Конспект занятия по развитию математических способностей детей старшей группы . АПРЕЛЬ 2023 шод.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
основной
Цель: Формирование представлений детей о формах геометрических фигур; закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные: закрепить счет в пределах 10;
умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
закрепить умение ориентироваться в пространстве;
Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная.
Используемые технологии:, обучение в сотрудничестве (работа в группе, блоки Дьенеша, (теория решения изобретательских задач).
Программное содержание:
Материалы и оборудование: воздушный шар, конверт с письмом и разрезной картинкой Королевы Математики, и конверты с заданиями с цифрами, шкатулка с призами, карточки с цифрами от 0 до 10, блоки Дьенеша, круги Эйлера.
Предварительная работа: - игры с блоками Дьенеша,
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть и наших гостей. Встаньте пожалуйста в круг.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо, 1,2,3
А теперь пойдём налево 1,2,3.
В центре круга соберемся 1,2,3.
И на место мы вернёмся,1,2,3.
Улыбнёмся, подмигнём,
И общаться мы начнём!
Воспитатель: (Ориентировка в пространстве)
Алиса, скажи пожалуйста, кто стоит справа от тебя? Марк, кто стоит слева от тебя? Матвей, скажи пожалуйста, между кем ты стоишь? Маша, встань пожалуйста передо мной.
Молодцы! А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!
(Стук в дверь!)
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел?
Дети: не знаем…..
Воспитатель: Заходите пожалуйста (заходит ребенок с письмом)
Ребёнок: Здравствуйте, вам пришло письмо, правда не знаю от кого, на конверте цифры и геометрические фигуры.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем спасибо, за то, что нам доставили письмо.
Дети: Спасибо большое.
Воспитатель: Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры. Давайте откроем конверт и узнаем, от кого мы его получили.
Воспитатель: Это письмо написала нам Королева - математики! Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злая колдунья заколдовала всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я надеюсь, что вы не оставите нас в беде, и пройдёте все испытания, которые встретятся вам на пути и сможете расколдовать нашу страну и освободить всех жителей. Королева Математики».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем жителям математического королевства? Вы уверены в своих силах?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Чтобы нам очутиться в стане Математики, давайте произнесём волшебные слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем! 1,2,3 превращение начнись
(покрутится вокруг себя) 2 раза (Звучит волшебная музыка)
Воспитатель: Вот мы и на месте, мы попали с вами в Королевство Математики. Ой, ребята, злая колдунья повесила огромный замок на воротах королевства.
Воспитатель: Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур на замке лишняя. Ребята, что вы видите на замке?
Ответы детей: геометрические фигуры.
Воспитатель: Какие?
Ответы детей: большой красный круг, маленький красный квадрат, маленький жёлтый прямоугольник, большой жёлтый квадрат, большой красный треугольник и маленький красный треугольник.
Воспитатель: Есть ли здесь одинаковые фигуры?
Ответы детей: да…
Воспитатель: Какие?
Ответы детей: квадраты и треугольники.
Воспитатель: Сравните их, и скажите, чем они похожи, и в чём их различие?
Ответы детей: они разного цвета и величины.
Воспитатель: Как вы считаете, какая фигура на этом замке лишняя?
Ответы детей: круг.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Ответы детей: потому что у круга нет углов.
Воспитатель: Все согласны?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием, вы открыли замок, ( звучит волшебная музыка) теперь мы можем зайти в математическое королевство.
Воспитатель: Ребята, злая колдунья заколдовала все числа. Присядьте пожалуйста за столы. Все сели правильно, спинка прямая? Всем удобно? На вас приятно посмотреть. Готовы?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Перед вами лежит прямоугольник. Переверните его. Перед вами теперь числовая дорожка. Каждая цифра живет в своем домике, но некоторые спрятались от злой колдуньи, надо определить какие это цифры. Расставьте их по порядку от меньшего к большему
(каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10 на числовой полоске).
Воспитатель:
- Алиса, посчитай пожалуйста числа по порядку от меньшего к большему, так как ты их расставила. А все ребята проверяют на своей полоске.
- Андрей, посчитай числа в обратном порядке, от большего к меньшему.
- Ира, назови соседей числа 5.
- Марк, какое число ты поставил между числами 4 и 6?
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с первым заданием! Отодвиньте, пожалуйста числа на край стола.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, чтобы ваши ручки отдохнули. Вы согласны?
Ответы детей: да….
Пальчиковая игра "Весна"
(Пальцы складываем в виде клювика).
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь.
