Перспективный план по самообразованию: Экологическое воспитание дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективный план по самообразованию
«Экологическое воспитание дошкольников»
Месяц | Источники | Цель | Результат | Формы работы |
Сентябрь | С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».
| Выявление знаний и умений у детей по данной теме. Подбор методической и детской литературы. Составление перспективного плана работы. | Мониторинг знаний и умений по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте. Анализ мониторинга. Анкетирование родителей по экологическому воспитанию. Анализ анкет.
| 1. Мониторинг знаний и умений детей по данной теме. 2. Обогащение условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. 3. Разработка содержания наблюдений, экскурсий, походов, составление маршрутов в природу. |
Октябрь | Коломина Н.В «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (Неживая природа- среда жизни растений, животных, человека).
| Познакомить детей с видимыми явлениями Вселенной (звезды, солнце, планеты, спутники. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать её, правильно обращаться с ней. | Непрерывная образовательная деятельность «Планета земля в опасности!». Досуг: «Ждут нас быстрые ракеты для полетов по планетам». | 1. Беседа о планетах, о планете – Земля, о ближайшей звезде к планете Земля -_солнце; о спутнике Земли – Луне; о космическом телескопе, орбитальной станции, о космонавтах. 2. Рассматривание иллюстраций из серии «Космос», глобуса. 3. Наблюдение звездного неба. 4. Загадывание загадок о небесных телах . 5. Чтение художественной литературы о космосе. 6. Экскурсия в мини-музей «Космос». 7. Рисование на тему «Космос». |
Ноябрь | С.Н.Николаева «Юный эколог» (Неживая природа- среда жизни растений, животных, человека). Н.А. Рыжова «Волшебница вода». | Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.. Закреплять свойства воды, знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, делать выводы. Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края. | Непрерывная образовательная деятельность «Ходят капельки по кругу». Инсценировка «Отдых на реке». Праздник «Волшебница вода».
| 1. Рассматривание глобуса: каким цветом изображена вода на нем; путешествие по глобусу по океанам, морям, рекам, озерам и т.д. 2. Беседа по теме «Для чего нужна вода?» «Как она помогает нам?», 3. Чтение художественной литературы: «Э. Мошковская «Речка», «С. Жупанин «Прыг да прыг…», О. Григорьев «Какой дождь?», А Тараскин «Сколько знаю я дождей», С. Махорина «Первый мороз» , загадывание загадок о природных явлениях. 4. Наблюдения: «Облака», «Дождь». 5. опыты «Какой бывает вода». 6.рисование – «Облака», «Туча и дождь», «Река», «Аквариум», «Что растет в воде», «Кто живет в реке» и др. 7 Подвижная игра «Мы -капельки». «Мы - чайки», «Мы – стайка рыбок» и др. 8 Оформление информационных листов для родителей «Берегите воду». |
Декабрь | Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка». | Познакомить детей с органами слуха, органами дыхания человека и животных. Познакомить с при-родным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов. Проявлять познавательный интерес в проведении опытов с воздухом. Познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде. Разбудить в детях эмоциональное отношение к животным, подвести их к пониманию необходимости бережного к ним отношения. | Непрерывная образовательная деятельность «Воздух, ветер, человек». Непосредственно-образовательная деятельность «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем».
| 1. Непрерывная образовательная деятельность «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух». 2. Беседа: «Воздух поет и свистит», «Уши разные нужны, уши разные важны», «Как мы дышим»,» Как мы чувствуем запах», «Летающие семена». 3. Чтение художественной литературы: загадок про воздух, А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», С.Маршак «Мяч», Г. Юдин «Главное чудо света», О. Кургузов «По следам «Почемучки», А. Барто «Жарко»,И. Токмакова «Ветрено», С. жупанин «Нарисую ветер», С. Михалков «Три ветра». 4. Экскурсии, наблюдения и опыты с воздухом. 5. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь», игры с мячом, Игры-превращения» и др. 6. Анкетирование родителей «Курение и воздух». |
Январь | С.Н.Николаева «Юный эколог» (Многообразие растений и их связь со средой обитания). С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте».
| Познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений, с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада огорода. Познакомить с характерными особенностями, строением, определенными условиями жизни. Учить детей ухаживать за ними, замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни. Развивать эмоциональное и художественное восприятие красоты растений в различные периоды их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.
| Непрерывная образовательная деятельность «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Лес в жизни человека». Изготовление плакатов на тему «Берегите лес!» и установка плакатов в лесу. Развлечение «Мой край родной: заповедные места и памятники природы». Оформление альбома «Цветы».
| Беседа «комнатные растения», «Лес», «Деревья на нашем участке», «Лес в жизни человека», «Как лесник заботится о лесе». «Как вести себя в лесу». Рассматривание книги «Национальный парк «Завидово». Рассматривание березы, ели, ясеня, сосны и беседа о деревьях. Рассматривание модели дерева (строение), репродукции картин художников И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», И.И. Левитана «Березовая роща», В.М. Васнецова «Дубы» и др. Экскурсия в лес любого состава (смешанный, хвойный, березовый), в зимний лес . Рассматривания гербария Чтение художественной литературы: загадки, стихотворения, рассказ В. Такасийчук «Удивительная прогулка», С.А. Есенин «Березка»,Е. Трутнева «Елка» и др. Подвижная игра: «Раз, два, три – к дереву беги». Дидактическая игра «Повтори, не ошибись», «Собери дерево», «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Назови ласково», « Составь рассказ-описание по плану» и др. |
Февраль | Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи». И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».
