Экологический педагогический проект «Воздух, ветер, человек» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель. Познакомить со свойствами воздуха и значением его в жизни окружающего мира. Формировать основы экологического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozdh_veter_chelovek.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический педагогический проект
«Воздух, ветер, человек»
для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Мы живем на дне огромного воздушного океана. Когда нам хочется подчеркнуть значение какой-нибудь вещи, мы говорим: «Это необходимо нам как воздух». И действительно, человек может прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха – всего считанные минуты. Каков он - этот воздух? Какую роль играет в жизни людей и других живых существ? Проект «Воздух, ветер, человек» познакомит старших дошкольников с таким компонентом природы, как воздух. Поможет разобраться во многих вопросах, связанных с воздушной оболочкой Земли.
Цель. Познакомить со свойствами воздуха и значением его в жизни окружающего мира. Формировать основы экологического сознания.
Задачи.
Обучающие:
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
- Расширить и уточнить представление о ветре, о причинах его возникновения.
- Формировать умение пользоваться схемами, приборами-помощниками
при проведении игр-экспериментов.
- Совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Развивающие:
- Обогатить и активизировать речь детей.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы.
- Развивать интерес к явлениям неживой природы.
- Развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к совместной познавательно-экспериментальной и продуктивной деятельности участников проекта.
- Воспитывать основы безопасного поведения в природе.
- Воспитывать желание бережного использования природных ресурсов.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники: дети 5-7лет, воспитатели, родители воспитанников.
Срок проекта: краткосрочный (июнь)
Принципы реализации проекта.
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- Осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого с детьми и самостоятельную деятельность детей.
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный.
- Создание условий для реализации проекта. Подбор методической и художественной литературы, наглядно-дидактического и игрового материала, музыкального репертуара.
- Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству.
- Составление перспективного планирования.
2 этап - Основной этап.
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о воздухе, ветре согласно перспективному плану.
- Обогащение развивающей среды:
• Подбор иллюстрированного материала по данной теме.
• Подготовка оборудования к экспериментированию, оформление картотеки опытов с воздухом, ветром, дидактических игр.
- Организация творческого взаимодействия воспитателя и семьями воспитанников в реализации проекта.
3 этап – Заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Создание мини-музея «Воздух вокруг нас»
Ожидаемые результаты.
Для детей:
- Имеют представления о воздухе, ветре, о причинах его возникновения, использования человеком.
- Умеют пользоваться схемами, приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
- Могут устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Обогащена и активизирована речь детей.
- Развиты психические процессы: мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезы и делать правильные выводы), восприятие.
- Повышен интерес к совместной познавательно-экспериментальной и продуктивной деятельности участников проекта.
- Сформировано безопасное поведение детей на прогулке.
Для воспитателей:
- Систематизирование литературного и иллюстрированного материала по теме проекта.
- Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
- Пополнение предметно - развивающей среды группы и методической копилки.
Для родителей:
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогам.
- Вовлечение в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Перспективное планирование.