(Стучим правой рукой о ладошку левой руки, изображая клювик дятла).
Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть (раскрываем ладошки в виде солнышка, сжимаем кулачки, разжимаем).
Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения)
А из под старой травки уже глядит цветок...
(Ладони сомкнуты "ковшом").
Раскрылся колокольчик, в тени там где сосна
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).
Динь-динь, звенит тихонько, динь- динь пришла весна (Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Воспитатель: Ребята, продолжим спасать жителей королевства?
Злая колдунья приготовила нам следующее задание. Выпрямите пожалуйста спинку и пододвиньте стульчики. Перед вами цветные круги и блоки Дьеныша, вы с ними уже хорошо знакомы.
Воспитатель: Выложите пожалуйста в жёлтый круг все круги не зависимо от цвета и толщины (дети выполняют задание)
- Теперь в красный круг выложите пожалуйста 4 треугольника не зависимо от цвета и толщины (дети выполняют задание)
- Посчитайте, сколько у вас кругов в желтом круге?
Ответы детей: 8….
Воспитатель: А сколько треугольников в красном круге?
Ответы детей: 4…
Воспитатель: чего у вас больше, кругов или треугольников?
Ответы детей: кругов.
Воспитатель: Что же надо сделать, чтобы кругов и треугольников стало поровну?
Ответы детей: добавить …
Воспитатель: какие геометрические фигуры нужно добавить?
Ответы детей: треугольники…
Воспитатель: Сколько?
Ответы детей: 4…
Воспитатель: добавьте пожалуйста 4 треугольника (дети выполняют задание)
Воспитатель: сколько теперь стало треугольников в красном круге?
Ответы детей: 8.
Воспитатель: Поровну ли у нас стало треугольников и кругов?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А по сколько?
Ответы детей: по 8.
Воспитатель: скажите пожалуйста, сколько множеств у вас получилось?
Ответы детей: 2
Воспитатель: Множество каких фигур?
Ответы детей: Множество кругов и множество треугольников.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием злой колдуньи, но давайте не будем останавливаться и продолжим спасать жителей математического королевства. Теперь пора размяться. Вставайте пожалуйста и подходите ко мне.
Физминутка:
Воспитатель: Ребята, чтобы вам выполнить следующее задание нужно пройти по узкому мостику приставным шагом (Дети проходят по очереди по канату приставным шагом)
Воспитатель: Злая колдунья заколдовала жителей королевства и спрятала всё – в чём есть цифра 4. Нам нужно вернуть вещи в королевство. Поможем жителям? Давайте же скажем, где живёт цифра 4.
Ответы детей: 4 ножки у стола, 4 лапы у животных и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята, для того чтобы цифра 4 никуда не исчезла, давайте выложим её при помощи счётных палочек.
( Дети выполняют задание)
Воспитатель: У всех получилось?
Ответы детей: да….
Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, Королева вам очень благодарна за помощь.
Ребята, нам пора с вами возвращаться обратно в детский сад, давайте произнесем слова заклинания.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернёмся
Мир волшебный не забудем.1,2,3 превращение начнись!
( Звучит волшебная музыка)
Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали?
Ответы детей: в стране Математики.
Воспитатель: Как вы думаете, вы помогли жителям математического королевства?
Ответы детей: конечно помогли.
Воспитатель: Какое задание вам показалось лёгким?
Ответы детей: ……
Воспитатель: А какое трудным?
Ответы детей: …….
Воспитатель: Да, вы сегодня были большие молодцы, со всеми заданиями справились. Королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?(звучит весёлая музыка)
Посмотрите, это математическая игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию математических способностей в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Полет в космос».
Детям предлагается стать космонавтами. Но для того, чтобы ракеты поднялись в космос, необходимо выполнить несколько заданий....

Конспект занятия по развитию математических способностей в старшей группе «Вкусная математика»
Конспект занятия по развитию математических способностей в старшей группе «Вкусная математика»Цель:Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия;Развитие умения детей класс...

развитие математических способностей детей старшей группы.
В старшей группе прошло занятие по математике "Игры с Машей и медведем".Ребята попали в сказочное королевство математики, где прошли испытания в виде математических задачек.Детям пришл...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Занятие по развитию математических способностей в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Полет в космос». Цель: активизировать представления о геометрических фигурахЗадачи:1. закреплять знание геометрических фигур, умение ...
Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада
Из опыта рабты с детьми старшей группы десткого сада...
Конспект занятия по развитию математических способностей детей второй младшей группы. Тема"Один.Много. Ни одного"
занятие по математике для малышей....