Разработка игровой обучающей ситуации «Вы слыхали о воде? Говорят она везде»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Человек запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - Вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)
по формированию основ экологической культуры»
«Вы слыхали о воде? Говорят она везде»
Выполнила воспитатель:
Лазаренко Наталья Юрьевна.
2022-2023 учебный год
п.г.т. Стройкерамика
Игровая обучающая ситуация
«Вы слыхали о воде? Говорят она везде»
(с литературным персонажем)
Старшая группа.
Тема недели «У весны забот немало».
Задачи:
«Познавательное развитие»
1.Создать целостное представление о воде как о природном явлении, о её значении в природе и в жизни человека.
2.Закрепить с детьми свойства воды (прозрачная, жидкая, не имеет своей формы).
3.Развивать познавательно-исследовательский интерес.
4.Расширить знания детей о состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное.
«Социально-коммуникативное развитие»
1.Формировать основы экологической культуры.
2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
и сверстниками.
«Речевое развитие»
1.Развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
2.Упражнять в подборе прилагательных к слову «вода».
«Физическое развитие»
1. Совершенствовать координацию движений во время физминутки.
Методы и приемы:
Практические - показ опытов, игровая ситуация с Водяным, загадывание загадки о воде, дидактическая игра, физминутка.
Наглядные - рассматривание глобуса, карты
Словесные – речевая игра «Какая может быть вода», рассказ о морской и пресной воде, вопросы к детям, уточнения, пояснения.
Материалы и оборудование: кусочки льда, холодная вода, формочки для льда, разные сосуды тарелочки, картинка с изображением айсберга, глобус, карта, термос с горячей водой, термометры, «волшебная палочка» для игры, молоко, маленькие зеркала.
Содержание:
Вступительная часть.
(дети проходят в музыкальный зал и рассаживаются на стульчики полукругом)
Сюрпризный момент.
(под фонограмму песни из мультфильма «Летучий корабль» появляется Водяной)
- Здравствуйте! Я очень рад всех вас видеть! Вы меня узнали? Я, так люблю шлёпать по лужам, купаться, брызгаться. После этого на мне появляются прозрачные капельки воды. Они на солнышке переливаются, но потом исчезают непонятно куда.
На днях я хотел искупаться в своей любимой речке, но вместо воды – лёд. Откуда он взялся?
Воспитатель: Попробуем ответить на твои вопросы Водяной. Для этого наберись терпения и будь внимательным (предложить Водяному присесть на стульчик с ребятами).
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, про что мы сегодня будем говорить.
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю капает опять. (Вода)
Сегодня мы будем говорить о воде. Я думаю, вы узнаете много нового и интересного.
Основная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на карту и глобус.
-Что принято обозначать синим цветом? (реки, моря, океаны, озёра)
Ребята , все моря и океаны Земли объединены одним названием - Мировой океан. Вода всё время перетекает из морей в океаны, из океанов в моря.
Представьте себе, что на планете не осталось ни капли воды. Что может произойти? Почему? (высказывания детей, рассуждения)
Воспитатель: Мы видим, что жизнь без воды человека и всего живого невозможна. Учёные установили, что человек без еды может прожить несколько недель, а вот без воды всего несколько дней, а потом погибнет.
Воспитатель предлагает поиграть в игру: «Какая может быть вода».
Дети, стоя по кругу, передают «волшебную» палочку, подбирают разные прилагательные к слову «вода» (рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ребята, от себя я хочу добавить, что вода бывает морская. Она солёная и для питья не годиться. В морской воде содержится много солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Часто болеющим людям врачи рекомендуют ездить на море, купаться в морской воде, полоскать ей горло. Так морская вода укрепляет организм человека.
Бывает вода ещё речная. Она пресная, так как в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки такая вода попадает в наши дома через водопроводные краны. Этой водой мы пользуемся в быту.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Водяной обнаружил лёд на своей любимой речке? (лёд на реке ещё не успел растаять, так как была зима)
Воспитатель предлагает провести опыты с водой (Водяной выступает в роли помощника).
Опыт 1. «Замёрзшая вода».
Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд). Чтобы в этом убедиться, дети по вызову воспитателя разливают воду по формочкам и вода уносится в морозильную камеру на некоторое время. (в это время провести другие опыты)
• Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Воспитатель: Мы знаем, что вода может быть не только в жидком состоянии, но может быть и в твердом, если её заморозить.
-Водяной, скажи какого цвета по- твоему вода?
-Она белая.
-Ребята, так ли это?
Опыт 2. «Вода прозрачная» (можно вызвать ребёнка для самостоятельной демонстрации опыта)
Берутся два стаканчика. В один наливается вода, а в другой молоко. Опускаются две ложечки. Ложечка видна в стаканчике с водой, потому что она прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Предлагаю доказать, что у воды может быть разная температура.
Водяной: Как это? Вода может заболеть?
Опыт 3. «Вода. Её температура».
Воспитатель наливает воду из чайника, из кувшина, и воду в которой таял лёд. Предлагает Водяному потрогать стаканчики и определить на ощупь, где какая вода. Вывод: вода бывает горячей, тёплой и холодной.
Физминутка. (проводит Водяной)
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1.2.3.4-вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе раз-это брас
Одной рукой - это кроль
Все как один, плывём как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой!
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы много раз видели, как кипит чайник, как наливают горячий чай в бокал и поднимается белое облачко. Что это? (пар)
Что такое пар? (дети рассуждают)
Пар – это мельчайшие капельки воды. Хотите проверить?
Опыт 4. «Пар-это вода».
Воспитатель открывает термос и предлагает Водяному и детям по очереди поднести маленькое зеркальце к горлышку. Зеркальце покрывается капельками воды. Пар-это состояние воды.
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот, ребята, сколько вы и наш гость узнали сегодня интересного о воде.
Водяной теперь будет знать, почему нельзя искупаться в речке, когда она покрыта льдом.
Итак: вода, пар и лёд - одно и тоже вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. А сейчас ребята прочтут стихотворение о воде Н. Рыжовой.
1ребёнок:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, море, океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
2ребёнок:
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
3ребёнок:
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
Все вместе:
Человек запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - Вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие по экологической тропе».
Игровая обучающая ситуация«Путешествие по экологической тропе»(игра-путешествие)...
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие по экологической тропе». в старшей группе
laquo;Путешествие по экологической тропе»....
КОНСПЕКТ открытого просмотра познавательно-игрового занятия с элементами исследовательской деятельности: «Вы слыхали о воде, говорят она везде» с детьми средней группы №1.
Открытое занятие с детьми средней группы....
Игровая обучающая ситуация «Вы слыхали о воде? Говорят она везде»
1.Создать целостное представление о воде как о природном явлении, о её значении в природе и в жизни человека.2.Закрепить с детьми свойства воды (прозрачная, жидкая, не имеет своей фо...
методическая разработка «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками»
По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Осо...
Методическая разработка Игровая обучающая ситуация «Поможем Чебурашке»
Цель: упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.Оборудование: игрушка Чебурашка....