Паспорт "Мини-музей в чемодане. Личные вещи солдата ВОВ"
материал по окружающему миру

Скуратова Наталья Васильевна

Паспорт "Мини-музей в чемодане. Личные вещи солдата ВОВ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл паспорт мини музей в чемодане684.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аистенок» п. Выгоничи

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ: ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ СОЛДАТА ВОВ»

IMG_20220429_164433_1.jpg

Автор: Скуратова Н.В.

Выгоничи, 2022г

Содержание:

Сведения об авторском коллективе………………......3

Паспортные данные мини-музея…………..……….....4

Актуальность…………………………...………………7

План работы по созданию мини-музея……………....8

Тематический план занятий в мини-музее.………...10

Перспектива развития мини-музея……….…..……..11

Приложения………………………………………………12

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:

«Музей в чемодане: Личные вещи солдата ВОВ»

Время экспонирования: май 2022г.

Место экспонирования: групповое помещение старшей группы «Ромашки»

Профиль музеявоенно-патриотический, познавательный

Цель: формирование интереса к историческому прошлому нашего народа на основе уже имеющихся представлений о Великой Отечественной войне. Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое народа. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Задачи:

1.Развивать нравственные чувства у детей дошкольного возраста.

2.Воспитывать уважительное отношение к воинам и ветеранам, желание заботится о них и сопереживать.

3.Расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, об истории родной страны.

4.Пополнять словарь детей понятиями: Россия, Отечество ,защищать, оборонять, гордится, сражаться, справедливая, народная, героическая война , пехота, танкисты, лётчики, фашизм, окопы, траншеи, генералы, маршалы, военачальники .

5.Формировать  историческую память и преемственность поколений на основе углубление знаний о ВОВ.

6.Включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.

7. Воспитывать чувство патриотизма, любви, принадлежности к своей Родине.

Принципы создания мини-музея

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее целей и задач образовательных областей.

 • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.)

. • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка

. • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

 • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

 • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве

 • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира

 • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также формированию чувства патриотизма.

 Оформление мини-музея.

Коллекция экспонатов  мини-музея располагаются в групповом помещении, в специально подготовленном чемодане, доступном для детей. Дополнительно представлены для самостоятельного использования детская литература, подборки фотографий о ВОВ, дидактические игры, макеты в соответствии с возрастом детей.

В мини-музее представлены предметы, которые использовались солдатами, участниками ВОВ. Экспонаты собирались воспитателем и семьями воспитанников.

Экспонаты мини-музея:

  1. Шлем образца 1940г.  Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В.

     IMG_20220511_151148_1.jpg

  1. Пилотка, гимнастерка. Временное хранение.Из личной коллекции Скуратовой Н.В.

.      IMG_20220511_150845_1.jpg        

  1. Планшет командира. Временное хранение. Из личной коллекции Белокаменцевой Л.А..

       IMG_20220511_151013_1.jpg

  1. Алюминиевая ложка. Временное хранение. Из личной коллекции бабушки воспитанницы Могилевцевой Мирославы. 
  2. Алюминиевая кружка. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..
  3. Алюминиевая фляжка. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..

 IMG_20220511_151046_1.jpg

  1. Алюминиевый котелок. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В.

IMG_20220511_150916.jpg

  1. Лампа керосинка. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..

IMG_20220429_164445.jpg

  1. Вещевой мешок. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..

IMG_20220511_151116_1.jpg

  1. Письма – треугольники. Распечатанные копии с открытых источников сети интернет.

IMG_20220511_151317_1.jpg

  1. Гильзы от патронов времен ВОВ. Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В..
  2. Полевой телефон.  Временное хранение. Из личной коллекции Скуратовой Н.В.

IMG_20220511_151234.jpg

  1. Распечатки страниц газет времен ВОВ с открытых источников сети интернет.

Участники:

Дети старшей группы «Ромашки»(5-6лет), воспитатель, родители воспитанников.

Сведения об авторском коллективе

Скуратова Наталья Васильевна

Образование: педагогическое

Должность: воспитатель

Категория: высшая кв.категория

Актуальность

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».       Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.

Использование музейной педагогики в воспитании нравственно-патриотических чувств, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об историко-культурном наследии Родины. Идея «мини-музея в чемодане» даёт возможность быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей. Музей передвижной, его можно перемещать, что экономит пространство, но при необходимости получения новой информации дает возможность им воспользоваться. Экскурсию можно проводить в любом помещении и даже на открытых площадках. Необходимая тематическая экспозиция и экспонат размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки. Благодаря «мини-музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; у воспитанников усиливается любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.

Проблема: низкий уровень знаний об истории России,  доблести защитников отечества, музейной культуре.

Этапы работы по мини-музею

Подготовительный этап:

Подбор методической литературы по музейной педагогике.

Разработка макета мини-музея, содержания  экспозиций мини-музея:

  1. Личные вещи солдат ВОВ, защитников Отечества
  2. Наглядный материал по ознакомлению с формой советской армии, времен ВОВ.
  3. Дидактические игры по военной тематике.

Подбор материалов  для создания мини-музея: экспонатов для выставок; литературы,  иллюстраций, открыток, изображающих события на тему Великой Отечественной войны.

