Экологический проект: «Зеленая аптека на службе человека» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Я считаю, что данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников, коллектив ДОУ, работники библиотеки и аптеки. Сведения о лекарственных растениях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой край как сказочное царство,
Здесь везде растут лекарства:
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Ну, а что и как лечить-
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить все те растения,
Что пригодны для лечения!»
Введение
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон наносится живой природе. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес. Большая роль по формированию экологической культуры отводится ДОУ.
Наш детский сад работает по программе «Программы Воспитания и Обучения в детском саду», раздел «экологическое воспитание» мы реализуем с помощью парциальной программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой. Для реализации поставленных задач мы используем различные методы и приёмы. Одним из перспективных методов является метод экологических проектов.
Метод проектов всё активнее используется в практике детских садов и помогает развивать у детей:
- активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;
- осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- творческие способности детей;
- умение наблюдать;
- умение слушать;
- навыки обобщения и анализа;
- мышление;
- видение проблемы с разных сторон, комплексно;
- воображение;
Проект «Зелёная аптека на службе человека» составлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью создания условий по ознакомлению их с миром целебных трав родного края, правилами их сбора, применения для оздоровления организма. Для достижения цели проекта были изучены требования «Программы Воспитания и Обучения в детском саду» по области «Познавательное развитие» разделу « Ознакомление с миром природы» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой, а так же парциальной программы «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
Содержание проекта предполагает создание модели взаимодействия взрослых и детей, то есть разработку определенной системы мероприятий для развития у детей интереса и гуманного отношения к растениям, в том числе лекарственных.
Реализация проекта проходит в три этапа. Каждый из этапов включает направление деятельности, задачи и пути их реализации.
Проект ориентирован на практическую деятельность детей.
В перспективном плане проекта разработаны мероприятия по взаимодействию с детьми, родителями с указанием конкретных действий, которые будут предприниматься для достижения цели проекта, указаны также сроки их реализации. Данный проект может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, а так же родителями по ознакомлению детей с лекарственными растениями родного края.
Актуальность темы:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. На территории детского сада в естественных условиях произрастает мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили познакомиться с разными лекарственными растениями, которые произрастают на территории Городецкого района, а так же создать на участке свою поляну лекарственных трав.
Проблема
Анализ ООП показывает, что раздел «Ознакомление с миром природы» ставит перед нами конкретные задачи по ознакомлению детей с миром природы, в том числе и с лекарственными травами:
- Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках,
травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
- Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
- Знакомить со способами их вегетативного размножения
(черенками, листьями, усами).
- Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
- Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
- Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов
и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Задачи программой определенны, но отсутствует система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром целебных трав родного края. Растительность нашего окружения представлена многолетними и однолетними травянистыми и лекарственными растениями. Растут тысячелистник, подорожник, одуванчик, ромашка, полынь, зверобой, и т.д.
Проводя наблюдения, беседуя со своими воспитанниками, я пришла к выводу, что их знания о лекарственных растениях скудны, многим из них требуются помощь для развития познавательного интереса к лекарственным растениям, которые произрастают в Городецком районе.
Новаторской идеей проекта является
использовании метода проектирования, как новой формы работы; разработанная интеграции всех областей по данной теме, в использовании мультимедийных средств в образовательной деятельности, создании в развивающей предметно-пространственной среде мини-музея лекарственных трав.
Содержание проекта:
- Общее положение (введение, название проекта).
- Актуальность выбранной темы.
- Проблема.
- Концептуальные основы.
- Цели и задачи проекта
- Участники проекта. Сроки реализации проекта.
- Работа над проектом.
- Выводы.
- Используемая литература.
Концептуальные основы проекта.
Оригинальность проекта и его и его инновационный характер обеспечивается внедрением в практику работы с детьми старшего возраста следующих методов:
- Введение в познавательно - игровую и изобразительно – творческую деятельность детей сказочного образа Учёного Кота и Бабушки - Здравушки;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды: мини библиотеки с энциклопедической литературой о растениях, мультимедийным материалом, мини-музея: «Царство лекарственных трав», а также на экологической тропе – поляны лекарственных трав.
