«Путешествие в царство природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Нищеглодова Наталья Николаевна
 

Цель: Формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности и создания условий для ознакомления с профессией метеоролога и метеорологической станцией.

 

Программное содержание:

Образовательная: учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;

продолжать знакомить детей с явлениями природы; 

расширять кругозор детей и целостного представления о метеорологии;

познакомить детей с приборами метеостанции: ветряным рукавом, дождемером, компасом, солнечными часами, барометром и гидрометром, термометром.

Развивающая: развивать познавательные способности детей;

развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

прививать интерес к исследовательской работе.

Воспитательная: воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

 

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы и народных примет, слушание звуков природы, разгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики и считалочки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tsarstvo_prirody.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад № 28 «Сказка», г. Новошахтинск

КОНСПЕКТ

образовательной области - «Познавательное развитие»

«Путешествие в царство природы»

(занятие в старшей группе)

Подготовили: воспитатель

Нищеглодова Н.Н

 

Цель: Формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности и создания условий для ознакомления с профессией метеоролога и метеорологической станцией.

Программное содержание:

Образовательная: - учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

закреплять умение классифицировать явления природы по временам года;

продолжать знакомить детей с явлениями природы; 

расширять кругозор детей и целостного представления о метеорологии;

познакомить детей с приборами метеостанции: ветряным рукавом, дождемером, компасом, солнечными часами, барометром и гидрометром, термометром.

Развивающая: - развивать познавательные способности детей;

развивать наблюдательность, любознательность, мышление;

прививать интерес к исследовательской работе.

Воспитательная: - воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы и народных примет, слушание звуков природы, разгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики и считалочки.

Материал к занятию:  метеорологическая станция с приборами(термометром, флюгером, дождемером, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами),  мобильный телефон, карта путешествия, таблички указатели с картинками, семь лепестков и основа для цветика- семицветика, разрезные  картинки термометра и компаса, шапочка тучки, сундук, медали.

Формы работы: групповая

Культурные практики: правовые практики, практики расширения возможностей ребенка.

Технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1.        Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

2.        Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, игры, анализ и выводы.

3.      Приемы организации двигательной деятельности.

4.        Приемы поддержки интереса у детей: чередование смены вида деятельности в течение занятия.

5.        Приемы оценки и самооценки: взаимопомощь детей, поощрение, совместная оценка (воспитатель, дети).

Виды деятельности:

1.      коммуникативная

2.      игровая

Планируемые результаты: сформировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создать условия для ознакомления с профессией метеоролога и метеорологической станцией.

План ОД групповой работы:

1.        Вводная часть:

Создание мотива для деятельности.  3мин.                                                                    

2.        Основная часть: 20 мин.

Физкультминутка

3.Заключительная часть:

Подведение итогов ОД групповой работы.                                             2 мин.

Длительность ОД                                                                                         25 мин.

Ход образовательной деятельности.

Части ОД

Содержание

Подходы

Вводная часть.

Создание мотива для деятельности детей.

Эмоциональный настрой.

Здравствуй солнце золотое!            

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!  

Воспитатель: – Ребята!  Мне на телефон сегодня пришло голосовое сообщение, давайте его прослушаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном царстве есть очень много всего интересного. Но для того, чтобы встретиться со мной в моем природном царстве, нужно пройти испытания. Вы должны собрать волшебный цветок - Цветик-Семицветик. Я отправляю Вам карту с заданиями, выполнив которые Вы найдете все лепестки. Когда вы соберете все лепестки, прочтете слово, оно волшебное и приведет Вас ко мне.

 

Ну как, ребята, принимаем приглашение? А не побоитесь? А выполнить все задания нам поможет карта. Давайте посмотрим по карте, куда же нам направляться (рассматриваем).

