Материалы конкурса Green Team 2023 год команда ЭКОактивисты
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Представлен отчетный альбом проекта "Хозяйка тайги или как птичка лес посадила"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта | 684.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №26
команда: «Экоактивист»
состав команды: Баскакова Эвелина, Бузмакова Злата, Волкова Алена, Зворыгина Кира, Зорихин Вячеслав, Киршина Полина, Мантулина Дарья, Онорин Матвей, Скрипкин Александр, Рубан Алексей, Юрина Варвара.
научный руководитель проекта: Черемисина Людмила Павловна, старший воспитатель МБДОУ детский сад №26
проект «Хозяйка тайги или как птичка лес посадила»
Направление: «Экологический мониторинг окружающей среды»
Кейс №2
Описание задания: ученые заметили, что ареал кедра сибирского (сосны сибирской) совпадает с ареалом обитания птицы кедровки. Снегири и свиристели способствуют распространению рябины. А про соек говорят, что они «сажают дубы».
Вопросы кейса:
1. Рассмотреть явление распространения растений при помощи птиц. Как исчезновение птицы - распространителя повлияет на данное растение?
2. Какие еще бывают способы распространения семян?
3. Привести другие примеры распространения семян птицами.
Введение
Актуальность: Горноуральский городской округ расположен среди хвойных и смешанных лесов. На восточном склоне Уральских гор начинается тайга. В ДОУ с 5 лет вводятся туристические походы в ближайший лес, где дети знакомятся с разнообразием растительного мира Уральского леса (хвойные и лиственные деревья, кустарники, годы и грибы, мхи, травы и т.п.), а также наблюдают за птицами (дятел, синица, воробей, снегирь, поползень, свиристель), некоторыми животными (белка, бурундук) и насекомыми (муравьи, жуки, бабочки и др.). В ходе экскурсий в лес, дети наблюдают мусор, оставленный отдыхающими, костровища, сломанные ветки. Поэтому актуально объяснить детям правила поведения в лесу, привить бережное отношение к лесу, привычку заботить о нем.
Практическая значимость: в ходе реализации проекта, дети не только узнают о том, как появился лес, о его обитателях и правилах экологосообразного поведения, но и сами принимают активное участие в практической части:
- дети выращивают деревья разными способами – из желудя, саженцем;
- конструируют кормушки и скворечники;
- заготавливают корма для оседлых птиц и подкармливают их зимой.
Немаловажно, что к природоохранной деятельности присоединяются родители воспитанников
Цель: формирование начал экологической культуры старших дошкольников, в ходе реализации познавательного проекта «Как птичка лес посадила»
Задачи:
Образовательная: Формировать представления о способах выращивания растений, в частности, на примере деревьев дуб, рябина, сосна, пихта, ель, кедр. Углубить знания об оседлых птицах, рационе их питания, ареале обитания.
Развивающая: Совершенствовать навыки работы в команде, направленной на социально – значимый результат, умения находить информацию, систематизировать её, доводить дело до конца. Автоматизировать правила экологосообразного поведения.
Воспитательные: Прививать бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.
Методы решения:
наглядные: экскурсия, просмотр познавательных мультфильмов серии «Гора самоцветов» и «Мультироссия», наблюдение за птицами
практические: Коллективное творческое дело, индивидуальное декоративно – прикладное творчество, конструирование, моделирование, природоохранная акция, трудовая деятельность, дидактическая игра.
словесные: эвристическая беседа, опрос родителей и других старших взрослых, литературное творчество и др.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформированы представления о лесе, его обитателях, способах бережного отношения и заботы о них;
- Дети понимают, что совместная коллективная деятельность, направленная на охрану окружающей среды наиболее эффективная, чем индивидуальная, осознают значимость регулярных действий по защите природы.
- Дошкольники владеют практическими навыками природоохранной деятельности.
Основная часть
На первом этапе проекта перед детьми были сформулированы вопросы о лесе: Что такое лес? Что мы о нем знаем? Откуда появился лес?
