Конспект НОД "Муравьи--наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать знания о муравьях, их образе жизни, о муравейнике.
Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника.
Развивать эмоциональную отзывчивость интерес к жизни этих насекомых. Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_muravi_nashi_druzya.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Муравьи—наши друзья»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: Формировать знания о муравьях, их образе жизни, о муравейнике.
Задачи:
Обучающие: Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника.
Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость интерес к жизни этих насекомых. Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять правила поведения в лесу. Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к муравьям, любознательность.
Словарная работа:
Активизация в речи слов: муравей – фуражир, муравей – строитель, муравей – охранник, санитары леса,
Закрепление в пассивном словаре слов: муравейник, гусеница, тля, насекомые, личинки,
Предварительная работа:
ОО «Познавательное развитие»: наблюдение на участке за муравьями, беседы с детьми, слайдовая презентация «Что мы знаем о муравьях»,
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Просмотр фильма «Кого пасут и доят муравьи», дидактические игры: «Части муравья», «Да-Нет», «Чем питается муравей»
ОО «Речевое развитие»: разгадывание загадок, Чтение и обсуждение произведения В. Бианки «Приключения муравьишки», пословиц и поговорок о муравьях. рассказом Л.Н. Толстого о случае из жизни муравьев "О муравьях".
ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: раскрашивание пластилином муравейника
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, плакат «Подземная часть муравейника», экологический знак «Не разоряйте муравейники»
Раздаточный материал: пластилин, доски для лепки, салфетки, природный материал
Оборудование: колонка с музыкой для игры.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
При входе на участок видим игрушечную собаку с письмом в зубах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит на камне? (Письмо)
Воспитатель: Ребята, это письмо для вас. Хотите узнать, от кого оно?
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей.)
Воспитатель: Да, это письмо от муравья. Давайте почитаем!
«Дорогие ребята группы №4, как хорошо, что вы вышли на прогулку. Я простой муравей, злой паук заколдовал меня, превратил в невиданное насекомое, и меня не узнают мои братья- муравьи и не пускают в наш дом. Помогите мне избавиться от чар. Чтоб найти меня, пройдите по порядку по дорожке из камней» Ребята, поможем муравьишке? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы знаем о муравьях. Поиграем в игру «Да- Нет».
Муравей – это животное?
Муравей - это птица?
Муравей – это насекомое?
Муравей такой большой?
Муравей маленький?
Дом муравья - это нора?
У муравья четыре лапки?(ответы детей)
2.Основная часть.
Воспитатель: Молодцы, давайте обобщим: Муравей - маленькое насекомое, у него шесть лапок, живет в муравейнике. А еще у него, как и у всех насекомых, тело разделено на части, у муравья их три: голова, грудь, брюшко. Пойдем искать муравья. Какая первая цифра? (записка, а там написано: поверните налево и идите до угла здания, затем опять поверните налево)
Воспитатель: Муравьи – это очень интересные насекомые, живущие огромной семьей. Они ведут активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Муравьи - организованные насекомые и каждый муравей трудится для всего муравейника. Муравей способен поднимать груз, в несколько раз больше его самого.
Живут муравьи в муравейниках. Каждый муравейник построен из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веток. Верхняя часть муравейника насыпная, а основная часть – подземная. Жилище не простое, в нем много входов и выходов, коридоров. В подземной части муравейника чистота и порядок. Вот как в загадках описывается муравейник:
1.На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
2.Лесные жители
Лучшие строители.
Ребятнёй кипучей
Дом построен самый лучший.
Из хвоинок, из иголок
Самый лучший в мире город.
Воспитатель: Смотрите, ребята, какая это цифра, кто это у нас тут? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим: шесть лапок, усики-антенны, тело, разделенное на три части (голова, грудь, брюшко). Точно, муравей. Ребята, этот муравей мне на ушко сказал, что он муравей- «фуражир». Оказывается, в муравейнике у каждого жителя есть своя профессия. Что же делает муравей с такой интересной профессией «фуражир»? (предположения детей)
Воспитатель: Фураж –это зерно, которым кормят животных. Еще эту профессию можно назвать муравей-добытчик. Он приносит в муравейник еду. А что же едят муравьи? (ответы детей)
Воспитатель: Да, муравьи едят плоды, семена трав, сок растений, грибы и других насекомых. Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему. (ответы детей). Да, они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Пусть муравей –фуражир продолжает свою работу. Ну, а мы теперь давайте отдохнем:
Подвижная игра «Муравьи и слон». Один водящий - слон, остальные муравьи.
