь называть части одежды и головных уборов.

-Дети будут уметь рассказывать об отдельных видах одежды и головных уборах;

- Дети будут знать и различать одежду по сезону и гендерной принадлежности;

- Дети будут знать и различать назначение рабочих инструментов в профессиях, связанных с ателье;

- Дети «примеряют» профессию модельера и создадут коллекцию платьев;

- Дети совместно с родителями шьют одежду для кукол.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта:

1 этап- подготовительный

наблюдения за людьми, беседы, рассматривание иллюстраций картинок, рисунков, модных журналов, изготовление атрибутов.

2 этап - содержательный

Этот этап включает в себя интеграцию образовательных областей:

1. Познавательное развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

Содержание образовательных областей

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Беседа: решение проблемной ситуации: «Что мы знаем об одежде, головных уборах? Что бы вы хотели узнать? Как это сделать?»
«А если бы не было одежды»
« Кто работает в ателье?»
Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам;

Рассматривание картинок, рисунков по теме:

- «Профессии»

- «Головные уборы в профессиях»

- «Старинные и современные головные уборы» (короны, кокошники)

- «Головные уборы разных народов»

Рассматривание модных журналов.

Сюжетно -ролевые игры:

 «Ателье», «Магазин одежды», «Шьем одежду кукле Маше»
Театрализованные игры: «Фотосалон», «Салон шляп»

Дидактические игры:

 «Укрась шляпу», «Создай узор на платье», «Одень куклу (семью) по времени года».
Экскурсия: «В гости к костюмеру»
Игровые обучающие ситуации 

«Наводим порядок в шкафу"
"Одеваем куклу на прогулку"
Просмотр мультфильмов: 

«Ленивое платье» , « Зайкина шубка».

Задачи: создать условия для развития представлений о материалах и источниках, которые помогут нам найти ответы на вопросы о проекте.
(Выбор и вынос материала к проекту)

 

Формировать первичные представления о профессиях, связанных с производством одежды и головных уборов.
Развивать игровую деятельность, приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Беседы:
«Какие ткани бывают?»,
«Что люди носят?»,
«История платья.»,
« Национальный головной убор в России»,
«Как надо одеваться, чтобы не заболеть?»,
«Зачем головные уборы?»
«От куда приходит одежда»
«Процесс изготовления одежды в современном мире» «Виртуальная экскурсия на текстильное производство»
«Знакомство с профессиями: портной, закройщик, дизайнер»
Просмотр презентаций и иллюстраций, познавательного видео:

«Как менялась одежда?», «Специальная одежда (Головные уборы).»

Дидактические игры:
- «Из каких частей состоит одежда?», «Какую ткань какой одежде подобрать?», «Одежда и профессии», «Отгадайте одежду, головной убор», "Для чего нужны эти инструменты", "Найди ошибку", "Назови элементы одежды"

Загадки на тему «Одежда»

Настольные игры по теме: лото «Одежда», «Обувь и головные уборы»; «Одень Таню и Ваню по сезону»; «Пятый лишний»

Расширять кругозор детей. Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность. Развивать познавательный интерес к одежде и головным уборам, закрепить классификацию и назначение. Дать представление о национальных головных уборах. Развить желание вместе со взрослым и с их помощью создавать модели одежды и головных уборов, декорировать готовые модели.

Речевое развитие

Дидактические игры:

 «Поможем одеться», «Собери картинку», «Угадай» (построения предложений)

Уголок правильного дыхания: пособие: 

«Ветерок колышет белье».

Речевые игры:

«Один-много», «Чего не стало?», «Что из чего?», «Чья одежда?», «Различаем –называем», «Большой –маленький», «Скажи наоборот», «Назови ласково».

Разучивание пальчиковой гимнастики 

«Портниха».

Закрепление физминутки 

«Стирка»

 

Задачи:

- расширять представления детей об одежде;

-уточнять представления детей об основных отличительных признаках одежды, сходной по внешнему виду и назначению;

- закрепить профессии, связанные с изготовлением одежды и головных уборов (швея, портной, закройщик, технолог, дизайнер, модельер);

-закрепить инструменты портного:

- продолжать совершенствовать лексико-грамматические категории по теме;

- совершенствовать навык составления рассказа по схеме с использованием мнемотехники;

Художественно-эстетическое развитие

Чтение и заучивание отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
Н. Носов «Заплатка».
- Сказки братьев Гримм «Храбрый портной»,

 Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»,

 В. Орлова «Неряха», 

 С.Я. Маршак «Рассеянный с улицы Бассейной»,

 Г. Снегирев «Верблюжья варежка»,

 В. Сутеев «Зайкина шубка».

Работа с трафаретом: «Одежда»
Конструирование: работа с бумагой:
- изготовление одежды для кукол

- «Салон красивой одежды»
Оригами: «Сумочка», Пилотка».

Рисование: «Украсим сумочку», «Пальто для куклы», «Шляпка», «Народный платочек», «Модная одежда».
Лепка: «Винтажные шляпки»
Аппликация: «Я – дизайнер модной одежды», "Нарядное платье".

создать условия для:

приобщения детей к художественной литературе;

- закрепления названий предметов одежды и их деталей;

- обогащения словаря;

- закрепления обобщающего понятия «одежда»

Создать условия для:

- совершенствования умения конструировать по желанию, используя бумажных кукол;

- самостоятельного подбора цвета бумаги, следуя задуманному предмету одежды (обуви, головного убора);

- взаимодействия в подгруппе детей

 

 

Физическое развитие

Подвижная игра: «Краски»

Пальчиковая гимнастика:

 «Сколько шапочек у нас», «Одежда.
Физминутка «Имитация» работы портного.

создать условия для:

- развития ловкости, быстроты движений;

- развития умения менять направление во время бега

- развития умения ходить, бегать по кругу; действовать по сигналу; развития ловкости, быстроты реакции.

 

3 этап –заключительный (подведение итогов)

Анализ проведённой работы.

Литература:

Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Сфера Москва 2009г.

Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд» в детском саду.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду

Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Гном. Москва 2004г.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный, творческий, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Животный мир"

На земле  обитают  тысячи видов различных животных. Некоторые из них гиганты, такие как голубые  киты, слоны, а другие - совсем крошечные: насекомые, грызуны и членистоногие. Вся планет...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб всему голова»

Проект "Хлеб всему голова" призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу....

Познавательный, творческий среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Народ- великий мастер слова"

Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых.  Мы должны напо...

«Не забудем их подвиг великий!» Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста....

Познавательный, творческий, среднесрочный групповой проект дл детей старшего дошкольного возраста "ЧАРОДЕЙКА-ЩЕГОЛИХА, ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!"

Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых.  Мы должны напо...

Проект: «Детское книгоиздательство» Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Проект: «Детское книгоиздательство»Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...