Занятие "Растение как живое существо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закреплять представления детей о строении растений. Формировать представление о приспособлении растений к среде обитания (на примере водяной лилии, кактуса).Воспитывать у детей познавательный интерес к жизни  растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_5.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ЗАНЯТИЕ «Растение как живое существо»

Воспитатель: Тергалова Н.И.

   Цели

Закреплять представления детей о строении растений.

Формировать представление о  приспособлении  растений к среде обитания  на примере водяной лилии ,  кактуса).

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания растений и особенностями их внешнего вида, доказательную речь.

Воспитывать у детей познавательный интерес к жизни растений.

Модели, используемые на занятии. Модели строения растений: корень, стебель, лист, цветок.

Модели признаков живого: растет  ,питается ,дышит, размножается.

                                       Ход занятия

Дети располагаются на ковре . Появляется игровой персонаж Незнайка и загадывает детям загадку:

                                     И пьет , и дышит,

                                      А не ходит.

Дети догадываются , что  это растение. Незнайка спорит , что это мальчик , а не растение.Дети доказывают , что он не прав. Тогда Незнайка просит детей научить его узнавать  растения.

Дети обьясняют  Незнайке , из каких частей состоит любое растение , какие имеет функции(растет, дышит, питается, размножается), и сопровождают рассказ выкладыванием соответствующих моделей на наборное полотно.

Незнайка говорит , что он все понял , и показывает картинку , на которой изображен телеграфный столб : «Посмотрите ,какое интересное растение я нашел!» Дети обьясняют , что столб –это не растение , так как у него нет корней , листьев, цветка и он неживой.

Незнайка спорит : «Корни могут быть под землей. И вот что интересно –если к нему приложить ухо –то слышно ,как он гудит.  Может быть, дышит?»

Дети обьясняют , что столб не растение , потому что он неживой: он не растет , не питается , не  размножается и не дышит. А гудит в столбе электрический ток.

Физминутка. Воспитатель  предлагает детям  побыть перелетными птицами .Дети «летают» под музыку, «пролетают над пустыней», присаживаются отдохнуть (садятся на ковер) и видят очень странные растения.

После физминутки воспитатель вносит  живой кактус.

Незнайка уверяет , что это точно не растение – у него нет листьев. Дети рассматривают кактус и обьясняют Незнайке , что у кактуса листья превратились в шипы. Воспитатель  дополняет : листья всех растений испаряют воду(вспоминаем проведенный опыт о свойстве воды испаряться) , чем  больше лист – тем больше воды испаряется , и тогда воды в растении становится меньше. Далее  предлагаем детям вспомнить  . где родина кактусов , и самим догадаться  и обьяснить Незнайке , почему листья кактуса превратились в шипы. (Кактусы приспособились к жизни в пустыне , так они экономят воду.)

Воспитатель предлагает детям снова превратиться в птиц и «лететь дальше».

Воспитатель. Полетели птицы над рекой. Видят –прямо на воде большие листья и красивые цветы. Присели  они отдохнуть. (Дети садятся на ковер , перед  ними демонстрационная картина, накрытая тканью.)

Воспитатель предлагает детям подумать , какие растения могли увидеть птицы на реке .Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель открывает картину. Дети видят на ней водяную лилию – кувшинку белую. Незнайка вновь вмешивается : «Это уж точно не растение – нет стебля и корни непонятно где». Дети обьясняют , что это растение – кувшинка, водяная лилия, стебель у нее под водой. Незнайка продолжает сомневаться.

Воспитатель говорит , что картинка с секретом , открывает подводную часть, и все  видят стебель лилии и корень , уходящий в дно реки.

Затем воспитатель просит детей обьяснить  Незнайке , как приспособилась водяная лилия к своей среде обитания (длинный , очень крепкий стебель уходит под воду , а корень , тоже очень крепкий, надежно удерживает лилию и не дает течению реки ее унести).

В заключении занятия воспитатель  напоминает  детям, что все растения очень разные и их внешний вид зависит от того , где они растут. Воспитатель предлагает детям нарисовать любимое растение и подарить рисунок на память Незнайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания живых существ

Занятие предусмотрено для детей подготовительной группы и показывает приспособление живых существ к жизни в разных средах обитания.Красочные пособия помогают детям легко и наглядно понять взаимо...

Модель занятия познавательного цикла (подготовительная группа) "Растения - живые существа"

Формировать у детей элементарные представления о растениях в их взаимосвязи с окружающей средой. Говорить о ценности природы и ответственности за ее сохранность человеком....

Конспект занятия "Растение как живое существо"

Конспект занятия с применением здоровье сберегающих технологий...

Тематический план занятий по формированию представлений о птицах , как живых существах, живущих на земле у старших дошкольников.

Тематический план занятий по формированию представлений о птицах , как живых существах, живущих на земле у старших дошкольников. Цель: - сформировать ценностное отношение к птицам ближайшего окру...

Конспект урока по экологии "Растения - живые существа" ( 1 класс )

Итоговый урок по окружающему миру по теме " Растения "...

Растение как живое существо

Конспект занятия в старшей группе по экологии...

Тайны моего "Я" (Человек - живое существо)

В данном материале содержится вся необходимая информация о правильном восприятии детьми своего тела: органов обоняния и осязания....