- Реализация проекта предусматривает интегрированный подход к развитию детей, взаимосвязь разных видов деятельности: познавательной, изобразительной, речевой, музыкальной, двигательной и игровой.
- Использование таких интересных моментов, как: ведение «Именной книги», «Жалобной книги» природы, «Дневника наблюдений», составление «Письма лекарственному растению» и т.д.
- Обеспечение для успешной реализации проекта взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя, родителей.
- Активизация родителей воспитанников при формировании у детей знаний о растительном мире родного края (экскурсий, оформление авторских альбомов, плакатов, стенгазет, буклетов.
- Сотрудничество с детской библиотекой, сотрудниками аптеки.
Цель проекта
Создать условия для ознакомления детей с миром лекарственных растений произрастающих на территории Городецкого района , правилами их сбора, применение для оздоровления организма .
Задачи проекта:
Образовательные
- Сформировать представления у старших дошкольников о разнообразии лекарственных растениях, произрастающих на территории Городецкого района, их значимостью в жизни человека, способах применения.
- Формировать у детей навыки исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать и т.д.)
Развивающие:
- Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь, а также умение сравнивать и анализировать.
- Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Стратегия осуществления проекта: данный проект осуществляется на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» в старшей и подготовительной группе под руководством воспитателя первой квалификационной категории Сбитневой Ольги Николаевны.
Участники проекта:
Дети старшей - подготовительной группы, воспитатель, родители, социум.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный, 1 год (апрель 2014-май 2015г.).
Принципы:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет:
- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий:
на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.
Принцип «спирали»
необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли по восходящей, углубляя и расширяя их.
Принцип интеграции
используется потому, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость, а данный принцип позволяет соединять всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Прогнозируемый результат:
У детей сформируются:
- знания о лекарственных растениях;
- осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека
- представление о правилах поведения в природе, применение их в конкретных жизненных ситуациях;
- умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности;
- бережное отношение к природе;
У родителей:
- появится интерес к окружающей природе родного края;
- желание приобщить детей к активному познанию растительного мира;
- расширятся знания о том, как можно вылечиться и укрепить своё здоровье и здоровье детей без лекарственных средств.
Продукт проектной деятельности:
- Создание гербария лекарственных трав;
- Создание альбомов: Стихи, загадки о лекарственных травах;
- Книга «Бабушкины рецепты»
- Поляна лекарственных трав.
- Создание мини-музея лекарственных трав;
- Коллекция ароматизированных мешочков-Саше.
Реализация проекта:
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа:
I. Подготовительный
II. Основной
III. Итоговый
I.Подготовительный этап:
I этап - подготовительный, включает в себя:
- анкетирование родителей с целью выявления уровня сформированности знаний о лекарственных травах (названиях, внешнем виде, пользе, способах применения, правилах сбора) Приложение №1.
Анализ полученных данных анкетирования родителей показал, что большинство родителей (80%) частично дают знания детям о лекарственных травах, их пользе. Это обусловлено тем, что родители сами не имеют достаточно знаний по данной теме.
- беседы и наблюдения с детьми (с целью выявления у них сформированности уровня знаний и представлений о лекарственных травах). Приложение№2.
- Определение путей реализации проекта:
- подбор и изучение программно-методического обеспечения по реализации данного проекта;
- составление перспективного плана работы по формированию представлений о лекарственных травах у детей; Приложение №3
- составление перспективного плана по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта; Приложение №4
- разработка конспектов НОД, бесед, сценариев развлечений, викторин, физкультминуток; Приложение№5.
II этап основной, включает в себя:
- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом.
- Беседы
- Чтение художественной литературы. Разучивание загадок и стихов.
- Праздники, развлечения. Викторины.
- Экскурсии и наблюдения
- Дидактические игры.
- Пополнение развивающей среды.
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
- Выставки детских работ.
III этап - итоговый, включает в себя:
- итоговое выявление уровня сформированности знаний по данному вопросу у детей,
- повторное анкетирование родителей.
- проведение итогов мероприятий.