Сначала мы должны пройти

  1. Загадочный лес,
  2. Болото Знаний,
  3. Реку Мудрости,
  4. Холмы Веселья,
  5. Поляна Разумности,
  6. Долина Головоломок,
  7. Пустыня Эрудиции

Мотивационный

Основная часть:

Физкультурная минутка

 Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и мы сразу окажемся в Природном царстве.

В Королевство Природы попасть легко! Встали. Приготовились…(закрываем глазки и потихоньку кружимся)

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.

Ведущий: - Вот мы и попали в царство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее? Её нигде нет? А вот первое задание, которое  нужно выполнить.

  1. Задание «Загадочный ЛЕС».

Мы попали в загадочный логический лес (табличка-картинка с лесом). Давайте послушаем внимательно сложные загадки, которые нам оставила Фея природы, и  отгадаем их

Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор.

Если мама зонтик купит –

Я смогу пойти во двор. (Дождь)

 

Он спустился утром рано,

Белый-белый и густой.

Воздух вымазал сметаной.

Отгадай, кто он такой. (Туман)

 

Сад в июле припорошен

Белым крошевом горошин.

Все горошки изо льда.

Кто забросил их сюда? (Град)

 

Пушистая вата плывёт куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Облако)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём, ищем, ищем — не найдём. (Роса)

Нам казалось – шла с бедой. Оказалось – шла с водой.

Подошла и пролилась. Вдоволь пашня напилась. (Туча)

За окошком завывает, теплым, ласковым бывает,

Только может все на свете разломать, разрушить (Ветер)

За минуты в землю врос разноцветный чудо – мост

Чудо – мастер смастерил мост высокий без перил (Радуга)

Вот по небу мчится конь

-Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит. (Гроза )

Воспитатель: Ребята мы с Вами отгадывали загадки, как можно обобщить эти отгадки? (Природные явления.)

Дети преодолевают задание и забирают лепесток (на обратной стороне буква П).

  1. Задание «БОЛОТО ЗНАНИЙ»

Задания Феи природы привели нас к  болоту знаний (табличка-картинка с болотом знаний).

Задание. Ответь на вопросы

  1. Что такое прогноз погоды?(состояние погоды )
  2. Где его можно узнать?(радио, телевидение, газеты, интернет)
  3. Кто занимается изучением  погоды и составлением прогноза?(метеорологи)
  4. Каким профессиям прогноз погоды особенно важен? (для тех, кто работает на свежем воздухе, для фермеров, хлеборобов, рыбаков, строителей дорог и домов, для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей, водителей – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.)
  5. Зависит ли от погоды наше здоровье, настроение? (У старичков коленки к непогоде болеть начинают, или спина, или голова. Да и дети солнышку рады)
  6. Какая сегодня погода? ( хорошая или плохая, мокрая или сухая, ясная ли пасмурная, теплая – или холодная, сухая или дождливая, ветреная или безветренная).

Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток от Феи Природы. (на обратной стороне Буква Р)

  1. Задание «РЕКА МУДРОСТИ»

Ребята задания привели нас к реке мудрости (табличка-картинка с рекой мудрости).

Задание. Назови как можно больше народных примет (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, подскажите, как мы узнаем время (Ответы детей)

…А знаете, какие раньше часы были? Ни за что не догадаетесь! Механические, песочные, водяные, цветочные и даже СОЛНЕЧНЫЕ!  

А теперь к СОЛНЕЧНЫМ ЧАСАМ подойдем поближе, встанем в круг и попробуем по ним время определить. Один только минус у таких часов есть. Догадываетесь, какой?

- ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Они работают лишь в солнечную погоду)

Воспитатель: Молодцы  ребята, сколько Вы природных явлений знаете.  

И с этим испытанием Вы справились! Получите лепесток от Феи Природы (на обратной стороне Буква И).

  1. Задание «ХОЛМЫ ВЕСЕЛЬЯ»

Ребята задания привели нас к холмам веселья (табличка-картинка с холмами Веселья). Обратите внимания на этот прибор (ВЕТРЯНОЙ РУКАВ), наблюдаем и объясняем принцип работы.

