Паспорт "Мини-музей в чемодане. Личные вещи солдата ВОВ"
материал по окружающему миру
Паспорт "Мини-музей в чемодане. Личные вещи солдата ВОВ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт мини музей в чемодане | 684.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Аистенок» п. Выгоничи
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ: ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ СОЛДАТА ВОВ»
Автор: Скуратова Н.В.
Выгоничи, 2022г
Содержание:
Сведения об авторском коллективе………………......3
Паспортные данные мини-музея…………..……….....4
Актуальность…………………………...………………7
План работы по созданию мини-музея……………....8
Тематический план занятий в мини-музее.………...10
Перспектива развития мини-музея……….…..……..11
Приложения………………………………………………12
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея:
«Музей в чемодане: Личные вещи солдата ВОВ»
Время экспонирования: май 2022г.
Место экспонирования: групповое помещение старшей группы «Ромашки»
Профиль музея: военно-патриотический, познавательный
Цель: формирование интереса к историческому прошлому нашего народа на основе уже имеющихся представлений о Великой Отечественной войне. Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое народа. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
1.Развивать нравственные чувства у детей дошкольного возраста.
2.Воспитывать уважительное отношение к воинам и ветеранам, желание заботится о них и сопереживать.
3.Расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, об истории родной страны.
4.Пополнять словарь детей понятиями: Россия, Отечество ,защищать, оборонять, гордится, сражаться, справедливая, народная, героическая война , пехота, танкисты, лётчики, фашизм, окопы, траншеи, генералы, маршалы, военачальники .
5.Формировать историческую память и преемственность поколений на основе углубление знаний о ВОВ.
6.Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.
7. Воспитывать чувство патриотизма, любви, принадлежности к своей Родине.
Принципы создания мини-музея
• Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее целей и задач образовательных областей.
• Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.)
. • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка
. • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
• Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
• Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве
• Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
• Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира
• Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также формированию чувства патриотизма.
Оформление мини-музея.
Коллекция экспонатов мини-музея располагаются в групповом помещении, в специально подготовленном чемодане, доступном для детей. Дополнительно представлены для самостоятельного использования детская литература, подборки фотографий о ВОВ, дидактические игры, макеты в соответствии с возрастом детей.
В мини-музее представлены предметы, которые использовались солдатами, участниками ВОВ. Экспонаты собирались воспитателем и семьями воспитанников.
Экспонаты мини-музея:
- Шлем образца 1940г. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В.
- Пилотка, гимнастерка. Временное хранение.Из личной коллекции Скуратовой Н.В.
.
- Планшет командира. Временное хранение. Из личной коллекции Белокаменцевой Л.А..
- Алюминиевая ложка. Временное хранение. Из личной коллекции бабушки воспитанницы Могилевцевой Мирославы.
- Алюминиевая кружка. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..
- Алюминиевая фляжка. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..
- Алюминиевый котелок. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В.
- Лампа керосинка. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..
- Вещевой мешок. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..
- Письма – треугольники. Распечатанные копии с открытых источников сети интернет.
- Гильзы от патронов времен ВОВ. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..
- Полевой телефон. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В.
- Распечатки страниц газет времен ВОВ с открытых источников сети интернет.
Участники:
Дети старшей группы «Ромашки»(5-6лет), воспитатель, родители воспитанников.
Сведения об авторском коллективе
Скуратова Наталья Васильевна
Образование: педагогическое
Должность: воспитатель
Категория: высшая кв.категория
Актуальность
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России». Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.
Использование музейной педагогики в воспитании нравственно-патриотических чувств, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об историко-культурном наследии Родины. Идея «мини-музея в чемодане» даёт возможность быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей. Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. Экскурсию можно проводить в любом помещении и даже на открытых площадках. Необходимая тематическая экспозиция и экспонат размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки. Благодаря «мини-музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; у воспитанников усиливается любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.
Проблема: низкий уровень знаний об истории России, доблести защитников отечества, музейной культуре.
Этапы работы по мини-музею
Подготовительный этап:
Подбор методической литературы по музейной педагогике.
Разработка макета мини-музея, содержания экспозиций мини-музея:
- Личные вещи солдат ВОВ, защитников Отечества
- Наглядный материал по ознакомлению с формой советской армии, времен ВОВ.
- Дидактические игры по военной тематике.