- оформление выстави ароматизированных подушечек «Ароматические Саше».
- оформление гербария лекарственных трав и растений.
- презентация опыта работы внутри ДОУ.
- проведение открытого занятия на РМО «Матушка природа-кладовая здоровья»;
Вывод:
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: в ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: у детей сформировались знания о лекарственных растениях, произрастающих на территории Городецкого района, правилах их сбора, применение для оздоровления организма. Если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу –10 и более.
У детей сформировались элементарные навыки бережного отношения к природе и безопасного поведения в природе. Собран материал о лекарственных растениях нашего района. Совместно с родителями оформлена книга «Бабушкины рецепты», «Именная книга» (иллюстрирована детскими рисунками). У родителей расширились знания о том, как можно вылечиться и укрепить своё здоровье и здоровье детей с помощью лекарственных растений.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников, коллектив ДОУ, работники библиотеки и аптеки. Сведения о лекарственных растениях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Приложение № 1
Анкета для родителей
" Что Вы знаете о лекарственных растениях?»
- Имеете ли Вы представление о лекарственных растениях?
Да Нет Частично
- Знаете ли Вы, почему растения получили такое название?
- Какие лекарственные растения Вы знаете?
- Знаете ли Вы, какие лекарственные растения растут в Городецком районе? Перечислите их.
- Как Вы думаете, могут ли лекарственные растения быть опасными?
- Какие ядовитые растения вы знаете?
- Знаете ли Вы простейшие способы использования некоторых растений для лечения
- Где Вы приобретаете лекарственные растения: собираете сами или в аптеке?
- Знаете ли Вы правила сбора лекарственных растений? Если да, то какие?
- Какие лекарственные растения используют в вашей семье?
- Рассказываете ли Вы своим детям о пользе лекарственных трав?
Да Нет Иногда
- Умеет ли Ваш ребёнок различать и называть лекарственные травы? Сколько? Какие?
Приложение №2.
Вопросы для детей:
Какие растения называют лекарственными?
Какие лекарственные растения ты знаешь?
Какие растения целители растут в нашем Городецком районе?
Могут ли лекарственные растения быть опасными?
Какие ядовитые растения ты знаешь?
Как можно использовать лекарственные растения?
Как приготовить «полезный» чай?
Какие правила сбора и обработки лекарственных растений ты знаешь?
Какие лекарственные растения используют в вашей семье?
Знаешь ли ты кто такие - травники, знахари?
Высокий-3б
У ребенка имеются знания о лекарственных травах, уверенно без подсказок воспитателя отвечает на поставленные вопросы.
Средний-2б
У ребёнка имеется определенный объем знаний о лекарственных и растениях, при ответах ребенок допускает ошибки, но при небольшой помощи взрослого замечает их и исправляет.
Низкий-1б
Имеет небольшие по объему, неточные знания о лекарственных и вредных растениях. Ребёнок отвечает неуверенно, подолгу задумывается, с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ или совсем не даёт ответа, ошибок своих не замечает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409727-1393081640.jpg)
Экологический проект «Зеленая аптека». в старшей компенсирующей группе
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Исследовани...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-226423-1370506574.jpg)
Экологический проект "Зеленая аптека"
Формировать у дошкольников представления о разнообразии растительного мира родного края, его пользе для здоровья....
Зеленая аптека на службе человека.
Формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания, представления о травах, способствовать разви...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-136444-1428519695.jpg)
Проект "зеленая аптека под ногами человека"
Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста , где дети знакомяться с лекарственными травами и узнают их целебные свойства для нашего организма...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-377758-1634626841.jpg)
Экологический проект "Зеленая аптека"
Экологический познавательно- экспериментальный проектв группе раннего возраста «Зеленая аптека» Сроки реализации проекта: с 24.04.17 по 26.05.(краткосрочный)Разработчик проекта: Гудко...
Экологический проект "Зеленая аптека"
Познавательный, практикоориентированный, среднесрочный групповой проэкт для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/30/picture-452881-1401429599.jpg)
Экологический проект « Зеленая аптека
laquo;Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны»...