В ходе эвристической беседы, дети определили, что лес – это место, где растет много разных деревьев, кустарников и трав, ягоды и грибы. Вспомнили об обитателях леса – животных, птицах, насекомых. Поговорили о важности и значимости леса для его обитателей (место проживания/ ареал) и человека, рассмотрели лес – как ресурс:
- Материальный – древесина, продукты питания;
- Оздоровительный – лечебные травы, ягоды, грибы, воздух и пр.;
- Эстетический – наслаждение красотой леса, звуками природы, вдохновение для творчества музыкантов, художников, писателей и поэтов.
Провели мозговой штурм на тему: «Откуда появился лес?». Дети выдвигали различные гипотезы – от религиозных (создал Бог) до фантастических (материализовался из древних сказок). В итоге, мы пришли к выводу, что лес садит человек, он может распространяться сам (самосевом), могут переносить семена различные животные на своей шерсти или, забывая о сделанных на зиму запасах, а также птицы при помощи непереработанной пищи или оброненных на пути к гнезду семян. Изучая ареал обитания различных птиц и их рацион питания, сделали вывод, что именно птицы больше всех способствуют посеву молодых деревьев.
Второй этап работы над проектом предполагал исследовательскую и практико- ориентированную деятельность:
- Работа с коллекцией шишек. Дети узнали, что хвойные деревья, преобладающие в тайге, можно вырастить из семян (орешков), находящихся в шишках. Дети заметили, что у разных хвойных деревьев шишки разной формы и размера, что у них разные и семена.
- Труд в природе. Дошколята посадили деревья различными способами: дуб – желудями, хвойные и рябину – саженцами. В течение многих месяцев ребята ухаживали за ними, наблюдая за ростом в «Яслях для деревьев», а весной им предстоит высадить их в природу. Дети участвовали также в посадке рассады овощей, пересадке цветов, узнавая при этом о различных способах распространения семян (посадка человеком, при помощи ветра и пр.), а также о других растениях, которые «садят» птицы (плодовые кустарники - вишня, ирга; ягоды – малина, земляника; сорные травы – репей и пр.)
- Исследовательская деятельность. Реализация подпроекта «Зимующие птицы» (Приложение №1). Юные исследователи познакомились с оседлыми птицами нашего края, совместно с родителями изготовили для них кормушки, узнали, какой корм предпочитают разные птицы (снегири – ягоды и сушеные фрукты, синицы – семя подсолнечника и сало, воробьи – пшено и просо). Ребята поняли, почему необходимо подкармливать зимующих птиц и приготовили для них угощение. Итогом проекта стал мультфильм «Птицы у кормушки», снятый и озвученный самими ребятами.
- Творческая деятельность. В процессе выполнения проекта ребята создали множество творческих работ, как коллективных (например, топорама «Зимний лес», 3-д картина «Уральский лес»), так и индивидуальных (например, моделирование «Синичка», лего - конструирование «Кормушка для птички» и пр.)
- Игровая деятельность. Для реализации проекта руководителем был создан методический портфель «Зимующие птицы», состоящий из лэпбука с набором дидактических игр, наглядных пособий, подборки детской литературы и фольклора о птицах, картотеки наблюдений за птицами, образцов для рисования, алгоритмов для лепки, раскрасок и прочего (Приложение 2). В форме игры и творчества дошкольники знакомились с повадками птиц.
Заключительный этап проекта подвел итоги деятельности. В ходе работы над проектом, участниками была придумана экологическая сказка «Хозяйка тайги или Как птичка лес посадила». (Приложение 3). Театрализованную постановку участники проекта показали малышам.
Заключение
Проект «Как птичка лес посадила» - долгосрочный и позволяет решить образовательные и воспитательные задачи через интересные для дошкольников виды деятельности: познание, творчество, труд, коллекционирование, игру.
Важно, что к реализации проекта подключились семьи воспитанников – обеспечивали детей кормами для птиц, изготавливали оригинальные кормушки, помогли с саженцами деревьев.
Значимым результатом проекта стала социальная активность участников – созданный мультфильм транслировался в холле ДОУ, а экологическую сказку смогли посмотреть ребята из младших групп.
Весной детей ждет новое событие – высадка саженцев деревьев на территории детского сада.
Верим, что проявляя заботу о природе с раннего детства, наши воспитанники продолжат эту деятельность и в дальнейшем.
