Экологический педагогический проект «Воздух, ветер, человек» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

 

Цель. Познакомить со свойствами воздуха и значением его в жизни окружающего мира. Формировать основы экологического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozdh_veter_chelovek.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический педагогический проект

«Воздух, ветер, человек»

 для детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

     Мы живем на дне огромного воздушного океана. Когда нам хочется подчеркнуть значение какой-нибудь вещи, мы говорим: «Это необходимо нам как воздух». И действительно, человек может прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха – всего считанные минуты. Каков он - этот воздух? Какую роль играет в жизни людей и других живых существ? Проект «Воздух, ветер, человек» познакомит старших дошкольников с таким компонентом природы, как воздух. Поможет разобраться во многих вопросах, связанных с воздушной оболочкой Земли.

Цель. Познакомить со свойствами воздуха и значением его в жизни окружающего мира. Формировать основы экологического сознания.

Задачи.

Обучающие:

  • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
  • Расширить и уточнить представление о ветре, о причинах его возникновения.
  • Формировать умение пользоваться схемами, приборами-помощниками

           при проведении игр-экспериментов.

  • Совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Развивающие:

  • Обогатить и активизировать речь детей.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы.
  • Развивать интерес к явлениям неживой природы.
  • Развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной и продуктивной деятельности участников проекта.
  • Воспитывать основы безопасного поведения в природе.
  • Воспитывать желание бережного использования природных ресурсов.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники: дети 5-7лет, воспитатели, родители воспитанников.

Срок проекта: краткосрочный (июнь)

Принципы реализации проекта.

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  • Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.                                                                                                                                
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  • Осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого с детьми и самостоятельную деятельность детей.

Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный.

- Создание условий для реализации проекта. Подбор методической и художественной литературы, наглядно-дидактического и игрового материала, музыкального репертуара.

- Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству.

- Составление перспективного планирования.

2 этап - Основной этап.

- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о воздухе, ветре согласно перспективному плану.

- Обогащение развивающей среды:

•        Подбор иллюстрированного материала по данной теме.

•        Подготовка оборудования к экспериментированию, оформление картотеки опытов с воздухом, ветром, дидактических игр.

- Организация творческого взаимодействия воспитателя и семьями воспитанников в реализации проекта.

3 этап – Заключительный.

- Оформление результата проекта в виде презентации.

- Создание мини-музея «Воздух вокруг нас»

Ожидаемые результаты.

Для детей:

  • Имеют представления о воздухе, ветре, о причинах его возникновения, использования человеком.        
  • Умеют пользоваться схемами, приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
  • Могут устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Обогащена и активизирована речь детей.
  • Развиты психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие.
  • Повышен интерес к совместной познавательно-экспериментальной и продуктивной деятельности участников проекта.
  • Сформировано безопасное поведение детей на прогулке.

Для воспитателей:

  • Систематизирование литературного и иллюстрированного материала по теме проекта.
  • Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
  • Пополнение предметно - развивающей среды группы и методической копилки.

Для родителей:

  • Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогам.
  • Вовлечение в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Перспективное планирование.

Тема

Мероприятия

Задачи

Оборудование, дидактический материал

I блок

«Воздух - невидимка»

- НОД «Как услышать воздух», «Как мы дышим и слышим»

- Игры – опыты «Как увидеть воздух»: «Что в пакете», «Игры с соломинкой», «Лодочка», «Воздух в стакане», «Воздух легче воды» и др.

- Нетрадиционное рисование «выдуванием» «Растения»

- Подвижные игры: с мыльными пузырями, с мячом, с воздушными шарами.

- Дыхательные упражнения: «Задуй свечу», «Остуди чай», «Слон», «Полет ракеты» и др.

- Чтение и обсуждение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Познакомить с органами слуха и дыхания человека и некоторых животных.

Воздушные шары, стакан, пластмассовая бутылочка, таз с водой, лодочка, соломинки для коктейля.

Свистки, свистульки, различные духовые инструменты.

Акварельная краска, баночки с водой, листы бумаги, соломинки для коктейля на каждого ребенка.

Мыльные пузыри, мячи.

