"Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе на тему «НАСЕКОМЫЕ»
Цель: - Формировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру,
-расширять и уточнять знания о насекомых, их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-продолжать учить отгадывать загадки
- развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг другом,
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
Оборудование и материалы:
Конверт с загадками, иллюстрации с изображением насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), цветные карандаши, заготовки бабочек, вырезанных из бумаги, бумажные цветы, муляжи насекомых.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу;
- рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые»,
- беседы о насекомых, весне;
- наблюдение за насекомыми в повседневной жизни;
- рисование насекомых в свободной деятельности;
- загадывание загадок о насекомых,
- знакомство с литературными произведениями В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук»), К. Чуковский «Муха – Цокотуха», Г.К. Андерсен «Дюймовочка»;
- пальчиковая гимнастика «Прилетела к нам вчера».
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Скажите пожалуйста, какое время года следует за весной? (дети – лето)
Воспитатель: - И я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в лес, мы сможем там увидеть много интересного. Но прежде чем отправляться в путь, повторим как нужно вести себя в лесу.
(дети –тихо, не мусорить, не разжигать костров, не рвать цветы)
Воспитатель - Что же может расти на полянке в лесу?
(дети –травка, цветочки)
Воспитатель — Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если есть растения, то кого же мы обязательно увидим?
(дети – насекомые)
Воспитатель: - Правильно, вы знаете что насекомые появляются весной?
(дети: - да, когда ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается из теплых стран птицы…)
Воспитатель: - Хотите увидеть насекомых?
(дети - да)
Воспитатель: - Но для того чтобы их увидеть, нам с вами нужно отгадать загадки. Давайте поиграем в игру «Отгадай».
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки.
(божья коровка)
Воспитатель: - Какая она?
(дети - красная, яркая)
Воспитатель: - Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?
(дети - выделяет горькую, желтую жидкость)
Воспитатель: - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?
(дети - не прикасайтесь ко мне!)
Воспитатель: - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?
(дети - полезное)
Воспитатель: - Какую пользу оно приносит?
(дети - уничтожает тлю)
Воспитатель: - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Воспитатель: - А вы знаете, под листочком кто-то - спрятался, если мы с вами отгадаем следующую загадку, то узнаем, кто там затаился.
С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка -
Зелёненькая спинка. (Кузнечик)
Воспитатель: - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
(дети - в траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
Воспитатель: - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
(дети - мы услышим, как он поет)
Воспитатель: - Чем он делает такие звуки?
(дети -крыльями)
Воспитатель: - Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?
(дети - стрекочет)
Воспитатель: - Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Воспитатель: - А теперь для вас следующая загадка.
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её….
(Стрекоза)
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)
Целый день везде летает,
Очень всем надоедает. (Муха)
Воспитатель: - Посмотрите ребята, сколько красивых цветов. Отгадав еще загадки, мы сможем узнать жителей этой цветочной лужайки.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(дети — Бабочка)
Воспитатель: - Расскажите, какая бабочка?
(дети - красивая, яркая, легкая, разноцветная)
Воспитатель: - Что умеет делать бабочка?
(дети – порхать)
Воспитатель: - Чем питается бабочка?
(дети - соком растений, нектаром)
Воспитатель: -Чем она пьет нектар?
(дети - хоботком)
Воспитатель: - Можно ли ловить бабочек и почему?
(дети - нет, мы можем поранить бабочку)
Физминутка:
Утром бабочка проснулась,
потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
два – изящно покружилась,
Три нагнулась и присела,
на четыре улетела.
(во время физминутки воспитатель вносит заранее заготовленную бабочку)
Дети с воспитателем возвращаются на ковер
Расскажите, какие бабочки по расцветке? (описание бабочек детьми). Что
есть у всех бабочек? А чем они отличаются?
Ответы детей (у них есть усики, туловище, 4 крылышка, лапки и т. д.)
Воспитатель: Обратите внимание, верхние крылышки – правое и левое –
одинаковые по форме и цвету. А нижние?
(дети: - да, и нижние тоже одинаковые.)
Воспитатель: Вот какие чудесные бабочки! Они такие разноцветные, как цветочки, с яркими узорами на крылышках. Они порхают над полянкой и радуются солнышку.
Песенка «Cолнышко».
Воспитатель: - Вы молодцы! Давайте продолжим наше путешествие. Послушайте, как в лесу тихо, наверно все лесные жители спрятались от нас. Если мы с вами хорошо посмотрим, то сможем их увидеть.
(На пути стоит гриб)
Воспитатель: Посмотрите, какой большой гриб. Под этим грибом тоже может, кто то, прятаться, давайте мы с вами отгадаем ещё одну загадку и узнаем, кто же у нас спрятался под грибом.