У любой погоды имеются свои плюсы и минусы. А теперь отдохнём и поиграем, а чтобы нам было удобнее давайте выйдем на площадку.

Проводится игра «Туча и дети».

 выбирается ведущий-туча, который надевает шапочку – маску. «Туча» ходит вдоль условной границы: площадка  условно делится на 2 части- в одной стоят стулья, в другой – дети.)

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Туча: Я дождём хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети (хором): Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдём!

(После слов дети пытаются перебежать на другую сторону и сесть на стулья или перебежать за черту).

Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток от Феи Природы (на обратной стороне Буква Р).

  1. Задание «ПОЛЯНА РАЗУМНОСТИ»

Ребята задания привели нас к полям разумности(табличка-картинка с полями разумности).

А теперь мы с Вами немного поиграем и  проверим, насколько Вы внимательны.

Игра с мячом «Я знаю…»

Я буду на называть объект природы (например птицы), вы мне будете называть название птиц и тд.

Познакомить детей с приборами погодной станции (дождемер, компас и термометр, флюгер), объясняем для чего они нужны

  6 . Задание « ДОЛИНА ГОЛОВОЛОМОК»

Ведущая: Ребята задания привели нас к долине головоломок (табличка-картинка с долиной головоломок).

А теперь ребята давайте разделимся на две группы и поиграем.

  Нужно  собрать картинки «КОМПАС И ТЕРМОМЕТР»

Показать и рассказать о них.

Молодцы, справились с испытанием! Получите лепесток от Феи Природы. (на обратной стороне Буква Д)

  1. Задание «ПУСТЫНЯ ЭРУДИЦИИ»

Ведущий: Ребята задания привели нас к пустыне эрудиции(табличка-картинка с пустыней эрудиции).

Здесь лежат экологические знаки, давайте с вами распределим их в красный обруч положим знаки, чего нельзя делать в природе, а в зеленый, что можно.

 Ведущий: А вот и последний лепесток. Ребята, а вы обратили внимание, что на обратной стороне лепестков, есть буквы. Давайте с вами выложим слово.

Дети выкладывают слово ПРИРОДА.

- Какое получилось слово?

 Под весеннюю мелодию выходит Фея Природы.

Фея Природы: – Здравствуйте, ребята. Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» - Сегодня, в этот осенний день мне хочется попросить Вас не только наблюдать, но и беречь этот большой дом Природы, которая Вас окружает, заботиться о ней, любить её и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее. Вы прошли все испытания, которые я Вам приготовила и я хочу наградить Вас медалями.

А теперь мне пора уходить. До свидания!

индивидуальный

Деятельностный

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей.

 Воспитатель: Ребята и нам пора возвращаться из царства Природы

Возвращение

(закрываем глазки и потихоньку кружимся)

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

Подводим Итог: Понравилось вам путешествие? Где мы были? Что видели? Что делали? Что больше всего понравилось? А теперь я предлагаю, вам оценить наше путешествие.

 

деятельностный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в царство природы

Лето долгожданное, желанное, с жарким солнышком, теплым дождичком, с щедрыми дарами. Лето – это желанный отдых, каникулы, веселье. А какой же отдых без детских забав, праздников и развлечений. 7 авгус...

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей в старшей группе. «Путешествие в Царство Природы»

Конспект  ООД по экологическому воспитанию детей в старшей группе с элементами экспериментирования....

Путешествие в царство природы

Цель:  закрепить знания  о живой и неживой природы,   средствами развивающих игр и игровых упражнений....

Сценарий квест - игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в царство природы»

Формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности и создания условий для ознакомления с профессией метеоролога и метеорологической станцией....

Конспект по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Путешествие в Царство Природы»

Формировать экологические знания у детей посредством игровой деятельности и создания условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на достижение поставленной цели....

Сценарий квест - игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в царство природы».

Сценарий квест - игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в царство природы»...