Подбор материалов для создания мини-музея: экспонатов для выставок; литературы, иллюстраций, открыток, изображающих события на тему Великой Отечественной войны.
Создание коллекции картин, альбомов, презентаций и видеороликов по теме проекта: информации об участниках, памятных датах Великой Отечественной войны.
Подбор материала совместно с родителями для подготовки «Книги памяти»
Основной этап.
Формы работы с детьми:
- организованная образовательная деятельность по тематике;
В рамках образовательной деятельности расширить знания детей о подвиге советских солдат во время ВОВ. Продолжать знакомить детей с понятиями «музей», «музейная культура», «экспонат», разновидностями музеев, их значением, правилами поведения в них; презентациями и видеороликами о событиях и участниках Великой Отечественной войны, памятниках, памятных местах и датах; картинами советских художников по тематике проекта. Из библиотеки мини-музея дети познакомятся с книгами о Великой Отечественно войне.
- самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Моряки», «Военная разведка» и др, раскрашивание раскрасок с военной техникой, рисование по впечатлениям «Военная техника»; Изготовление моделей военной техники из бумаги (самолёты, танки, корабли по чертежу и оригами), конструктора Лего;
- представление материала, собранного для мини-музея; беседы, рассказ об экспонатах.
Методы работы:
Практические: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, создание «Книги памяти».
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Наглядные: сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, архивных материалов, личный пример взрослых.
Формы работы с родителями:
- участие в подготовке экспонатов для музея;
- Подбор литературы по теме мини-музея.
- сбор материалов о родственниках, участвующих в ВОВ
Заключительный этап
Оформление презентации проекта музея
Предполагаемый результат:
- расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о роли советского солдата в ВОВ, форме и снаряжении солдат, его личных вещах.
- повышение уровня познавательного развития дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
- развитие творческих способностей детей по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование);
- повышение уровня развития монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями, умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам;
- развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе;
- развитие интереса к музейной деятельности;
Продукт проектной деятельности:
- «Музей в чемодане: Личные вещи солдата» с различными экспонатами на военную тему (форма солдата, военные предметы, посуда).
- Мини – библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
- Презентация проекта для детей из других групп, педагогов и родителей.
- Публикация статьи о мини-музее в «Брянской учительской газете» и в «Российской ниве».
Данный мини-музей универсален и может быть реализован в любой дошкольной группе.
Перспектива развития мини-музея
- Выбор места в патриотическом уголке для долговременной экспозиции мини-музея
- Подбор электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фото - материалов.
- Создание картотеки игр, альбомов, сборников по теме мини-музея.
- Создание каталога экспонатов с подробным описанием
Литература
- Акинина Т.М., Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. – М.: УЦ «Перспектива», 2012;
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
- Ветохина А., Дмитренко З. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - СПб.: Детство-Пресс, 2012;
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников - М.: Сфера, 2013.
- Рыжова Н.А., Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции, 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Приложение 1
Фотоотчет
Свободная деятельность
Презентация проекта в подготовительной и средней группах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию
Воспитывать бережное отношение к вещам и игрушкам - такова одна из задач выдвигаемая воспитателем в детском саду, которая решается со дня поступления ребёнка в детское учреждение.У самых маленьких дет...
Обучение чтению по методике Г.Домана . Раздел" Личные вещи".
Первый и второй этапы. Слова "Личные вещи"...
Мини - музей "Чемодан памяти неизвестному солдату"
В рамках реализации проекта «Мы память бережно храним», посвященный 75 – лития Победы в Великой Отечественной войне был создан «Чемодан памяти неизвестному солдату»....
Проект "Мои личные вещи"
Тип проекта: познавательно - исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники младшей группы №1, родители, воспитатель....
Конспект экскурсии в музее в чемодане «Мир музыки в чемодане»
Формировать у дошкольников первичное представление о музее;- Познакомить с экспонатами музея, правилами поведения, сотрудниками;- Закреплять и расширять представления о музыкальных инструментах.- Разв...
Памятка для родителей «Какие игрушки и личные вещи давать в детский сад ребенку»
Памятка для родителей «Какие игрушки и личные вещи давать в детский сад ребенку»...
презентация к конспекту "Музей в чемодане. Личные вещи солдата ВОВ"
презентация к конспекту "Музей в чемодане"...