| Закреплять знания детей о видах животных, о внешнем виде, пище, жилище. Умение узнавать и называть животных и их детенышей. Упражнять в составлении рассказов о жизни домашних и диких животных. Воспитывать бережное отношение к животным. | Театрализация: «Утренние лучи» по мотивам рассказов К.Д. Ушинского.
| 1. НОД:«Домашние животные», «Дикие животные», «Как зимуют звери». 2. Рассматривание иллюстраций и беседа «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Что такое Красная книга». 3. Наблюдение за домашними животными. 3. Дидактическая игра: «Кто как голос подает? «Кто где живет?», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?», «Четвертый лишний», «Сложи картинку», 4. Чтение художественной литературы: загадывание загадок, В. Танасийчук «Экология в картинках («Олени и хищники», «Что делать с кроликами», «Почему белые медведи не живут в лесу», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб» и др. 5. лепка зверей, аппликация «Пингвин на льдине», оригами «Зайчик на лужайке». |
Март | С.Н.Николаева «Юный эколог» (Многообразие животных и их связь со средой обитания – перелетные и зимующие птицы). Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи». И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром».
| Познакомить с конкретными видами птиц нашего края, с характерными особенностями внешнего облика, поведения, выделять существенные различия. Уточнить название перелетных и зимующих птиц. Закрепить представления о пользе птиц. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. | Непосредственно-образовательная деятельность «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». Изготовление родителями скворечников и развешивание их на участке детского сада. Праздник, посвященный Международному дню птиц. «В звонких птичьих голосах к нам идет весна-красна».
| 1. Рассматривание иллюстраций по теме «Мир птиц». 2.Просмотр слайдов из серии «Птицы нашего края», аидизапись «Пение птиц». 3. Наблюдение птиц на прогулке. 4. Беседа «Что мы знаем о птицах», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Как мы заботились о птицах зимой». 5. Чтение художественной литературы: Б. Коваль «Грач», В. Флинт «Скворец», О Высотская «Мастерица зима», Н. Сладков «Воробей», А. Барто «Вороны» и др.; загадывание загадок, использование считалок, песенок. 6. Художественное творчество: лепка, рисование, аппликация птиц. 7. Дидактическая игра: «Кого не стало», «Назови птиц», «Составь рассказ-описание про птицу». 8. Подвижная игра «Перелет птиц», Гуси-лебеди», «Птички и кошка». |
Апрель | С.Н.Николаева «Юный эколог» (Взаимодействие человека с природой). | Дать представление о том, что человека –живое существо, ему необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, доброжелательное отношение людей, пространство для свободных движений и деятельности, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. Познакомить детей с тем, как человек использует природное богатство для хозяйства: как охраняет природу (создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу. Проявлять интерес к природоохранной деятельности человека. | Выставка детских творческих работ совместно с родителями на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!». Досуг «Любимый край, моя земля, родимые просторы». Участие детей и родителей в акции «Юный эколог». (Посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада). Участие родителей проведения субботника «Сделаем город чище».
| 1. Непрерывная образовательная деятельность «Я и мой организм», «Изменения в природе», «Наш поселок», «Страна – Россия, столица – Москва». 2. Беседа: «Я и моя семья», «Заповедные места», «Из чего делают бумагу, фанеру, мебель, игрушки, дома», «Как правильно вести себя в природе», Лес нужно беречь от пожара». 3. Экскурсии по улицам города, в лес, парк, к водоему. 4. Просмотр видеофильма «Красная книга». 5. Ежедневные наблюдения в природе. 6. Чтение художественной литературы; использование загадок, пословиц, поговорок, песен; рассматривание иллюстраций и картин известных художников. 7. Творческие работы детей на тему «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» |
Май
| С.Н.Николаева «Юный эколог» (Многообразие растений и их связь со средой обитания). С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте». И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром». Л.Г.Селихова «Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи».
| Выяснение знаний и умений детей в области экологии, полученных в подготовительной группе. Составление плана работы с детьми в летний период. | Мониторинг знаний и умений по воспитанию экологической культуры в дошкольном возрасте. Анализ мониторинга. Создание альбома «Панорама добрых дел»». Сбор природного материала для поделок. Праздник «Здравствуй, солнце красное». | 1. Мониторинг знаний и умений детей по освоению основной образовательной программы по разделу «Социально-коммуникативное развитие» (Экологическое воспитание). 2. Наблюдения за насекомыми, животными, цветами, изменениями в природе. 3. Работа в цветниках (посадка, прополка, полив цветов). 4. Создание альбома «Цветы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников" для работы в старшей группе...
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
Перспективный план самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников» Составила:...
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
Перспективный план самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников» Составила:...
Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"
Перспективный план самообразования по теме:«Экологическое воспитание дошкольников» Составила:...
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...
План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Перспективное планирование на 2016-17 уч. год в подготовительной группе....