Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Воздух — добрый друг»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цаплина Елена Евгеньевна

Логопедическая цель : Формировать правильное произношение звуков «С» и «Ш».

Цель  ОД: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Воздух — добрый друг»

Подготовила: Цаплина Е.Е.

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Тема«Воздух - добрый друг», автоматизация звука «С»«Ш»

Основная общеобразовательная программа«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, - программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (авторы программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).

Возрастная группа: старшая.

Образовательная область«Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»).

Логопедическая цель : Формировать правильное произношение звуков «С» и «Ш».

Цель ОД: Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Коррекционно-развивающая : Автоматизировать звуки «С» и «Ш»

Образовательные: Формировать представления о свойствах воздуха и способах его обнаружения.

Развивающие :

- развивать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности («Познание»);

- расширять кругозор и любознательность детей («Коммуникация»);

-способствовать развитию памяти и интеллекта детей («Познание») ;

-пополнять словарный запас детей новыми словами («Коммуникация»)

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, взаимопомощь.

Методические приемы: игровая ситуация, физкультминутка, познавательно – исследовательская, продуктивная деятельность.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование.

Ход занятия.

Организационный момент. Артикуляционная гимнастика

«Поделись добротой с друзьями»

Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь.

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками) А теперь все вместе

Объявление темы занятия. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, что это за воздушный шарик возле нашего окошка, Никто не приносил из вас?

Дети отвечают отрицательно.

Воспитатель достает содержимое письма. Берет конверт. В нем диск.

Воспитатель: Ребята, да тут нам письмо, от профессора. Давайте посмотрим. Не простое письмо, а звуковое. Послушаем? (Презентация №1)

Воспитатель включает диск.

Голос: Здравствуйте, дети. Приглашаю вас в свою лабораторию. Хотите побывать в лаборатории и поэкспериментировать. (Ответы детей)

А чтобы туда попасть вы должны отгадать загадку.

Вы сможете отгадать? (Ответы детей)

Тогда надо отгадать загадку. Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Ответы детей: Воздух.

Правильно, наш добрый друг – это воздух. Он нас окружает всегда и везде. Без воздуха мы не могли бы дышать. И на протяжении сегодня с нами будет наш добрый друг – воздух.

Воспитатель: Профессор нам оставил ряд вопросов и мы должны ответить на него:

1. Для чего нужен воздух?

2. Есть ли воздух на земле и можно ли ходить без скафандра?

3. Воздух можно увидеть и потрогать?

4. Есть ли воздух в различных предметах?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы нам нужно провести несколько опытов. Ребята, как называются люди, которые работают в лаборатории? (Ответы детей) Правильно, лаборанты. Меня профессор назначил старшим научным сотрудником в нашей группе. Я проведу несколько опытов. Хотите вместе со мной принять участие в проведении опытов? Вот это рабочая зона лаборанта.

Развитие фонематического звука. Проведение опытов.

Опыт №1. Обнаружение и наблюдение за воздухом

Воспитатель : Мы знаем, что воздух везде, вокруг нас. Посмотрим налево, направо, вверх, вниз, вы его видите?

Дети: нет.

Воспитатель: Воздуха не видно. Почему?

Ответы детей: Воздух не имеет цвета. Он – бесцветный.

Воспитатель: Давайте проверим, как долго человек может продержаться без воздуха. (Дети набирают воздух и не дышат, логопед считает до 5.) Может ли человек без воздуха?

Вывод: Воздух не виден, бесцветный. Человек не может жить без воздуха.

Опыт № 2. Обнаружение воздуха с помощью трубочки для коктейля и стаканчика с водой. Давайте подуем через трубочку в стакан с водой. Как здорово у вас получилось. Что случилось с водой в стакане, почему она забурлила? (из трубочки выходил воздух).

А откуда воздух появился в трубочке? (ответы детей).

Вывод: Сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит, воздух есть внутри нас.

Опыт №3 Обнаружение воздуха с помощью пакета

Воспитатель: Увидеть воздух нельзя, но можно почувствовать, ощутить. Для этого попробуем поймать воздух в пакетик. (Дети берут прозрачные пакеты.)

Ребята, посмотрите, сейчас что лежит в пакете?

Дети: Пакет пустой.

Воспитатель: Расправьте пакет и взмахните. (Дети машут пакетом.) Посмотрите, как надулись пакеты. Что в пакетах теперь находится?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Посмотрите, мы поймали воздух в пакет, его не видно, но можно потрогать и почувствовать. Еще воздух можно почувствовать, когда он перемещается, движется. Движение воздуха – это ветер. Как можно почувствовать ветер? (Ответы детей) Мы аккуратно проткнем зубочисткой свои пакеты и сжимая пакет ладошками направим отверстие на лицо. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок, воздух, прохлада.

Вывод: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.

Воспитатель: Ветер бывает разный. Слабый ветер, нежный, как можно ласково назвать?

Дети: ветерок, ветерочек.

Воспитатель: Ветерок дует слабо, нежно, тихо (показывает, дети повторяют). А есть сильный, мощный ветер, его можно назвать ветрище, ветродуй. Ветродуй дует сильно, грозно, мощно (показывает, дети повторяют). А ещё у каждого ветра есть своя песенка. Ветерок поёт – СС-с, а ветродуй поёт – ш-ш-ш. сначала споём, как ветерок СС-с, а потом, как ветродуй – ш-ш-ш.

Закрепление звука.

Пескотерапия. Игра «Расселим животных».

А теперь предлагаю поиграть. Животные спрятались в песке, наша задача их найти. Давайте поможем расселить животных по цветам. Проговариваем звук С и Ш. Если слышим звук [с] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [ш] то на зеленую страничку.

Динамическая пауза. Игра «Назови детеныша»

Свинья - поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока - сорочата, сороченок, соболь., рысь-…

Воспитатель: Ребята, понравилось вам проводить опыты в лаборатории? (Ответы детей)

«Гимнастики для ума».

Ответьте на вопросы:

• Самая болтливая птица (сорока).

• Ночная птица (сова).

• Число, следующее за числом шесть (семь)

• Птица с желтой грудкой (синица)

• Усатая рыба (сом)

• Что видим, когда спим (сон)

• Цвет моря (синий)

• Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

Игра с мыльными пузырями:

Мы сейчас поиграем с мыльными пузырями. Какие они? Как их получаем? (Ответы детей) Мыльные пузыри легкие, воздушные, ветерку послушные. Сможем ли пузыри создать без воздуха? Пузыри получаются с помощью вдоха и выдоха, в этом нам помогает воздух. (Дети создают мыльные пузыри)

Итог занятия. Рефлексия

Молодцы ребята! Вот и подошло к концу наше занятие, Вам понравилось? Какие опыты проводили. (Ответы детей)

Что мы узнали о воздухе?

Дети: Воздух невиден, потому что он прозрачен, бесцветен. Воздух можно почувствовать, ощутить. Воздух можно увидеть в пузырьках в воде. С воздухом можно поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".

На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «Ждём весну!»

Занятие направлено формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества. С помощью дидактических игр обогатить лексический запас слов по теме (Отечество, защитник), закрепить знания прилага...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему &laqu...