Приложение №1
Паспорт педагогического проекта «Зимующие птицы»
(старший дошкольный возраст)
Наименование проекта | «Кормушка» |
Адресация проекта | Родители, дети, педагоги |
Участники проекта | Родители, дети, педагоги |
Цель проекта | Формирование начал экологической культуры, посредством ознакомления с зимующими птицами |
Задачи проекта | Задачи, направленные на детей: расширять представления о зимующих птицах, ассортименте их питания, видах кормушек Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности, умение систематизировать, навык творческой деятельности и конструирования Воспитание чувства ответственности и желания заботиться о «братьях наших меньших». |
Задачи, направленные на родителей: привлечь семьи воспитанников к организации познавательной, творческой деятельности в рамках проекта | |
Задачи, направленные на педагога/ов: разработать и реализовать мероприятия в рамках педагогического проекта «Зимующие птицы», разработать и представить педагогическому сообществу методические рекомендации по реализации проекта. | |
Сроки реализации | Кратко - срочный (до 10 дней) |
Вид проекта | Информационно-практико-ориентированный, творческий |
Продукт проекта | Выставка «Кормушка» - для детей и родителей, Мультфильм «Птицы у кормушки», Методическое обеспечение проекта «Зимующие птицы» для педагога |
Особенности проекта | Реализация проекта посредством организации конструктивного взаимодействия воспитателей, родителей, детей. |
Итоги проекта | Дети знают о том, что есть птицы, которые не улетают зимой на юг, они называются – оседлые, определяют название птицы по внешнему виду. У детей сформированы представления, какими видами корма можно кормить различных птиц Дети проявляют интерес к исследовательской и познавательной деятельности – наблюдения за птицами на кормушке. Воспитанники проявляют чувство ответственности за кормление птиц. Семьи воспитанников вовлечены в познавательную, творческую деятельность в ДОО Разработаны и реализованы различные виды мероприятий для детей и родителей в рамках педагогического проекта «Зимующие птицы». Опыт реализации проекта представлен педагогическому сообществу в виде методических рекомендаций. |
Подготовительный этап
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
|
|
|
Основной этап
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
Дидактические игры: Лэпбук «Зимующие птицы» Словесная игра: «Прилетели птицы», «Летает, не летает», «Закончи предложение» Игровое упражнение «В зимней столовой». Игра с мячом «Подскажи словечко». «Кого не стало?» «Узнай по силуэту»/ «Найди тень» Пальчиковые игры и гимнастика, «Найди чей хвост», «Найди такую же» Конструирование: Снегирь, Синичка – с двигающимися крыльями на проволочке Речевое развитие: чтение и пересказ «Кормушка», «Снегирь», «Мы- ваши друзья». Разгадывание загадок Моделирование/ХЭР/лепка: Рисование «Птичка» по алгоритму Аппликация «Покормим птиц зимой» Лепка «Птичка – синичка» Познавательное развитие: Цикл наблюдений за птицами зимой Социально – коммуникативное развитие: акция «Покорми птиц»/ «Кормушка»; беседы: «Как правильно кормить птиц», «Виды кормушек»; утренний и вечерний круг Физическое развитие: - пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка», пальчиковые игры «Зимующие птицы» | Участие в мероприятиях детского сада, Освоение игр, Творческая деятельность
| организация проекта «Книжка в гостях» на тему проекта; подбор игр и мероприятий, а также их реализация по всем видам деятельности дошкольников и образовательным областям; формирование элементов развивающей предметно – пространственной среды в группе в соответствии с темой: - центр строительных игр – Лего – схемы «Кормушка», «Птичка». «STEМ. Дары Фребеля» -ОО «ПР» «Кормушка для птиц» - центр творчества – алгоритм рисования птицы, материалы для детского творчества – перышки, зернышки, шерсть и пр. «STEМ. Дары Фребеля» - ОО «ХЭР» «Патушок» |
Заключительный этап
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность педагогов |
- выставка кормушек и размещение мобиля из птиц, сделанных руками детей в групповом помещении - участие в кормлении птиц на улице | Участие в акции «Кормушка»/ «Покормите птиц зимой» | Организация выставки творческих работ дошкольников и участия лучших работ в конкурсах районного уровня. Оформление результатов проекта |
Приложение 2
Методический портфель «Зимующие птицы»
Содержание:
Наглядный материал: сюжетная картина «Покормите птиц зимой», мнемосхема «Зимующие птицы»
Детская художественная литература: Владимир Сибирев «Птичья столовая», подборка стихов и потешек о птицах.