Тренажеры для дыхательных упражнений

II блок

«Ветер, ветер, ты могуч…»

- НОД «Здравствуй, ветер?», «Летающие животные», «Крылатые семена»

- Наблюдение «Откуда дует ветер»

- Опыты: «Сильный и слабый ветер», «Парусник», «Поиграем с ветерком», «Барханы»

- Рисование «Дует ветер», «Одуванчики»

- Ручной труд – поделки из семян ясеня, клена, шишек, листьев деревьев.

- Чтение С. Маршак «Дуете, дуете, ветры, в поле», Е. Елова «Ветерок», И. Токмакова «Ветрено», Я. Аким «Ветер», Н. Матвеева «Дуб и ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», С. Михалков «Три ветра»

- Прослушивание: «Шум ветра», песни И. Дунаевского «А ну – ка, песню нам пропой, весёлый ветер», фрагмент из оперы Н.А..Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»

- Логические задачки: «Что перепутал художник?», «Когда так говорят?», «Догадайся и объясни»

- Просмотр презентации «Буря мглою небо кроет»

- Игры: «Летает – не летает», «Превращения», «Замри», «Угадай, кто я!»

- Словесные игры: «Назови сказку», «Ветер какой?»

Познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, роль в жизни живых организмов, в том числе и человека. Сформировать знания о разрушительной силе ветра и о том, какую пользу приносит ветер. Познакомить с правилами безопасности при сильном ветре.

Вентилятор, кораблики с парусами, таз с водой, веера, бумажные вертушки, флажки, вертячки, баночки с песком, соломинки, лупы.

Фотографии, на которых изображены бури, ураганы.

Карточки с изображением клена, ясеня, сосны, тополя, липы, одуванчика, осота.

Фотографии летающих насекомых, птиц, животных.

Семена клена, ясеня, сосны, одуванчика, шишки, пластилин.

Фонотека группы, магнитофон, ноутбук.

III блок

 «Воздух, ветер, человек»

- НОД «Как человек использует силу воздуха?», «Вот трубы – над нею дым»

- Конструирование из бумаги «Бумажный змей», «Веер».

- Конструирование из Лего «Автомобиль будущего».

- Решение проблемных ситуаций: «Большой город», «Как сделать чистый воздух в комнате?», «Где гулять?»

- Опыты: «Дым и копоть», «Пыль в воздухе»

- Оформление сборника «Почемучкины вопросы»

- Подвижные игры: «Облака и ветер», «Кораблики и ветер»», «Быстрее ветра», «Северный и южный ветер»

Познакомить с тем, как человек использует воздух. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Научить корректно и убедительно доказывать свою точку зрения, приводить аргументы.

Фотографии с изображением фена, вентилятор, парусника, парашюта, насоса, спасательный круг, пылесос, мельница.

Дидактический материал «Летающий транспорт»

Картинки с изображением автомобилей, заводов с трубами.

Свеча, блюдце, скотч, картон.

Обручи, синяя и красная лента, бубен

Взаимодействие с родителями.

- Консультации: «Наблюдаем на прогулке», «Для чего нужны игры – эксперименты»

- Оформление плакатов «Мы за чистый воздух»

- Принятие участие в создании мини-музея «Воздух вокруг нас»

Продукт проекта.

- Мини-музей «Воздух вокруг нас»

- Картотека опытов «Воздух-невидимка»

- Тренажёры к дыхательным упражнениям, сделанные своими руками

- Видеоролик «Мы и воздух» на сайт ДОУ

Используемая литература.

  1. Воронкевич О. А. Программа «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2007.
  2. Дыбина О.В., Рахманов Н.П., Щетинина В.В.  Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ «Сфера»2001.
  3. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
  4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М.: Педагогическое общество России, 2003
  5. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
  7. Интернет -ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка сценария развлечения «Доброта – она от века украшенье человека» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.

В предлагаемом материале  решаются следующие задачи:o       расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроен...

Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством "погружения" в исторический образ

Вашему вниманию представляю тему «Формирование представлений о первобытном человеке  у детей старшего дошкольного возраста посредством «погружения» в образ». Выбор мною данной темы обусловлен тем...

«Доброта – она от века украшение человека» для детей старшего дошкольного возраста

Использование игровых технологий для развития  у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств....

Экологический проект: «Зеленая аптека на службе человека» для детей старшего дошкольного возраста.

Я считаю, что данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанник...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...