Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Воздух — добрый друг»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Логопедическая цель : Формировать правильное произношение звуков «С» и «Ш».
Цель ОД: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Воздух — добрый друг»
Подготовила: Цаплина Е.Е.
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
Тема: «Воздух - добрый друг», автоматизация звука «С», «Ш»
Основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, - программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (авторы программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).
Возрастная группа: старшая.
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Логопедическая цель : Формировать правильное произношение звуков «С» и «Ш».
Цель ОД: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Коррекционно-развивающая : Автоматизировать звуки «С» и «Ш»
Образовательные: Формировать представления о свойствах воздуха и способах его обнаружения.
Развивающие :
- развивать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности («Познание»);
- расширять кругозор и любознательность детей («Коммуникация»);
-способствовать развитию памяти и интеллекта детей («Познание») ;
-пополнять словарный запас детей новыми словами («Коммуникация»)
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, взаимопомощь.
Методические приемы: игровая ситуация, физкультминутка, познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование.
Ход занятия.
Организационный момент. Артикуляционная гимнастика
«Поделись добротой с друзьями»
Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками) А теперь все вместе
Объявление темы занятия. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, что это за воздушный шарик возле нашего окошка, Никто не приносил из вас?
Дети отвечают отрицательно.
Воспитатель достает содержимое письма. Берет конверт. В нем диск.
Воспитатель: Ребята, да тут нам письмо, от профессора. Давайте посмотрим. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем? (Презентация №1)
Воспитатель включает диск.
Голос: Здравствуйте, дети. Приглашаю вас в свою лабораторию. Хотите побывать в лаборатории и поэкспериментировать. (Ответы детей)
А чтобы туда попасть вы должны отгадать загадку.
Вы сможете отгадать? (Ответы детей)
Тогда надо отгадать загадку. Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Ответы детей: Воздух.
Правильно, наш добрый друг – это воздух. Он нас окружает всегда и везде. Без воздуха мы не могли бы дышать. И на протяжении сегодня с нами будет наш добрый друг – воздух.
Воспитатель: Профессор нам оставил ряд вопросов и мы должны ответить на него:
1. Для чего нужен воздух?
2. Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?
3. Воздух можно увидеть и потрогать?
4. Есть ли воздух в различных предметах?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы нам нужно провести несколько опытов. Ребята, как называются люди, которые работают в лаборатории? (Ответы детей) Правильно, лаборанты. Меня профессор назначил старшим научным сотрудником в нашей группе. Я проведу несколько опытов. Хотите вместе со мной принять участие в проведении опытов? Вот это рабочая зона лаборанта.
Развитие фонематического звука. Проведение опытов.
Опыт №1. Обнаружение и наблюдение за воздухом
Воспитатель : Мы знаем, что воздух везде, вокруг нас. Посмотрим налево, направо, вверх, вниз, вы его видите?
Дети: нет.
Воспитатель: Воздуха не видно. Почему?
Ответы детей: Воздух не имеет цвета. Он – бесцветный.
Воспитатель: Давайте проверим, как долго человек может продержаться без воздуха. (Дети набирают воздух и не дышат, логопед считает до 5.) Может ли человек без воздуха?
Вывод: Воздух не виден, бесцветный. Человек не может жить без воздуха.
Опыт № 2. Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой. Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила? (из трубочки выходил воздух).
А откуда воздух появился в трубочке? (ответы детей).
Вывод: Сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит, воздух есть внутри нас.
Опыт №3 Обнаружение воздуха с помощью пакета
Воспитатель: Увидеть воздух нельзя, но можно почувствовать, ощутить. Для этого попробуем поймать воздух в пакетик. (Дети берут прозрачные пакеты.)
Ребята, посмотрите, сейчас что лежит в пакете?
Дети: Пакет пустой.
Воспитатель: Расправьте пакет и взмахните. (Дети машут пакетом.) Посмотрите, как надулись пакеты. Что в пакетах теперь находится?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Посмотрите, мы поймали воздух в пакет, его не видно, но можно потрогать и почувствовать. Еще воздух можно почувствовать, когда он перемещается, движется. Движение воздуха – это ветер. Как можно почувствовать ветер? (Ответы детей) Мы аккуратно проткнем зубочисткой свои пакеты и сжимая пакет ладошками направим отверстие на лицо. Что вы почувствовали?
Дети: Ветерок, воздух, прохлада.
Вывод: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Воспитатель: Ветер бывает разный. Слабый ветер, нежный, как можно ласково назвать?
Дети: ветерок, ветерочек.
Воспитатель: Ветерок дует слабо, нежно, тихо (показывает, дети повторяют). А есть сильный, мощный ветер, его можно назвать ветрище, ветродуй. Ветродуй дует сильно, грозно, мощно (показывает, дети повторяют). А ещё у каждого ветра есть своя песенка. Ветерок поёт – СС-с, а ветродуй поёт – ш-ш-ш. сначала споём, как ветерок СС-с, а потом, как ветродуй – ш-ш-ш.
Закрепление звука.
Пескотерапия. Игра «Расселим животных».
А теперь предлагаю поиграть. Животные спрятались в песке, наша задача их найти. Давайте поможем расселить животных по цветам. Проговариваем звук С и Ш. Если слышим звук [с] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [ш] то на зеленую страничку.
Динамическая пауза. Игра «Назови детеныша»
Свинья - поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока - сорочата, сороченок, соболь., рысь-…
Воспитатель: Ребята, понравилось вам проводить опыты в лаборатории? (Ответы детей)
«Гимнастики для ума».
Ответьте на вопросы:
• Самая болтливая птица (сорока).
• Ночная птица (сова).
• Число, следующее за числом шесть (семь)
• Птица с желтой грудкой (синица)
• Усатая рыба (сом)
• Что видим, когда спим (сон)
• Цвет моря (синий)
• Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
Игра с мыльными пузырями:
Мы сейчас поиграем с мыльными пузырями. Какие они? Как их получаем? (Ответы детей) Мыльные пузыри легкие, воздушные, ветерку послушные. Сможем ли пузыри создать без воздуха? Пузыри получаются с помощью вдоха и выдоха, в этом нам помогает воздух. (Дети создают мыльные пузыри)
Итог занятия. Рефлексия
Молодцы ребята! Вот и подошло к концу наше занятие, Вам понравилось? Какие опыты проводили. (Ответы детей)
Что мы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невиден, потому что он прозрачен, бесцветен. Воздух можно почувствовать, ощутить. Воздух можно увидеть в пузырьках в воде. С воздухом можно поиграть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".
На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы»
...................................................
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Презентация к занятию по окружающему миру и развитию речи...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «Ждём весну!»
Занятие направлено формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества. С помощью дидактических игр обогатить лексический запас слов по теме (Отечество, защитник), закрепить знания прилага...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему &laqu...