Тема | Мероприятия | Задачи | Оборудование, дидактический материал |
I блок «Воздух - невидимка» | - НОД «Как услышать воздух», «Как мы дышим и слышим» - Игры – опыты «Как увидеть воздух»: «Что в пакете», «Игры с соломинкой», «Лодочка», «Воздух в стакане», «Воздух легче воды» и др. - Нетрадиционное рисование «выдуванием» «Растения» - Подвижные игры: с мыльными пузырями, с мячом, с воздушными шарами. - Дыхательные упражнения: «Задуй свечу», «Остуди чай», «Слон», «Полет ракеты» и др. - Чтение и обсуждение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Познакомить с органами слуха и дыхания человека и некоторых животных. | Воздушные шары, стакан, пластмассовая бутылочка, таз с водой, лодочка, соломинки для коктейля. Свистки, свистульки, различные духовые инструменты. Акварельная краска, баночки с водой, листы бумаги, соломинки для коктейля на каждого ребенка. Мыльные пузыри, мячи. Тренажеры для дыхательных упражнений |
II блок «Ветер, ветер, ты могуч…» | - НОД «Здравствуй, ветер?», «Летающие животные», «Крылатые семена» - Наблюдение «Откуда дует ветер» - Опыты: «Сильный и слабый ветер», «Парусник», «Поиграем с ветерком», «Барханы» - Рисование «Дует ветер», «Одуванчики» - Ручной труд – поделки из семян ясеня, клена, шишек, листьев деревьев. - Чтение С. Маршак «Дуете, дуете, ветры, в поле», Е. Елова «Ветерок», И. Токмакова «Ветрено», Я. Аким «Ветер», Н. Матвеева «Дуб и ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», С. Михалков «Три ветра» - Прослушивание: «Шум ветра», песни И. Дунаевского «А ну – ка, песню нам пропой, весёлый ветер», фрагмент из оперы Н.А..Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - Логические задачки: «Что перепутал художник?», «Когда так говорят?», «Догадайся и объясни» - Просмотр презентации «Буря мглою небо кроет» - Игры: «Летает – не летает», «Превращения», «Замри», «Угадай, кто я!» - Словесные игры: «Назови сказку», «Ветер какой?» | Познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, роль в жизни живых организмов, в том числе и человека. Сформировать знания о разрушительной силе ветра и о том, какую пользу приносит ветер. Познакомить с правилами безопасности при сильном ветре. | Вентилятор, кораблики с парусами, таз с водой, веера, бумажные вертушки, флажки, вертячки, баночки с песком, соломинки, лупы. Фотографии, на которых изображены бури, ураганы. Карточки с изображением клена, ясеня, сосны, тополя, липы, одуванчика, осота. Фотографии летающих насекомых, птиц, животных. Семена клена, ясеня, сосны, одуванчика, шишки, пластилин. Фонотека группы, магнитофон, ноутбук. |
III блок «Воздух, ветер, человек» | - НОД «Как человек использует силу воздуха?», «Вот трубы – над нею дым» - Конструирование из бумаги «Бумажный змей», «Веер». - Конструирование из Лего «Автомобиль будущего». - Решение проблемных ситуаций: «Большой город», «Как сделать чистый воздух в комнате?», «Где гулять?» - Опыты: «Дым и копоть», «Пыль в воздухе» - Оформление сборника «Почемучкины вопросы» - Подвижные игры: «Облака и ветер», «Кораблики и ветер»», «Быстрее ветра», «Северный и южный ветер» | Познакомить с тем, как человек использует воздух. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Научить корректно и убедительно доказывать свою точку зрения, приводить аргументы. | Фотографии с изображением фена, вентилятор, парусника, парашюта, насоса, спасательный круг, пылесос, мельница. Дидактический материал «Летающий транспорт» Картинки с изображением автомобилей, заводов с трубами. Свеча, блюдце, скотч, картон. Обручи, синяя и красная лента, бубен |
Взаимодействие с родителями.
- Консультации: «Наблюдаем на прогулке», «Для чего нужны игры – эксперименты»
- Оформление плакатов «Мы за чистый воздух»
- Принятие участие в создании мини-музея «Воздух вокруг нас»
Продукт проекта.
- Мини-музей «Воздух вокруг нас»
- Картотека опытов «Воздух-невидимка»
- Тренажёры к дыхательным упражнениям, сделанные своими руками
- Видеоролик «Мы и воздух» на сайт ДОУ
Используемая литература.
- Воронкевич О. А. Программа «Добро пожаловать в экологию!» - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2007.
- Дыбина О.В., Рахманов Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ «Сфера»2001.
- Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
- Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М.: Педагогическое общество России, 2003
- Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
- Интернет -ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Методическая разработка сценария развлечения «Доброта – она от века украшенье человека» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей.
В предлагаемом материале решаются следующие задачи:o расширять представление детей о влиянии благоприятного психологического состояния (хорошее настроен...
Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством "погружения" в исторический образ
Вашему вниманию представляю тему «Формирование представлений о первобытном человеке у детей старшего дошкольного возраста посредством «погружения» в образ». Выбор мною данной темы обусловлен тем...
Разработка мероприятий по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Предсталвены методы, приёмы по правовому воспитанию детей...
«Доброта – она от века украшение человека» для детей старшего дошкольного возраста
Использование игровых технологий для развития у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств....
Экологический проект: «Зеленая аптека на службе человека» для детей старшего дошкольного возраста.
Я считаю, что данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанник...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...