Создание коллекции картин, альбомов, презентаций и видеороликов по теме проекта: информации об участниках, памятных датах Великой Отечественной войны.

Подбор материала совместно с  родителями для подготовки «Книги памяти»

Основной этап.

Формы работы с детьми:

  • организованная образовательная деятельность по тематике;

В рамках образовательной деятельности расширить  знания детей о подвиге советских солдат во время ВОВ. Продолжать знакомить детей с понятиями «музей», «музейная культура», «экспонат», разновидностями музеев, их значением, правилами поведения в них; презентациями и видеороликами о событиях и участниках Великой Отечественной войны, памятниках, памятных местах и датах;  картинами советских художников  по тематике проекта. Из библиотеки мини-музея дети познакомятся с книгами о Великой Отечественно войне.

  •  самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Моряки», «Военная разведка» и др, раскрашивание раскрасок с военной техникой, рисование по впечатлениям «Военная техника»; Изготовление моделей военной техники из бумаги (самолёты, танки, корабли по чертежу  и оригами), конструктора Лего;
  • представление материала, собранного для мини-музея; беседы, рассказ об экспонатах.

Методы работы:

Практические: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, создание «Книги памяти».

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Наглядные: сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций,  архивных материалов, личный пример взрослых.

Формы работы с родителями:

  • участие в подготовке экспонатов для музея;
  • Подбор  литературы по теме мини-музея.
  • сбор материалов о родственниках, участвующих в ВОВ

Заключительный этап

Оформление презентации проекта музея

Предполагаемый результат:

  •  расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о роли советского солдата в ВОВ, форме и  снаряжении солдат, его личных вещах.
  • повышение уровня познавательного развития дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
  • развитие творческих способностей детей по художественному творчеству в разных  направлениях (рисунок, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование);
  • повышение уровня развития монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями,  умение составлять описательные рассказы по предметам и повествовательные рассказы по сюжетным картинам;
  • развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе;
  • развитие интереса к музейной деятельности;

Продукт проектной деятельности:  

  • «Музей в чемодане: Личные вещи солдата» с различными экспонатами на военную тему (форма солдата, военные предметы, посуда).  
  • Мини – библиотека с произведениями о Великой Отечественной Войне.
  • Презентация проекта для детей из других групп, педагогов и родителей.
  • Публикация статьи о мини-музее в «Брянской учительской газете» и в «Российской ниве».

Данный мини-музей универсален и может быть реализован в любой дошкольной группе.

Перспектива развития мини-музея

  • Выбор места в патриотическом уголке  для долговременной экспозиции мини-музея
  • Подбор электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фото - материалов.
  • Создание картотеки игр, альбомов, сборников по теме мини-музея.
  • Создание каталога экспонатов с подробным описанием

Литература

  1. Акинина Т.М., Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. – М.: УЦ «Перспектива», 2012;
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
  3. Ветохина А., Дмитренко З. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - СПб.: Детство-Пресс, 2012;
  4. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников - М.: Сфера, 2013.
  5. Рыжова Н.А., Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции, 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

 


Приложение 1

Фотоотчет

IMG_20220428_091317_1.jpg IMG_20220428_091343.jpg

IMG_20220428_091349_1.jpg IMG_20220428_091352_1.jpg

IMG_20220428_091438.jpg IMG_20220428_091451_1.jpg

Свободная деятельность

IMG_20220429_075954_1.jpg IMG_20220429_102102_1.jpg

IMG_20220504_154907_1.jpg  IMG_20220921_162613_1.jpg

IMG_20220927_154134_1.jpg IMG_20210407_154622.jpg

Презентация проекта в подготовительной и средней группах

IMG_20220513_110018_1.jpg

rPK_LuJElWpgqP6o-H28hbgEAfL6L5whfY_lW6MWTtrZi65Y-a3Vb6yREihLfkWRHy8kPoRc0mvrhhsUwV8jItrx.jpg

2drwSCVbIP8.jpg

IMG_20221013_164232_1.jpg

    IMG_20220511_162014_1.jpg IMG_20220511_162042.jpg

IMG_20220527_073105_1.jpg

IMG_20220511_161959_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию

Воспитывать бережное отношение к вещам и игрушкам - такова одна из задач выдвигаемая воспитателем в детском саду, которая решается со дня поступления ребёнка в детское учреждение.У самых маленьких дет...

Обучение чтению по методике Г.Домана . Раздел" Личные вещи".

Первый и второй этапы. Слова "Личные вещи"...

Мини - музей "Чемодан памяти неизвестному солдату"

В рамках реализации проекта «Мы память бережно храним», посвященный 75 – лития Победы в Великой Отечественной войне был создан «Чемодан памяти неизвестному солдату»....

Проект "Мои личные вещи"

Тип проекта: познавательно - исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники младшей группы №1, родители, воспитатель....

Конспект экскурсии в музее в чемодане «Мир музыки в чемодане»

Формировать у дошкольников первичное представление о музее;- Познакомить с экспонатами музея, правилами поведения, сотрудниками;- Закреплять и расширять представления о музыкальных инструментах.- Разв...

Памятка для родителей «Какие игрушки и личные вещи давать в детский сад ребенку»

Памятка  для родителей «Какие игрушки и личные вещи давать в детский сад ребенку»...