Слон: «Пусть гуляют муравьи и танцуют от души». Дети танцуют, как хотят. Слон: «Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев топтать!»
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать- дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона.
Воспитатель: Поиграли, теперь пойдем дальше, какая у нас следующая цифра? (три). Еще один интересный муравей. Ребята, как вы думаете, что за профессия у этого муравья? (ответы детей)
Воспитатель: Да, это муравей –солдат, он охраняет муравейник от других насекомых, захватывает новые территории. А как вы думаете, от кого муравей защищает своих товарищей? Кто в лесу питается муравьями? (ответы детей)
Воспитатель: Муравьев очень любят есть ежики, птицы, например, дятел или синичка, и даже такой большой зверь, как медведь, любит полакомиться муравьями, он засовывает лапу в муравейник, и когда на ней оказывается много муравьев, слизывает их. (продолжайте идти до ели)
Воспитатель: Вот он камушек с цифрой четыре, а рядом муравей в каске… Какая же у него профессия? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, это муравей строитель. Что же он строит? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, из чего строят свои дома муравьи?(ответы детей)
Воспитатель: Да, из веточек, иголочек, кусочков коры. Муравьи много работают, и почти никогда не спят, у них на все хватает сил. Чтоб нам с вами тоже хватило сил, давайте сделаем специальную «муравьиную зарядку»:
Физкультминутка
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт. (Движения по тексту)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я вижу муравейник!!! Давайте подойдем и посмотрим….
Воспитатель: Смотрите, сверху муравейник покрыт иголочками и веточками, такое покрытие защищает его во время плохой погоды. Хотите посмотреть, как устроен муравейник внутри?
Ребята, как вы думаете, легко ли маленьким муравьям построить такой большой и сложный дом? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, им очень сложно, у них на это уходит много времени и сил. Поэтому нельзя разорять муравейники. Даже есть такой специальный знак, давайте его поставим рядом с нашим муравейником (Установка экологического знака).
Воспитатель: Ребята, нам же надо спасти муравьишку, у нас остался последний камушек с цифрой пять. Вот и он, а это что за странное существо рядом???
Воспитатель: Да, это и есть наш заколдованный муравей, мы можем его расколдовать и убрать все лишнее. Что у него не так? (по мере ответов детей лишние части убираются) ( Восемь лап вместо шести (закрепляем, что у всех насекомых шесть лап));
Жало (уточняем, у каких насекомых есть жало);
Не должно быть перьев (проговариваем, что перья только у птиц);
Лишняя часть ( напоминаем, что у муравья три части :голова, грудь и брюшко);
Крылья (Объясняем, что на самом деле можно встретить муравьев с крыльями: это будущие королевы, которые вылетели из гнезда чтоб найти жениха и место под новый муравейник, потом они эти крылья себе отгрызают. Но раз наш муравьишка не королева, крыльев у него не может быть.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Ура, ребята! Мы спасли муравьишку и так много сегодня узнали про жизнь муравьев. Давайте вспомним, что интересного и нового мы про них узнали? А есть ли у муравьев враги? Главные враги муравьев – это кабаны. Но бывает, что и человек разрушает домики этих насекомых. Поэтому не разрушайте в лесу муравейники и не позволяйте это делать другим. Муравьи - полезные насекомые и нуждаются в нашей защите и охране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка. Конспект "Помощь маленьким друзьям"
Конспект занятия по ручному труду в средней группе...
Конспект занятия "Мы - друзья природы"
Конспект занятия «Мы - друзья природы».Цель: Закрепить названия деревьев, установить зависимость их состояния от внешних условий. Формировать заботливое отношение к природе, чувство ответственно...
Конспект занятия «Мои друзья всегда со мной» (подготовительная группа)
Формирование опыта социального взаимодействия....
Конспект занятия «Мои друзья всегда со мной» (подготовительная группа)
Формирование опыта социального взаимодействия....
План- конспект "Птицы наши друзья"
Закрепить умения координировать речь с движениями. Формировать обобщенное предстовление о зимующих птицах. Упражнять умение отгадывать загадки....
Конспект НОД « Наши друзья рядом с нами! »
Цель данной непосредственной образовательной деятельности направленна на :Развиватие у детей социального поведение, навыков правильного общения. Развитие мышления, речи....
Конспект развлечения "Юные друзья пожарных"
Данное развлечение направлено на совершенствование знаний по противопожарной безопасности и раннюю профориетацию дошкольников. Использованы: художественное слово, подвижные игры, демострационный матер...