Дидактические игры: «Назови птицу и помоги ей добраться до еды (Лабиринт)», «Найди тень», «Найди такую же птичку», «Чей хвост», «Найди отличия», «Разрезные картинки».
Буклеты: «Виды кормушек», «гимнастика «Я зимой кормлю всех птиц».
Цикл наблюдений за птицами, раскраски, развивающее пособие «Книжка – синичка» с заданиями для детей (нарисуй по алгоритму, ареал обитания синицы Сибирской, чем кормят птиц и прочее), мнемотаблицы «Расскажи о птицах», «Разучиваем стихотворение «Доброе дело», алгоритм кормления птиц на кормушке.
Материалы для лексической темы «Зимующие птицы»: диалоги, скороговорки, скороговорки, игра «Подскажи словечко» и другие.
Приложение 3
Экологическая сказка
«Хозяйка тайги»
Автор: Охотилась зимой лисичка – хотела поймать птичку - кедровку. Птичка спорхнула с сугроба и села на ветку. Лисичка хитрая была – уговаривает птичку… Лиса: спустись ко мне, я тебя букашками угощу…
Автор: Птичка отвечала:
Кедровка: «Я не ем букашек, я питаюсь ядрами кедра – кедровыми орешками и запасла себе еды на всю зиму!»
Автор: Лисичка рассердилась и крикнула:
Лисичка: «Я в лесу главная - я самая красивая и самая хитрая, поэтому ты должна спуститься ко мне, чтобы я позавтракала!»
Автор: Кедровка только похихикала…
Тут вышел волк и говорит:
Волк: «В тайге главный Я! Я–сильнее тебя, за меня целая стая, нас много, мы дружные!...»
Автор: и снова кедровка смехом залилась…
Тут из берлоги вылез медведь:
Медведь: «Кто тут расшумелся? Спать мне мешает… в тайге главный Я! Я самый большой и сильный. Я - хозяин тайги! Захочу – вас всех заломаю, захочу – все кедры с корнями вытащу!»
Автор: Тут кедровке не до смеха стало!
Кедровка: «Остановись медведь – батюшка! Не ломай кедры – ведь это дом для всех нас! Не будет нашего леса – нам негде жить будет!»
Медведь: Вот видите! Я самый сильный, кедровка тоже меня боится!
Автор: А кедровка и говорит:
Кедровка: «Не боюсь я тебя! Мои друзья – птички этот лес посадили – кедровые шишки шелушили, ядрышки разбрасывали по голой земле – вот лес и появился. А если не будет ни птиц, ни деревьев, то вся тайга вымрет – некому будет лес садить! Негде будет и вам жить!
Хватит силой мериться, берегите наш лес!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая агитбригада "Green team"
Цель: формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения.Задачи:• привлечение внимания к проблемам окружающей среды города;• вовлеч...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЕЙС – ИГРА «GREEN TEAM» ТЕМА: «ЗЕЛЕНЫЙ ТРАНСПОРТ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ»
Познакомить детей с прошлым, настоящим и будущим транспорта. Создание модели экологического транспорта....
Экологическая кейс-игра Green Team
Цель: формирование ответственного и бережного отношения к природе.Задачи: -формировать представления о диких животных (ежах), ...
Мультимедийная презентация к материалу "Педагогическая находка 2022-2023 г. на конкурс "Педагог года в дошкольном образовании"".
Файл-компаньон к текстовой презентации педагогической находки "звуковой коллаж".Так как сайт позволяет закачать материал объёмом до 3МБ, а презентация получилась намного тяжелее, пришлось ра...
Участие в муниципальном этапе областной экологической кейс- игры " Green Team" 2021г.
Муниципальный этап экологической кейс- игры для летей дошкольного и младшего школьного возраста....