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт. (Жук)
(следующая вспомогательная загадка)
Я лечу, лечу, лечу
Очень громко я жужжу. (жук).
Ответы детей.
Воспитатель: - Я хочу вместе с вами рассмотреть жука. Какого он цвета?
Что он умеет делать?
(ответы детей)
Воспитатель: - А теперь мы с вами на минутку превратимся в веселых жуков и поиграем в игру «Веселый жук»
Дети встают в круг.
Хором: Я веселый майский жук (дети хлопают в ладоши)
Знаю все сады вокруг. (Разводят руки в стороны)
Над лужайками кружу (кружатся)
Жужжу А зовут меня. (Показывает каждый на себя)
Не кусай, комарик злой (грозят пальчиком)
Я уже лечу домой. (Бег по кругу, с взмахами рук)
Воспитатель: Кого мы встретили в лесу, ребята? (насекомых)
А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Подбери словечко», вам нужно правильно подобрать слова. Я начну, а вы продолжите:
- Майский жук большой, а божья коровка… (маленькая)
- У жука крылья короткие, а у стрекозы… (длинные)
- У бабочки усики тонкие, а у жука… (толстые)
- Шмель жужжит, а кузнечик… (стрекочет)
- Бабочка летает, а гусеница… (ползает)
- Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)
- Пчелы из нектара делают… (мед)
- У птиц 2 лапки, а у насекомых… (шесть)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Всё отгадали и правильно подобрали слова. Ребята, все это – насекомые. Давайте посмотрим на них. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.
Воспитатель: - Каких полезных насекомых мы знаем? Какую пользу они приносят?
(дети - божья коровка, муравей, стрекоза — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мёд, бабочка - опыляет растения.)
Воспитатель: - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
(дети - комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Воспитатель: - Молодцы! Все верно рассказали.
Воспитатель: (показывает заготовку бабочки из бумаги). Давайте раскрасим
её крылышки, а помогут нам цветные карандаши.
Дети самостоятельно выполняют все действия (при необходимости
воспитатель оказывает помощь детям).
Воспитатель: - Посмотрите ребята, какие красивые бабочки у нас получились!
Воспитатель: - теперь давайте отправим наших бабочек порезвиться и
повеселиться на весеннюю полянку. Девочки посадят своих бабочек на
красные цветочки, а мальчики - на синие.
Воспитатель: Моя бабочка тоже хочет присоединиться к своим друзьям
(воспитатель прикрепляет бабочку к цветку).
Воспитатель: Какая красивая у нас получилась полянка! Посмотрите, ребята,
какие красивые и разные у нас получились бабочки, нет ни одной похожей.
Они будут резвиться на нашей полянке, и радовать нас. А я очень рада за вас
– вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы!
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику. Дети сидят на стульчиках.
Пальчиковая гимнастика:
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк (на каждое название насекомого дети загибают
один палец)
И веселый мотылек
Два жука и стрекоза
Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали (машут ладошками)
От усталости упали (роняют ладошки на стол)
Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться домой.
Воспитатель: - Ребята, расскажите мне кого мы с вами встретили на лесной полянке.
(ответы детей)
Воспитатель: - А как мы можем их всех вместе назвать, жука, бабочку, кузнечика и божью коровку.
(ответы детей)
Воспитатель: - Правильно – это все насекомые. А каких насекомых вы еще знаете?
(ответы детей)
Воспитатель: - Какого цвета был кузнечик, бабочка, жук и божья коровка?
Какие части тела есть у этих насекомых?
(ответы детей)
Воспитатель — Молодцы! А что же общего у всех насекомых?
(дети — Голова, грудь, брюшко, 6 ног)
(ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, расскажите мне, как мы должны относиться, к насекомым, животным, птицам, растениям?
(ответы детей)
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Веселые насекомые».
Игра «Веселые насекомые»
Жу – Жу – Жу – жужжит пчела, (дети расставляют руки в стороны)
Я лечу из далека (ритмично помахивают руками)
Зу – Зу – Зу - комар пищит (указательный палец выставляют вперед)
Укусить скорей спешит (Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед)
Уф – уф - уф – как паровоз, (ритмично притопывают ногами)
Шмель пыхтит, - пыльцу привез.
Жук гудит: гужу, гужу (хлопают в ладоши)
Я любого разбужу.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вот какие разные насекомые: одни – радуют глаз (бабочка, стрекоза), другие – помогают людям (пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу.
- Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила по приходу в лес. Я буду говорить вам, что я буду делать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо – «нет».
«Если я приду в лесок».
Если я приду в лесок – я сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если мусор уберу, банку закопаю (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя на природе.
Теперь я за вас спокойна, вы – добрые соседи насекомых.
А я очень рада за вас - вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...